Конспект образовательной деятельности
«Дифференциация звуков и букв З-Ж»
Неводничик Надежда Игнатьевна,
учитель-логопед МБДОУ № 8,
г. Заполярный Мурманской обл.
Задачи:
— коррекционные
1) закреплять правильное произношение звуков [з], [ж] в словах, во фразовой речи;
2) развивать фонематический слух;
2) развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата;
3) развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление;
— образовательные
1)учить дифференцировать звуки [З] и [Ж] в словах и предложениях;
2)развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [З] и [Ж];
3)формировать навыки слогового и звукового анализа слов;
4) учить оставлять предложения и их по графические схемы;
5) упражнять в согласовании существительных с местоимениями;
— воспитательные:
1) соблюдать правила поведения на занятии;
2) формировать чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи.
Оборудование:
— картинки с изображением жука и комара; волка;
— предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах;
— сказочный домик.
Предварительная работа:
— дидактические игры «Поймай звук», «На какой звук начинается слово», «Четвертый лишний»;
— рассматривание картинок.
Ход образовательной деятельности:
- Оргмомент.
Логопед: Поздоровайтесь с друзьями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Другу дайте руку слева
И скорей вставайте в круг,
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай,
Друга называй по имени,
Утра доброго желай.
(Дети передают мяч по кругу и желают «Доброе утро, Алина»)
- Логопед: Отгадайте загадки
Летит, пищит.
Ножки длинные тащит
Случай не упустит.
Сядет и укусит…(комар)
Логопед: Как звенит комар?
Какой слышится звук?
Посмотрите, какой красивый комар пришел к нам сегодня в гости (демонстрируется иллюстрация комара)
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (жук)»
Логопед: Как жужжит жук?
Посмотрите, какой красивый жук пришел к нам сегодня в гости
(демонстрируется иллюстрация жука)
Логопед: Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
- Сравнение артикуляции звуков З-Ж.
Логопед: Ребята, расскажите все, что вы знаете о звуке [Ж].
(Звук [Ж] – согласный, твердый, звонкий, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок»)
Логопед: Расскажите, все, что вы знаете о звуке [З].
(Звук [З] – согласный, твердый, звонкий, язык у нижних зубов «чашечкой», дует «холодный ветерок»)
Логопед: Жук и Комарик очень рады, что вы хорошо знаете про их звуки. Давайте выясним, чем похожи, чем отличаются звуки З –Ж
Произнесем перед зеркалом сначала звук [з] потом звук [ж]. Сравним их.
а) сходство: эти звуки согласные, звонкие, твердые.
б) различия: место образования
[з] – кончик языка за нижними зубами
[ж] – язык в верхнем положении
в) губы: при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёд
г) воздушная струя: при произнесении [з] – холодная, [ж] – тёплая.
- Игра «Кто красивее произнесет звук»
Логопед: Однажды Комарик и Жук устроили соревнование: кто
произнесет свой звук красивее. Давайте мы им поможем (две команды).
- Хлопни, когда услышишь слово со звуком [з] один раз, а со звуком [ж] два раза.
Заяц, жираф, незабудки,
абажур, зоопарк, стрекоза,
ужи, животное, зубр,
журавли, кожа, закат,
жасмин, гвоздики.
- Разделить предметные картинки. На столе лежат картинки.
Задание: разделить картинки на две группы,
картинки для комарика положить слева, для жука — справа.
Определение позиции (сначала на З, потом на Ж)
7. Игра «Жадина»
Задание: Дети по цепочке называют свою картинку, которая лежит на столе, со словами «мой, моя, мое».
- Игра «Четвертый лишний»
Жаба, жук, жадина, зуб.
Заяц, зоопарк, журнал, забор.
Коза, жук, зуб, береза.
Журнал, пожар, зонт, жираф.
- Игра «Комары и жуки».
Журавленок встал на ножки,
Пошагать решил немножко.
Смотрит вдаль из-под ладошки.
Кто там скачет по дорожке?
Зайцы вышли на лужок.
Зайцы стали все в кружок.
Важно подняли головки.
Посмотрите, как мы ловки!
(Движения по содержанию)
Комары летят, комары гудят.
Дети — комары — вылетают и гудят: «з-з-з».
Жуки летят, жуки жужжат.
Дети — жуки — вылетают и жужжат: «ж-ж-ж».
Я — сова, большая голова,
На суку сижу, во все стороны гляжу,
Жуков, комаров ловлю! Лечу!
На слово «лечу» ребенок-сова делает взмах руками, как крыльями, ловит детей. Пойманный становится совой.
- Игра «Дружный теремок»
У Жука и в Комара очень много друзей. Все они вместе построили красивый дом.
— Сколько этажей? Какой дом?
Давайте поможем друзьям комарика и жука заселить дом. На первом этаже будут жить животные, в названии которых один слог. На втором этаже – 2 слога. На третьем этаже 3 слога.
Расселить по количеству слогов
- Жук, уж
- Коза, жираф
- Стрекоза, ежонок
- Жеребенок
— Кто в теремочке живет?
— Кто живет на 1,2,3 этаже?
— Кто живет на чердаке?
— Кто под ежиком? над, между, выше всех, ниже всех?
- Игра «На лужайке»
Однажды друзья вышли из домика и начали играть на лужайке. Вдруг из леса выбегает волк. Все зверята и насекомые спрятались за забор.
Ответы на вопросы:
— Кто спрятался за забором?
— Кто выглядывает из-за забора?
- Расшифруй слово по первым звукам и найдешь то, что потеряли животные
Когда животные убегали от злого волка, они что-то потеряли. А что потеряли, мы узнаем, когда расшифруем слово по первым звукам.
Сила (солнце, иголка, лопата, арбуз)
Теперь с вашей помощью они обрели силу, стали сильными и смелыми и больше не будут прятаться от волка.
- Игра «Придумай предложение»
Логопед: Ребята, выполните еще оно задание от жука и комарика. У вас на столе лежат две картинки, Придумайте с этими словами предложение и выложите это предложение из полосок.
Две картинки
Ежик – зонт
Береза – жаба
Коза – желуди
Ужи – забор
Одежда – звездочки
Жираф – язык
Ваза – флажок
Гнездо – ежик
Береза – морж
Лыжи – коза
Нож – арбуз
Роза – лужа
Мороженое – стрекоза
(выложить предложение из полосок)
- Итог
Логопед: Жуку и комарику очень понравилось у вас на занятии. Они очень много узнали про свои звуки и за это дарят вам подарки.