Конспект образовательной деятельности
«Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
для детей старшей группы
Ткаченко Лариса Анатольевна,
воспитатель МДКОУ «Детский сад «Солнышко»,
д. Амосовка, Медвенский район Курской обл.
Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
- Формировать у детей активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа.
- Обучать детей способам планирования собственного рассказа.
- Активизировать и обогащать словарный запас.
- Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания.
Методические приемы: чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов-предметов к словам- признакам; встраивание графической мнемодорожки к рассказу; договаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, набор схем для графического плана.
Предварительная работа:
- Чтение рассказа В.Бианки «Купание медвежат».
- Изучение лексической темы «Дикие животные».
- Рассматривание иллюстраций, картинок.
- Рисование, лепка по содержанию рассказа.
Лексический материал:
Слова, сложные по семантике – охотник, шлепок, шиворот, окунать, знойный.
Слова, сложные по слоговой структуре: медвежонок, медведица, выполоскала.
Ход образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Воспитатель: Я приглашаю вас на прогулку в лес. Встали на лужок, сделали кружок.
А попасть в лес нам поможет пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «В гости к мишкам»
Нас позвали мишки в гости
(ладони на щеках, качаем головой),
И пошли мы по дорожке
(пальцы «шагают» по столу).
Топ-топ (ладони хлопают по столу),
Прыг-прыг(кулачки стучат по столу),
Чики-брики (ладони хлопают поочередно по полу),
Чики-брик(кулачки стучат поочередно по столу).
Видим дерево высокое
(наставляем кулачки друг над другом),
Видим озеро глубокое
(волнообразные движения кистями).
Топ-топ
Прыг-прыг
Чики-брики
Чики-брик
Птицы песенки поют (ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют (пальцы одной руки «клюют» ладонь другой и наоборот),
Никому их не дают (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак).
Топ-топ, Прыг-прыг Чики-брики
Чики-брик
В гости к мишкам мы пришли
(показать кистями рук треугольник – «крышу»),
Дверь в избушке мы нашли,
Постучали: раз-два-три
(постучать кулаком о ладонь),
Поскорей нам отвори!
(сжимаем и разжимаем кулаки).
- Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов – признаков по теме «Дикие животные».
В лесу живут разные звери. Рассмотрите внимательно картинки. Узнайте, о ком я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), ловкая (белка), сильные (лоси).
А теперь, попробуйте вы назвать признаки животного, чтобы мы догадались, о ком вы говорите (лиса, еж).
А кого из зверей называют хозяином леса? (медведь). Как можно назвать медведя ласково? (медведюшко, мишенька, мишутка, медвежонок).
- Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.
Сегодня я хочу вам прочитать рассказ В.Бианки «Купание медвежат». Внимательно послушайте рассказ!
Чтение адаптированного рассказа:
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
- Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы.
— Где шел охотник? (Охотник шел по берегу лесной реки).
— Что услышал охотник? (Охотник услышал громкий треск).
— Куда влез охотник? (Охотник влез на дерево).
— Кто вышел из чащи? ( Из чащи вышли большая бурая медведица и два веселых медвежонка).
— Как схватила медведица медвежонка? ( Медведица схватила медвежонка за шиворот и стала окунать в воду).
— Что делал медвежонок, которого купала медведица? (Медвежонок визжал и барахтался).
— Что сделал другой медвежонок? (Медвежонок испугался и пустился удирать в лес).
— Что сделала мать? (Мать догнала его, надавала шлепков и в воду стала окунать).
— Какие были медвежата после купания? (Медвежата были довольные после купания. Был знойный и им было жарко в густых лохматых шубах).
— Куда скрылись медведи после купания? (медведи после купания скрылись в чаще).
— Как вы думаете, охотнику интересно было наблюдать за медвежьей семьей? Расскажет он своим друзьям, что видел? А вы бы рассказали?
- Физкультминутка «Водопой».
Жарким днем, лесной тропой звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.
- Коллективное составление предложений по опорному слову.
По составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.
Шел… Услышал… Испугался… Вышли… Схватила… Другой…Догнала…
Остались… День… Жарко… Скрылись…Слез…
- Повторное чтение рассказа.
Педагог: Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его хорошо запомнить. Схемы вам в этом помогут.
- Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти. Все дети по цепочке пересказывают рассказ. В завершении один ребенок повторяет рассказ целиком.
- Рефлексия.
— Чем занимались?
— Чему научились?
— Что запомнили?
Закрепление изученного материала вне НОД:
- Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки – плана рассказа.
- Повторить упражнение «Подбери к предмету признак».
- Повторить рассказ с опорой на графический план ( выборочно).
Литература:
- Ушакова О.С., Струнина Е.С. Развитие речи детей дошкольного возраста Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2007
- Новиковская О.А. Конспекты занятий по пересказу с детьми 5-6 лет СПб-«Паритет» 2007
- Лебедева Л.В., Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие М- Центр педагогического образования. 2008.