Помощники

Конспект образовательной деятельности

«Помощники»

по конструированию с детьми

старшей группы компенсирующей направленности

Тараканова Светлана Юрьевна,

Степанюк Ольга Вячеславовна,

воспитатели МАДОУ №30,

г. Мончегорск Мурманской обл.

Оборудование и материалы: Наборы кубиков Никитина и даров Фрёбеля, схемы построек «домиков», «ёлочка», «бабочка», «цветочек», «фонарик», «зайца», магнитофон, аудиозапись «Зайчик» (Железнова), плакат, с изображением архитектора; разные виды конструктора, детские постройки, пазлы «Цифры», иллюстрации разных видов домов.

Связь с другими образовательными областями: физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: знакомство с деталями конструктора, рассматривание схем построек, фотографий, иллюстраций, открыток с изображением домов разного вида; беседа на тему: «Дом, в котором ты живешь?»; чтение художественной литературы: Ю.Мориц «Домик с трубой»; Б.Житков «Белый домик»; чтение русских народных сказок;

выставка рисунков «Улицы родного города», разучивание пальчиковой гимнастики «Строим дом».

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление о строении дома, его назначении;
  • Расширять представления детей о разнообразии домов;
  • Продолжать учить детей конструировать постройки по заданной схеме из разных видов конструкторов: кубиков Никитина, даров Фрёбеля.
  • Формировать умение анализировать образцы построек, самостоятельно подбирать необходимые кубики по цвету, устанавливать пространственное расположение частей постройки относительно друг друга.
  • Совершенствовать навыки плоскостного моделирования из геометрических фигур.
  • Систематизировать знания детей о профессии «строитель».
  • Познакомить с понятиями: «чертёж», «архитектор».
  • Развивать речь за счет расширения и активизации словаря: имена существительные (стены, окна, двери, крыша), имена прилагательные (одноэтажный, многоэтажный, игрушечный, сказочный, удобный, тёплый);
  • Совершенствовать умения грамматически правильно составлять предложения различной конструкции.
  • Закреплять порядок цифр от 1 до 8;
  • Совершенствовать умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Развивающие:

  • Развивать конструктивное мышление, память, воображение, внимание воспитанников, мелкую моторику.
  • Развивать умение планировать этапы конструктивно-модельной деятельности, распределять обязанности, согласовывать действия, оценивать результат работы.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие и желание помочь игровому персонажу, умение работать в парах.

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

а). Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. (Читает письмо). «Дорогие ребята, была у меня избушка лубяная, а у лисички ледяная. Растаяла у лисички избушка, попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.  Где мне жить не знаю. Прошу вашей помощи!»

Воспитатель: Кто написал письмо? 

Воспитатель: А как мы можем помочь зайчику? (Дети: выгнать лису, построить новый дом.)

Воспитатель: Я с вами согласна, нужно построить новый дом для зайчика.

  • Основная часть.

Воспитатель: Для начала мы с вами посмотрим, какие разные бывают дома.

– Ребята, что вы можете сказать про это дом?

(Дети: деревянный, этот дом имеет один этаж, значит он одноэтажный).

– А что вы можете сказать про этот дом? 

(Дети: у этого дома много окон и этажей, он многоэтажный).

– Посмотрите откуда этот интересный домик, что вы можете сказать о нем?

(Дети: из сказки, сказочный).

Воспитатель: Ребята, а из каких частей состоит дом?  (фундамент, стены, крыша, перекрытия, окно, двери).

Дидактическое упражнение «Для того, чтобы»

(Дети повторяют за воспитателем начало предложения и заканчивают его самостоятельно или продолжить).

Крыша нужна дому для того, чтобы …

Двери нужны для того, чтобы …

Окна нужны для того, чтобы …

Фундамент нужен для того, чтобы…

Воспитатель:

  • Кто строит дома? (строители)
  • У кого же нам попросить помощи? (у старших ребят, у воспитателей, родителей, у друзей)

Воспитатель: Предлагаю отправиться в гости к Самоделку. Он на «все руки мастер».

  • Как понимаете смысл пословицы? (и машины создаёт и дома строит).

Но чтобы попасть к нему в мастерскую, надо перейти через речку. Как?

(Ответы детей)

Воспитатель: Мостик построим не простой, а состоящий из цифр. Возьмите каждый по одной пластине, будем раскладывать по порядку. У кого первая пластина?

(Дети строят мостик, выкладывая пластины с 1 по 8)

Воспитатель: Теперь мостик готов, можно проходить друг за другом.

Мы шагаем по мосту, (Дети идут, высоко поднимая ноги)

Не простому, цифровому.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, к Самоделкину попали.

б). В мастерской Самоделкина.

Самоделкин: Здравствуйте, ребята. Рад, что хотите помочь Зайчику построить новый домик. Я вам помогу.

Самоделкин: В постройке дома участвуют люди разных профессий.

— А знаете ли вы с чего начинается строительство дома? (Ответы: рисунок, план, схема)

Самоделкин: Рисунок, план, схема – это чертёж, с которого начинается строительство дома. А создает его архитектор. (Плакат- архитектор чертит)

Архитектор -это художник-строитель. Он продумывает план строительства и рисует чертежи различных домов. А строители по этим чертежам возводят здания.

Самоделкин: Как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.

  • Какими качествами должен обладать строитель, чтобы дома были надёжными и красивыми? (трудолюбивыми, находчивыми, ловкими, умными, сильными, дружными, внимательными, старательными).

— Наши строительные бригады готовы к постройке домов, подготовим руки к работе.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Тук да тук — раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)

Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой)

И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе)

Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым)

На двери висит замок, (руки в замок) Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили, постучали и открыли.

Отворяем ворота, проходите все сюда (разводим ладони рук в стороны)

Самоделкин: Собирать домик и выкладывать зайчика мы будем из разного конструктора. Работать будете в парах, поэтому договоритесь, кто с кем хотел бы строить.

Самоделкин: А теперь, пожалуйста, проходите к столам, договоритесь, кто будет строить домик из кубиков, а кто выкладывать зайчика из геометрических фигур.  Ребята, вы можете использовать схему построек, которая по-другому называется чертёж.

Постройка дома из кубиков Никитина и выкладывание зайца из даров Фрёбеля

Анализ построек: Сколько этажей в твоём доме?

Значит он какой? Похвалите свой домик.

Какого цвета крыша? Стены? Какой формы окно?

Какие геометрические фигуры использовали при постройке зайчика?

Самоделкин: Какие замечательные у вас получились дома!

-А возникли ли трудности в работе? Какие?

Самоделкин: Не смотря на трудности, вы все старались, построилинадежные и красивые дома для зайчика.

Давайте порадуем его и в честь новоселья, сделаем подарки, которые вы можете построить из кубиков Никитина, пользуясь чертежом.

(ёлочка -4 кубика, цветок-5, бабочка-4, фонарик-4).

-Что вы сделали в подарок зайчику? (А вы? Что у вас получилось?)

-Расскажите, как порадуют ваши подарки зайчика? (ответы детей)

  • Под ёлочкой будет прятаться от хищных зверей. Зимой будет украшать ёлочку к Новому году. Зайчик будет дышать целебным, ароматным запахом ели.
  • Зайчик будет любоваться красотой цветочка.
  • Бабочка будет радовать своей красотой. Зайчик может поиграть с ней в догонялки.
  • Фонарик повесит на дом, чтобы было светло. С фонариком может ходить в лес, когда темно. Фонарик может помочь найди дорогу друзьям к дому зайчика.

Самоделкин: Как называется схема-рисунок, с помощью вы сегодня выполняли постройки? (Чертёж)

Кто продумывает план строительства и рисует чертежи различных построек? (Архитектор).

 Спасибо всем строительным бригадам!

Самоделкин: А вам, ребята, пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Ребята, давайте пригласим Самоделкина к нам в детский сад и покажем свою творческую мастерскую.

Мы шагаем по мосту, (Дети идут, высоко поднимая ноги)

Не простому, цифровому.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, в детский сад опять попали».

в). Итог:

Воспитатель: Какое доброе дело вы сегодня сделали? Кому помогли?

Как живётся зайчику в вашем доме? Какое у него настроение? А у вас?

Тогда давайте превратимся в зайчиков и поиграем.

Музыкальная игра «Зайчик» (Железнова)

Воспитатель: А теперь покажите Самоделкину постройки из разного конструктора.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.