Конспект образовательной деятельности
«Мир звуков и букв»
для детей подготовительной к школе группы
Лисовская Елена Викторовна,
учитель-логопед ГКДОУ № 34,
г. Невинномысск
Коррекционно-образовательные задачи:
— закреплять умение находить по звуковым схемам нужные слова, также находить в словах нужные звуки и называть их; умение собирать слова из букв и читать предложения, опираясь на схемы; в самостоятельной деятельности умение находить и исправлять ошибки, допущенные при звуко-буквенном разборе слова Марта;
— совершенствовать: умение читать слова по первым звукам нескольких картинок; умение читать наполовину стертые слова; находить зеркальные буквы; умение называть маленькие слова, которые прячутся в большом слове; умение дополнять слова буквой, получая при этом новое слово; совершенствовать навык беглого чтения предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
— развивать речевую активность, зрительное и слуховое внимание и восприятие, логическое мышление;
— повышать познавательную коммуникативную мотивацию.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
- воспитывать бережное отношение к природе, ее красоте.
Оборудование: звуковые схемы слов, сшитая авторская кукла Марта, картинки, буквы, зеркальные буквы плакат с текстом, картонные цветы, зашифрованные предложения на листах А4, картинки с изображением злых ошибок, картонный замок, фланелеграф, наборное полотно, мольберт, полустерые слова.
Ход образовательной деятельности:
I. Оргмомент
Логопед: Дети у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости, чтобы посмотреть и послушать, как вы умеете красиво говорить. Поздоровайтесь с гостями и назовите свои имена. Найдите свой стульчик по звуковой схемой вашего имени и встаньте перед ним. А теперь сядет на стульчик тот, кто прочитает глазами слоги, запомнит и назовёт их.
II. Работа по теме
Логопед: Дети, у нас в гостях красивая кукла. Как ее зовут вы узнаете, если соберете первые буквы названия картинок. Итак, на картинку посмотри, ее верно назови (картинки: мак, апельсин, руль, такси, арбуз).
Ответ: Ёе зовут Марта.
Логопед: Что ещё так называют?
Ответ: Похоже на название первого осеннего месяца.
Логопед: Выберете себе любую карточку с разбором слова Марта и садитесь за столы. В каждой карточке сидит вот кто (показывает изображение злой ошибки). Найдите ее.
А теперь я вас приглашаю в королевство зеркал. Что вы видите.
Ответ: Буквы.
Логопед: Какие буквы?
Ответ: Зеркальные.
Логопед: Все ли буквы зеркальные?
Ответ: Нет.
Логопед: Назовите только зеркальные буквы.
Ответ: Б, Й, С, К
Логопед: А хотите мы эти буквы заколдуем, только нужно внимательно посмотреть и запомнить, какая буква за какой стоит (один ребёнок убирает буквы). Проверим, как вы запомнили каких букв не стало. Какая буква стояла после буквы З.
Ответ: Ы.
Логопед: А за буквой Э.
Ответ: К
Логопед: Какая буква стояла между буквой Я и буквой Э?
Ответ: Й
Логопед: Какая буква стояла слева от буквы Я.
Ответ: Б
Логопед: Какая буква стояла справа от буквы К.
Ответ: С
(Ребёнок, который отвечает ставит букву на место)
Логопед: В королевстве кривых зеркал мы превратили буквы в настоящие. Сейчас поиграем. Напоминаю правила игры: на поставленный вопрос отвечать быстро и чётко, злые ошибки все время следят за вами, не ошибайтесь, а то они радуются. Начали!
Сколько мягких согласных звуков в слове Река, Листья? Назовите их.
Найдите мягкий согласный звук в слове Ива?
Сколько твёрдых согласных звуков в слове Домик, Линейка? Назовите их.
Сколько гласных звуков в слове Ира, Эскимо? Назовите их.
Назовите ударный гласный в слове Лиса, Кабина, Пылесос?
Сколько слогов в слове Бал, Демонстрация, Обида, Аквариум?
Назовите маленькое слово, которое прячется в большом: шутка (утка); гроза (роза); крот ( рот); тигры ( игры); экран (кран).
Дополните слово, чтобы получилось новое: мех-смех; лён-клен; луг-плуг; конь-коньки; сыр-сырой.
Физминутка:
Логопед: Выйдите из-за стульчиков, сделайте кружок и выполните упражнение «Подснежник»:
В саду, где берёзки
Столпились гурьбой
Подснежника глянул
Глазок голубой
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом подтянулся
Из всех своих маленьких сил прогнулся
И тихо спросил:
«Я вижу погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда
Что это весна?»
Логопед: Дети, пройдёмте на лесную поляну, где растут необычные цветы. Смотрите, весенний дождь смыл половину букв. Но мы попробуем прочитать, какие цветы растут на поляне. Выберите себе цветочки и прочитайте их. И скажите, когда появляются все эти цветы? Ответ: ранней весной.
Логопед: Дети, если эти цветы появляются первыми, как их можно назвать?
Ответ: Первоцветы.
Логопед: Кто скажет, а почему нельзя рвать первоцветы?
( Прочитаем плакат, который об этом говорит)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Логопед: И чтобы в нашей группе было ещё краше, я предлагаю закончить вместе картину.
Перед вами карточки с буквами. Нужно собрать предложения; складывая буквы в слова и дополнить картину.
Схемы предложений вы видите внизу.
Небо голубое; трава молодая; первые цветы; бежит ручеёк; птицы поют; вышел медведь.
Логопед: Как можно назвать эту картину?
Ответ: «Весна»; «Ранняя весна»; «Наступила весна»; «Пришла весна»; «Весна вернулась»…
Логопед: Мы сами себе сделали подарок — замечательную весеннюю картину.
III. Заключительная часть.
Логопед: Дети, а почему наши злые ошибки такие грустные?
Ответ: Потому, что мы сделали мало ошибок.
Логопед: А где же вы ошибались?
Ответ: Мы ошибались при разборе слова Марта, в играх… .
Логопед: А где ни разу не ошиблись?
Ответ: Мы ни разу не ошиблись в королевстве зеркал, когда читали полустертые слова, когда составляла картину.
Логопед: Молодцы, ребята, все хорошо занимались. Вы много уже знаете, порадовали меня и гостей. Наше занятие закончилось, до свидания!