Международный день без бумаги

Исследовательский проект

«Международный день без бумаги»

в старшей группе

Агеева Наталья Леонидовна,

воспитатель МКДОУ № 364,

 г. Новосибирск

Вид проекта: краткосрочный, исследовательский, групповой.

Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы

Актуальность:

Бумага – ценнейшее изобретение человечества. Её использование безгранично, но это имеет отрицательные последствия. Только усилия каждого человека могут повлиять в положительную сторону решение этой глобальной проблемы – загрязнение воздушного пространства Земли. С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают — уменьшаются.

Постановка проблемы:

Вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «На чем рисовать?», «Где взять бумагу?», «Купить в магазине» — послышались советы детей. Я поддержала общение детей: — «А откуда она взялась в магазине?», «Кто и из чего сделал бумагу?», «Так ли она необходима людям?», «А что было бы, если бы исчезла вся бумага?», «как можно передать сообщение без бумаги?».

Эти вопросы остались без ответа. Так было решено в интересной и увлекательной форме получить ответы на вопросы о происхождении и роли бумаги в жизни человека.

Цель: Прививать  детям экологическую культуру и ответственное отношение к использованию природных ресурсов.

Задачи:

1. Дать детям представление о том, на чём писали, когда не было бумаги.

2. Вызвать у детей желание попробовать рисовать как древние люди.

3. Изучить историю возникновения бумаги.

4. Вызвать у детей желание изготовить бумагу в домашних условиях.

5. Исследовать и проанализировать свойства бумаги.

6. Развивать познавательную активность детей и поисковую деятельность.

7. Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.

 Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

– подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;

– подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности. 

Организационный этап:

Беседы: «Задолго до появления бумаги…», «История возникновения бумаги», «Применение бумаги», «Вторя жизнь бумаги», «Лес в жизни человека», «Что такое макулатура».

Просмотр видеороликов:

«История возникновения бумаги» (из серии «Шишкин лес»),

«Фиксики» (серия «Бумага»),

«Современное производство бумаги».

 Чтение художественной литературы:

 «Я листок бумажный», «В сказочном царстве»,«Шуршат осенние кусты» Ф. Усачев, «Лист бумаги» С. Михалков, «Смешной цветок» Агния Барто, «Под рукой оживают цветы» В. Н. Напреенко, «Простой листок бумаги» Н. Колесова, «Бумажный кораблик по имени «Книга» А. Сметанин, «Сказка о бумажной фее» З. Литвинова,«Сказка о бумажной балерине» Д. Новак, «Сказка о чистом листе бумаги» Е. Сосна, «Откуда пришла бумага?» Б.Житков

Игровая деятельность:

Словесные игры: «Что бывает из бумаги», «Бывает – не бывает»,

Дидактические игры: «Определи на ощупь», мемо «Виды бумаги» (сделанная своими руками), «Для чего нужна эта бумага?» (сделанная своими руками)« Волшебная бумага»,«Бумажная фея»,«Что изменилось?»,«Найди нужный вид бумаги»,«Из какой бумаги сделано?»

 Физкультминутки: «Бумажные фантики», «Свеча», «Мы бумагу мяли, мяли»

 Дыхательная гимнастика: «Бумажный комочек»

 Речевые игры: «Закончи предложение»,«Скажи наоборот»,«Бумажная, бумажный, бумажные»,«Так не бывает».

Составление рассказов по схемам: «Опиши предмет».

 Мастер – класс с детьми: «Изготовление бумаги» 

 Экспериментальная деятельность:

«Свойства бумаги»

«Как можно передать сообщение без бумаги?» (выложить из палочек, ложек, листьев, верёвочек, камней,  написать на песке, на стекле, на глине, мелом на асфальте, выложить буквы своим телом)

Акции:

«Сдай  макулатуру –сохрани дерево»

«Дадим вторую жизнь упаковке»  (изготовление атрибутов из тетропаков для сюжетных игр: дома, бензоколонки, машины, автобусы, рации и т.д)

Заключение

Проведенная работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения бумаги; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми, сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.

В процессе исследовательской работы дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжными материалами и материалами Интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала. Полученные знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.

 Список литературы

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Мозаика- синтез, 2020

Н. Е Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно — исследовательская деятельность дошкольников, Мозаика-синтез, 2012

В. В. Гербова «Занятия по развитию речи», Мозаика- синтез.- М, 2011

О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», Мозаика — синтез, М, 2011

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», «Цветной мир», М., 2017

Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Составители: М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова, Волгоград, Издательство «Учитель», 2012

Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.- М.: Педагогическое общество России, 20

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.