Из опыта работы
«Метод проектов как одна из инноваций
в экологическом образовании детей»
Осокина Светлана Сергеевна,
старший воспитатель МБДОУ № 17,
г. Кстово Нижегородской обл.
Аннотация. Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в младшем дошкольном возрасте, перекидываем мостик для творческой работы по этой проблеме в старших и подготовительных группах детского сада. Часто из-за недостаточно развитых качеств личности младших дошкольников, таких, как доброта, осознанность, терпимость, детям сложно выбрать правильную линию поведения во взаимодействии с увлекательным миром природы. В ходе работы над проектами мы стремимся прививать своим дошколятам доброе и бережное отношение к наблюдаемым нами образам природы.
Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность, экология, экологическое воспитание, младшие дошкольники
Суть дошкольного образования определяет необходимость новых педагогических технологий, среди которых одной из ведущих является проектная деятельность. Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют в серии связанных одной темой занятий и игр. [3, стр.7]
«Сознание экологическое» — это глубокое понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей, целостности природной среды обитания человека от антропогенных изменений среды жизни на Земле, выходящих за пределы адаптивных способностей человека…» — гласит «Экологический словарь» — Чувствует ли современный человек эту связь? Не предает ли он матушку-Природу? И, заметим, только ли о своей зависимости и пользе должен думать современный житель Земли, выстраивая свои отношения с ней?
Ответы на эти вопросы обступают нас повсюду: загрязненная среда, исчезающая биосфера, а еще — ожесточение нравов, которое не щадит и человека… Потому экологическое воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения. Эта проблема для нас необычайно значима. Ведь дошкольный возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания и накопления представлений об окружающем мире. Задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста – не просто заложить первые представления и ориентиры в мире природы, но и поселить глубокий эмоциональный отклик, чувства уважения и любви. Мы выбрали для реализации поставленных задач метод проектов, который поможет выстроить работу по заявленной проблеме в пространстве ФГОС ДО, т.к. метод проектов основывается на сотворчестве всех участников образовательного процесса.
Цель нашей работы в рамках проектной деятельности — разработка и реализация экологических проектов, способствующих нравственно-экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Были поставлены следующие задачи:
1. Овладение технологией проектирования как инструмента саморазвития ребенка.
2.Построение образовательного процесса, основанного на активном взаимодействии с детьми в достижении цели экспериментальной работы с учетом их личных интересов и возрастных особенностей.
3.Формирование у младших дошкольников начал осознанного и бережного поведения по отношению к объектам окружающей природы.
4.Способствовать развитию социально-личностных качеств, эмоциональной сферы каждого ребенка.
Совместную деятельность с детьми в ходе экспериментальной работы мы организовали по следующим направлениям: совместные экскурсии на природу, наблюдения, участие в экологических проектах:
«Ёлочка — зеленая иголочка». Цель проекта — воспитание у детей младшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе, первоначальных знаний об охране объектов природы.
«Каждой пичужке свою кормушку». Цель проекта – воспитание у детей младшего дошкольного возраста доброжелательного отношения к птицам, формирование необходимых знаний о зимующих птицах, ответственного и бережного отношения к ним.
Работе над проектами уделяется 1-2 максимум 3 недели. Участниками проектов стали дети младшей группы, воспитатели, родители. Причем каждый ребенок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта. А задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребёнка выполнить то, что они считают важным, нужным для реализации проекта, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность. [3, стр.11]. Основная идея проектов интегрировалась во многие образовательные области (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое):
-совместный уход за растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье;
-сбор коллекций природных материалов;
-выставки совместных рисунков, сотворчества детей и родителей («Елочка красавица – всем нам очень нравится»), фотографий, коллективных работ воспитателя и детей «Как мы птицам помогали – семечками угощали» и т.д.;
-природоохранные акции: «Елочку-красавицу ребята сохраним, ладошкою закроем в обиду не дадим» (формирование у детей младшего дошкольного возраста первоначальных знаний об охране объектов природы), «Гостинцы из дома» (воспитание у детей младшего дошкольного возраста ответственного и бережного отношения к зимующим птицам).
В группе организован центр природы, подобрана соответствующая литература для детей, фотографии, дидактические и настольно-печатные игры, природный материал для самостоятельных игр и экспериментирования. Подобраны растения в соответствии с требованиями и оборудование для ухода за ними. Обширная библиография со стихами Е. Благининой, Ю. Мориц, А. Барто, А. Прокофьева, С. Капутикян, классиков Золотого и Серебряного века… — этот бесценный этико-эстетический материал подпитывает нашу работу.
Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Так и в ходе работы над экологическими проектами активную роль в достижении нравственно-экологических задач сыграли родители наших воспитанников. Родители проявили свое творчество в изготовлении кормушек для зимующих птиц. У себя дома вместе с мамами дети создавали красивые панно с использованием различных видов круп. Родители помогали детям готовить «гостинцы из дома», (семена подсолнуха, крупа, зерно и т.д), которыми они наполняли свои мешочки и помогали заботится о зимующих птицах у себя дома. Благодаря активному участию родителей была организована выставка «Ёлочка-красавица всем нам очень нравится» в рамках экологического проекта «Ёлочка — зеленая иголочка».
Благодаря возможностям интернета оформление папок-передвижек стало интересным и увлекательным процессом. Так для родителей педагоги регулярно изготавливают папки-передвижки, составленные с учетом основной идеи экологических проектов:
папка-передвижка «Сохраним живую ель» — цель — раскрытие проблемы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста, через формирование бережного отношения к природе; рассказ о преимуществах искусственных елей перед живыми.
папка-передвижка «Поможем пернатым друзьям пережить зиму» — цель — рассказать о том, какую помощь мы можем оказать птицам зимой: сделать для них кормушки, демонстрация видов кормушек, приготовить корм, виды корма.
Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в младшем дошкольном возрасте, перекидываем мостик для творческой работы по этой проблеме в старшей группе детского сада. Часто из-за недостаточно развитых качеств личности младших дошкольников как доброта, осознанность, терпимость детям сложно выбрать правильную линию поведения во взаимодействии с увлекательным миром природы. В ходе работы над проектами мы стремимся прививать своим дошколятам доброе и бережное отношение к наблюдаемым нами образам природы. Задача построить процесс общения так, чтобы он стал увлекательным для детей и в тоже время решал главную цель экологического проекта решалась легко. Так в проекте «Каждой пичужке свою кормушку» для каждого участника мы приготовили специальные мешочки, которые они дома, не без помощи родителей, наполняли кормом для зимующих птиц (семенами подсолнуха, крупой, зернами пшеницы и т.д). Во время прогулки в детском саду дети насыпали корм в кормушки, угощали пернатых друзей гостинцами из дома, а самое главное, помогали им выжить в трудное для них время.
Чтобы любить – надо и знать. Очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления об изучаемых объектах природы, в том числе и для использования таких знаний в формировании навыков доброжелательного отношения к ним. Это возможно благодаря использованию в работе различных методов и приемов. Так, в проекте «Ёлочка — зелёная иголочка» мы использовали метод экспериментирования (изучение свойств воды), когда мы вместе с детьми сначала готовили цветную воду, затем разливали ее в формы и замораживали. В результате у нас получились красивые, разноцветные льдинки, которыми дети с радостью украшали маленькую елочку на участке детского сада. В проекте «Каждой пичужке свою кормушку» мы с ребятами изготовляли витаминную сосульку для птиц. Дети наполняли прозрачную емкость разными видами корма для птиц (семенами подсолнечника, зерном, замороженными ягодами, крупой). После того как баночка была доверху заполнена, мы налили воду, а затем ставили ее в морозильную камеру. Через несколько дней мы увидели необычную и очень красивую, а самое главное полезную для птиц сосульку, которую повесили на дерево на нашем участке, для того чтобы порадовать наших пернатых друзей.
Итогом проектной деятельности явились выставки, совместное творчество детей и родителей: Выставка«Ёлочка красавица – всем нам очень нравится», коллективная работа воспитателя и детей «Как мы птицам помогали – семечками угощали», тематическая экологическая газета «Первые уроки сострадания». В данной газете мы осветили работу, проделанную вместе и детьми, и родителями по проекту «Каждой пичужке свою кормушку», поэтому она и названа тематической. Цель её — в очередной раз заинтересовать родителей проблемой бережного и не равнодушного отношения к окружающей нас природе. Показать на примере их подрастающих малышей, какие нравственные качества мы должны воспитывать в них: сочувствие, сострадание и внимание ко всему живому, что нас окружает.
В повседневной деятельности мы продолжаем работу в решении задач нравственно-экологического воспитания детей: к примеру, привлекаем детей к уходу за комнатными растениями, в поливе цветов. Наблюдая за растениями в группе, мы учимся определять их состояние, «настроение». Так, например, если у бальзамина листочки наклонились, значит, растение загрустило и его нужно развеселить. Дети знают, что для этого нужно сделать, полить растение и ненадолго поставить на солнышко погреться и т.д.
Эффективное использование проектного метода предполагает реализацию поставленных задач в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели. Поэтому, в дальнейшем мы планируем продолжить работу по созданию и реализации экологических проектов.
Список литературы
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
- Иваничкина Т.А. и др. Развитие личности ребёнка в проектной деятельности: познавательно-творческие, игровые, экологические проекты. – Волгоград.:Учитель. –122 с.
- Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2015. – 95 с.
- Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.
- Порхунова В.В. Планирование эколого-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2004. – 108 с.
- Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для дошкольников. — М.: Издательство РОСТ, 2013. — 96 с.