Конспект образовательной деятельности
«Помощники»
по конструированию с детьми
старшей группы компенсирующей направленности
Тараканова Светлана Юрьевна,
Степанюк Ольга Вячеславовна,
воспитатели МАДОУ №30,
г. Мончегорск Мурманской обл.
Оборудование и материалы: Наборы кубиков Никитина и даров Фрёбеля, схемы построек «домиков», «ёлочка», «бабочка», «цветочек», «фонарик», «зайца», магнитофон, аудиозапись «Зайчик» (Железнова), плакат, с изображением архитектора; разные виды конструктора, детские постройки, пазлы «Цифры», иллюстрации разных видов домов.
Связь с другими образовательными областями: физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: знакомство с деталями конструктора, рассматривание схем построек, фотографий, иллюстраций, открыток с изображением домов разного вида; беседа на тему: «Дом, в котором ты живешь?»; чтение художественной литературы: Ю.Мориц «Домик с трубой»; Б.Житков «Белый домик»; чтение русских народных сказок;
выставка рисунков «Улицы родного города», разучивание пальчиковой гимнастики «Строим дом».
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление о строении дома, его назначении;
- Расширять представления детей о разнообразии домов;
- Продолжать учить детей конструировать постройки по заданной схеме из разных видов конструкторов: кубиков Никитина, даров Фрёбеля.
- Формировать умение анализировать образцы построек, самостоятельно подбирать необходимые кубики по цвету, устанавливать пространственное расположение частей постройки относительно друг друга.
- Совершенствовать навыки плоскостного моделирования из геометрических фигур.
- Систематизировать знания детей о профессии «строитель».
- Познакомить с понятиями: «чертёж», «архитектор».
- Развивать речь за счет расширения и активизации словаря: имена существительные (стены, окна, двери, крыша), имена прилагательные (одноэтажный, многоэтажный, игрушечный, сказочный, удобный, тёплый);
- Совершенствовать умения грамматически правильно составлять предложения различной конструкции.
- Закреплять порядок цифр от 1 до 8;
- Совершенствовать умения выполнять движения в соответствии с текстом.
Развивающие:
- Развивать конструктивное мышление, память, воображение, внимание воспитанников, мелкую моторику.
- Развивать умение планировать этапы конструктивно-модельной деятельности, распределять обязанности, согласовывать действия, оценивать результат работы.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие и желание помочь игровому персонажу, умение работать в парах.
Ход образовательной деятельности:
- Организационный момент.
а). Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. (Читает письмо). «Дорогие ребята, была у меня избушка лубяная, а у лисички ледяная. Растаяла у лисички избушка, попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала. Где мне жить не знаю. Прошу вашей помощи!»
Воспитатель: Кто написал письмо?
Воспитатель: А как мы можем помочь зайчику? (Дети: выгнать лису, построить новый дом.)
Воспитатель: Я с вами согласна, нужно построить новый дом для зайчика.
- Основная часть.
Воспитатель: Для начала мы с вами посмотрим, какие разные бывают дома.
– Ребята, что вы можете сказать про это дом?
(Дети: деревянный, этот дом имеет один этаж, значит он одноэтажный).
– А что вы можете сказать про этот дом?
(Дети: у этого дома много окон и этажей, он многоэтажный).
– Посмотрите откуда этот интересный домик, что вы можете сказать о нем?
(Дети: из сказки, сказочный).
Воспитатель: Ребята, а из каких частей состоит дом? (фундамент, стены, крыша, перекрытия, окно, двери).
Дидактическое упражнение «Для того, чтобы»
(Дети повторяют за воспитателем начало предложения и заканчивают его самостоятельно или продолжить).
Крыша нужна дому для того, чтобы …
Двери нужны для того, чтобы …
Окна нужны для того, чтобы …
Фундамент нужен для того, чтобы…
Воспитатель:
- Кто строит дома? (строители)
- У кого же нам попросить помощи? (у старших ребят, у воспитателей, родителей, у друзей)
Воспитатель: Предлагаю отправиться в гости к Самоделку. Он на «все руки мастер».
- Как понимаете смысл пословицы? (и машины создаёт и дома строит).
Но чтобы попасть к нему в мастерскую, надо перейти через речку. Как?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мостик построим не простой, а состоящий из цифр. Возьмите каждый по одной пластине, будем раскладывать по порядку. У кого первая пластина?
(Дети строят мостик, выкладывая пластины с 1 по 8)
Воспитатель: Теперь мостик готов, можно проходить друг за другом.
Мы шагаем по мосту, (Дети идут, высоко поднимая ноги)
Не простому, цифровому.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, к Самоделкину попали.
б). В мастерской Самоделкина.
Самоделкин: Здравствуйте, ребята. Рад, что хотите помочь Зайчику построить новый домик. Я вам помогу.
Самоделкин: В постройке дома участвуют люди разных профессий.
— А знаете ли вы с чего начинается строительство дома? (Ответы: рисунок, план, схема)
Самоделкин: Рисунок, план, схема – это чертёж, с которого начинается строительство дома. А создает его архитектор. (Плакат- архитектор чертит)
Архитектор -это художник-строитель. Он продумывает план строительства и рисует чертежи различных домов. А строители по этим чертежам возводят здания.
Самоделкин: Как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.
- Какими качествами должен обладать строитель, чтобы дома были надёжными и красивыми? (трудолюбивыми, находчивыми, ловкими, умными, сильными, дружными, внимательными, старательными).
— Наши строительные бригады готовы к постройке домов, подготовим руки к работе.
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Тук да тук — раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым)
На двери висит замок, (руки в замок) Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили, постучали и открыли.
Отворяем ворота, проходите все сюда (разводим ладони рук в стороны)
Самоделкин: Собирать домик и выкладывать зайчика мы будем из разного конструктора. Работать будете в парах, поэтому договоритесь, кто с кем хотел бы строить.
Самоделкин: А теперь, пожалуйста, проходите к столам, договоритесь, кто будет строить домик из кубиков, а кто выкладывать зайчика из геометрических фигур. Ребята, вы можете использовать схему построек, которая по-другому называется чертёж.
Постройка дома из кубиков Никитина и выкладывание зайца из даров Фрёбеля
Анализ построек: Сколько этажей в твоём доме?
Значит он какой? Похвалите свой домик.
Какого цвета крыша? Стены? Какой формы окно?
Какие геометрические фигуры использовали при постройке зайчика?
Самоделкин: Какие замечательные у вас получились дома!
-А возникли ли трудности в работе? Какие?
Самоделкин: Не смотря на трудности, вы все старались, построилинадежные и красивые дома для зайчика.
— Давайте порадуем его и в честь новоселья, сделаем подарки, которые вы можете построить из кубиков Никитина, пользуясь чертежом.
(ёлочка -4 кубика, цветок-5, бабочка-4, фонарик-4).
-Что вы сделали в подарок зайчику? (А вы? Что у вас получилось?)
-Расскажите, как порадуют ваши подарки зайчика? (ответы детей)
- Под ёлочкой будет прятаться от хищных зверей. Зимой будет украшать ёлочку к Новому году. Зайчик будет дышать целебным, ароматным запахом ели.
- Зайчик будет любоваться красотой цветочка.
- Бабочка будет радовать своей красотой. Зайчик может поиграть с ней в догонялки.
- Фонарик повесит на дом, чтобы было светло. С фонариком может ходить в лес, когда темно. Фонарик может помочь найди дорогу друзьям к дому зайчика.
Самоделкин: Как называется схема-рисунок, с помощью вы сегодня выполняли постройки? (Чертёж)
Кто продумывает план строительства и рисует чертежи различных построек? (Архитектор).
Спасибо всем строительным бригадам!
Самоделкин: А вам, ребята, пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Ребята, давайте пригласим Самоделкина к нам в детский сад и покажем свою творческую мастерскую.
Мы шагаем по мосту, (Дети идут, высоко поднимая ноги)
Не простому, цифровому.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, в детский сад опять попали».
в). Итог:
Воспитатель: Какое доброе дело вы сегодня сделали? Кому помогли?
Как живётся зайчику в вашем доме? Какое у него настроение? А у вас?
Тогда давайте превратимся в зайчиков и поиграем.
Музыкальная игра «Зайчик» (Железнова)
Воспитатель: А теперь покажите Самоделкину постройки из разного конструктора.