Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Конспект образовательной деятельности

«Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

для детей старшей группы

 

  Ткаченко Лариса Анатольевна,

воспитатель МДКОУ «Детский сад «Солнышко»,

                                                  д. Амосовка,  Медвенский район Курской обл.

 

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

  1. Формировать у детей активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа.
  2. Обучать детей способам планирования собственного рассказа.
  3. Активизировать и обогащать словарный запас.
  4. Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания.

Методические приемы: чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов-предметов к словам- признакам; встраивание графической мнемодорожки к рассказу; договаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, набор схем для графического плана.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа В.Бианки «Купание медвежат».
  • Изучение лексической темы «Дикие животные».
  • Рассматривание иллюстраций, картинок.
  • Рисование, лепка по содержанию рассказа.

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике – охотник, шлепок, шиворот, окунать, знойный.

Слова, сложные по слоговой структуре: медвежонок, медведица, выполоскала.

 

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Я приглашаю вас на прогулку в лес. Встали на лужок, сделали кружок.

А попасть в лес нам поможет пальчиковая гимнастика.

                        Пальчиковая гимнастика «В гости к мишкам»

 Нас позвали мишки в гости

(ладони на щеках, качаем головой),

И пошли мы по дорожке

(пальцы «шагают» по столу).

Топ-топ (ладони хлопают по столу),

Прыг-прыг(кулачки стучат по столу),

Чики-брики (ладони хлопают поочередно по полу),

Чики-брик(кулачки стучат поочередно по столу).

Видим дерево высокое

(наставляем кулачки друг над другом),

Видим озеро глубокое

(волнообразные движения кистями).

Топ-топ

Прыг-прыг

Чики-брики

Чики-брик

Птицы песенки поют    (ладони перекрестно — «птица»)

Зернышки везде клюют:

Тут клюют и там клюют (пальцы одной руки «клюют» ладонь другой и наоборот),

Никому их не дают (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак).

Топ-топ, Прыг-прыг Чики-брики

Чики-брик

В гости к мишкам мы пришли

(показать кистями рук треугольник – «крышу»),

Дверь в избушке мы нашли,

Постучали: раз-два-три

(постучать кулаком о ладонь),

Поскорей нам отвори!

(сжимаем и разжимаем кулаки).

  1. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов – признаков по теме «Дикие животные».

В лесу живут разные звери. Рассмотрите внимательно картинки. Узнайте, о ком я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), ловкая (белка), сильные (лоси).

А теперь, попробуйте вы назвать признаки животного, чтобы мы догадались, о ком вы говорите (лиса, еж).

А кого из зверей называют хозяином леса? (медведь). Как можно назвать медведя ласково? (медведюшко, мишенька, мишутка, медвежонок).

  1. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

Сегодня я хочу вам прочитать рассказ В.Бианки «Купание медвежат». Внимательно послушайте рассказ!

Чтение адаптированного рассказа:

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

  1. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы.

— Где шел охотник? (Охотник шел по берегу лесной реки).

— Что услышал охотник? (Охотник услышал громкий треск).

— Куда влез охотник? (Охотник влез на дерево).

— Кто вышел из чащи? ( Из чащи вышли большая бурая медведица и два веселых медвежонка).

— Как схватила медведица медвежонка? ( Медведица схватила медвежонка за шиворот и стала окунать в воду).

— Что делал медвежонок, которого купала медведица? (Медвежонок визжал и барахтался).

— Что сделал другой медвежонок? (Медвежонок испугался и пустился удирать в лес).

— Что сделала мать? (Мать догнала его, надавала шлепков и в воду стала окунать).

— Какие были медвежата после купания? (Медвежата были довольные после купания. Был знойный и им было жарко в густых лохматых шубах).

— Куда скрылись медведи после купания? (медведи после купания скрылись в чаще).

— Как вы думаете, охотнику интересно было наблюдать за медвежьей семьей? Расскажет он своим друзьям, что видел? А вы бы рассказали?

  1. Физкультминутка «Водопой».

Жарким днем, лесной тропой звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят.

  1. Коллективное составление предложений по опорному слову.

По составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.

Шел… Услышал… Испугался… Вышли… Схватила… Другой…Догнала…

Остались… День… Жарко… Скрылись…Слез…

  1. Повторное чтение рассказа.

Педагог: Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его хорошо запомнить. Схемы вам в этом помогут.

  1. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти. Все дети по цепочке пересказывают рассказ. В завершении один ребенок повторяет рассказ целиком.
  2. Рефлексия.

— Чем занимались?

— Чему научились?

— Что запомнили?

Закрепление изученного материала вне НОД:

  • Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки – плана рассказа.
  • Повторить упражнение «Подбери к предмету признак».
  • Повторить рассказ с опорой на графический план ( выборочно).

 Литература:

  1. Ушакова О.С., Струнина Е.С. Развитие речи детей дошкольного возраста Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2007
  2. Новиковская О.А. Конспекты занятий по пересказу с детьми 5-6 лет СПб-«Паритет» 2007
  3. Лебедева Л.В., Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие М- Центр педагогического образования. 2008.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.