Мир звуков и букв

Конспект образовательной деятельности

 «Мир звуков и букв»

для детей подготовительной к школе группы

 

Лисовская Елена Викторовна,

                                                                                 учитель-логопед ГКДОУ № 34,

г. Невинномысск

 

Коррекционно-образовательные задачи:

— закреплять умение находить по звуковым схемам нужные слова, также находить в словах нужные звуки и называть их; умение собирать слова из букв и читать предложения, опираясь на схемы; в самостоятельной деятельности умение находить и исправлять ошибки, допущенные при звуко-буквенном разборе слова Марта;

— совершенствовать: умение читать слова по первым звукам нескольких картинок; умение читать наполовину стертые слова; находить зеркальные буквы; умение называть маленькие слова, которые прячутся в большом слове; умение дополнять слова буквой, получая при этом новое слово; совершенствовать навык беглого чтения предложений.

Коррекционно-развивающие задачи:

— развивать речевую активность, зрительное и слуховое внимание и восприятие, логическое мышление;

— повышать познавательную коммуникативную мотивацию.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
  • воспитывать бережное отношение к природе, ее красоте.

Оборудование: звуковые схемы слов, сшитая авторская кукла Марта, картинки, буквы, зеркальные буквы плакат с текстом, картонные цветы, зашифрованные предложения на листах А4, картинки с изображением злых ошибок, картонный замок, фланелеграф, наборное полотно, мольберт, полустерые слова.

Ход образовательной деятельности:

I. Оргмомент

Логопед: Дети у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости, чтобы посмотреть и послушать, как вы умеете красиво говорить. Поздоровайтесь с гостями и назовите свои имена. Найдите свой стульчик по звуковой схемой вашего имени и встаньте перед ним. А теперь сядет на стульчик тот, кто прочитает глазами слоги, запомнит и назовёт их.

II. Работа по теме

Логопед: Дети, у нас в гостях красивая кукла. Как ее зовут вы узнаете, если соберете первые буквы названия картинок. Итак, на картинку посмотри, ее верно назови (картинки: мак, апельсин, руль, такси, арбуз).

Ответ: Ёе зовут Марта.

Логопед:  Что ещё так называют?

Ответ: Похоже на название первого осеннего месяца.

Логопед:  Выберете себе любую карточку с разбором слова Марта и садитесь за столы. В каждой карточке сидит вот кто (показывает изображение злой ошибки). Найдите ее.

А теперь я вас приглашаю в королевство зеркал. Что вы видите.

Ответ: Буквы.

Логопед: Какие буквы?

Ответ: Зеркальные.

Логопед: Все ли буквы зеркальные?

Ответ: Нет.

Логопед: Назовите только зеркальные буквы.

Ответ: Б, Й, С, К

Логопед: А хотите мы эти буквы заколдуем, только нужно внимательно посмотреть и запомнить, какая буква за какой стоит (один ребёнок убирает буквы). Проверим,  как вы запомнили каких букв не стало. Какая буква стояла после буквы З.

Ответ: Ы.

Логопед: А за буквой Э.

Ответ: К

Логопед: Какая буква стояла между буквой Я и буквой  Э?

Ответ: Й

Логопед: Какая буква стояла слева от буквы Я.

Ответ: Б

Логопед: Какая буква стояла справа от буквы К.

Ответ: С

(Ребёнок, который отвечает ставит букву на место)

Логопед: В королевстве кривых зеркал мы превратили буквы в настоящие. Сейчас поиграем. Напоминаю правила  игры:  на поставленный вопрос отвечать быстро и чётко, злые ошибки все время следят за вами, не ошибайтесь, а то они радуются. Начали!

Сколько мягких согласных звуков в слове Река, Листья? Назовите их.

Найдите мягкий согласный звук в слове Ива?

Сколько твёрдых согласных звуков в слове Домик, Линейка? Назовите их.

Сколько гласных звуков в слове Ира, Эскимо? Назовите их.

Назовите ударный гласный в слове Лиса, Кабина, Пылесос?

Сколько слогов в слове Бал, Демонстрация, Обида, Аквариум?

Назовите маленькое слово, которое прячется в большом: шутка (утка); гроза (роза); крот ( рот); тигры ( игры); экран (кран).

Дополните слово, чтобы получилось новое: мех-смех; лён-клен; луг-плуг; конь-коньки; сыр-сырой.

Физминутка:

Логопед: Выйдите из-за стульчиков, сделайте кружок и выполните упражнение «Подснежник»:

В саду, где берёзки

Столпились гурьбой

Подснежника глянул

Глазок голубой

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом подтянулся

Из всех своих маленьких сил прогнулся

И тихо спросил:

«Я вижу погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда

Что это весна?»

Логопед: Дети, пройдёмте на лесную поляну, где растут необычные цветы. Смотрите, весенний дождь смыл половину букв. Но мы попробуем прочитать,  какие цветы растут на поляне. Выберите себе цветочки и прочитайте их. И скажите, когда появляются все эти цветы? Ответ: ранней весной.

Логопед: Дети, если эти цветы появляются первыми, как их можно назвать?

Ответ: Первоцветы.

Логопед: Кто скажет, а почему нельзя рвать первоцветы?

( Прочитаем плакат, который об этом говорит)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

Логопед: И чтобы в нашей группе было ещё краше, я предлагаю закончить вместе картину.

Перед вами карточки с буквами. Нужно собрать предложения; складывая буквы в слова и дополнить картину.

Схемы предложений вы видите внизу.

Небо голубое; трава молодая; первые цветы; бежит ручеёк; птицы поют; вышел медведь.

Логопед: Как можно назвать эту картину?

Ответ: «Весна»; «Ранняя весна»; «Наступила весна»; «Пришла весна»; «Весна вернулась»…

Логопед:  Мы сами себе сделали подарок — замечательную весеннюю картину.

III. Заключительная часть.

Логопед: Дети, а почему наши злые ошибки такие грустные?

Ответ: Потому,  что мы сделали мало ошибок.

Логопед: А где же вы ошибались?

Ответ: Мы ошибались при разборе слова Марта, в играх… .

Логопед: А где ни разу не ошиблись?

Ответ: Мы ни разу не ошиблись в королевстве зеркал,  когда читали полустертые слова, когда составляла картину.

Логопед: Молодцы, ребята, все  хорошо занимались. Вы много уже знаете, порадовали меня и гостей. Наше занятие закончилось, до свидания!

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.