Конспект подгруппового занятия
«Волшебный мир звуков»
в средней логопедической группе
с диагнозом ОНР 3 уровня, 1-ый год обучения
Лисовская Елена Викторовна,
учитель-логопед ГКДОУ № 34,
г. Невинномысск Ставропольского края
Коррекционно-образовательные задачи:
-закрепить: умение детей дифференцировать звуки оппозиционные по твёрдости-мягкости и звонкости-глухости; умение строить звуковые дорожки из фишек в соответствии с порядком (гласный или согласный, твердый или мягкий согласный); умение находить в словах нужные звуки и называть их; умение определять место каждого звука в слове, выделять заданный звук в словах и определять его позицию (в начале, середине или конце слова); самостоятельно подбирать слова с заданным звуком в определенной позиции;
— совершенствовать: фонематический слух и звукопроизношение; умения звукового анализа речи;
Коррекционно-развивающие задачи:
— развивать речевую активность, развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, развивать логическое мышление, повышать познавательную коммуникативную мотивацию; аналитико-синтетические способности на уровне слога, слова.
Коррекционно-воспитательная задачи:
— формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, уважения к другим; воспитывать самостоятельность, инициативность.
Оборудование: символы гласных и согласных звуков; карточки с картинками со звуковыми схемами слов; графические символы согласных звуков [П, Б, Т, Д]; звуковые дорожки с синими, зелёными и красными фишками; звуковые линейки; наборное полотно и 9 картинок для демонстрации; картинки-символы на притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ; чудесный мешочек с «шершавыми буквами»; мольберт.
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед. Дети, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, чтобы увидеть и услышать, чему вы научились за этот учебный год. Давайте подарим им свои улыбки. А сейчас все глазки и ушки на меня. Сядет за стол тот, кто правильно повторит за мной (Логопед называет два слова сразу, например: балка — палка, башня-пашня, доска – тоска, дело – тело и т. д.)
Работа по теме:
Логопед. В одной волшебной стане Грамоте живут звуки или звуковички. Некоторые из них можно петь
— Как их называют? (Ответ детей: гласные)
— Какой цвет они любят? ( Ответ детей: красный)
У каждого звуковичка есть свой домик.
У вас на столах лежат карточки с картинками.
— Подберите звуки к звуковой схеме слова.
Логопед. А еще в волшебной стране живут звуки, при их произношении встречаются преграды.
— Какие это звуки? (Ответ детей: согласные)
— Назовите их (дети по графическим символам называют)
Логопед. Звуки в этой стране Грамоте любят путешествовать. Идут гласные звуки по дорожке и видят — согласные звуки скучают. Пригласили их с собой.
— Построим звуковые дорожки, выкладывая слоги (ТИ, УП, БА, ПИ, ИБ)
Логопед. Тут вдруг вышли вперед согласные звуки [Д] и [Д’] и говорят:
— Мы тоже хотим играть, про нас забыли.
— Давайте, ребята, с помощью звуковой линейки найдём место звукам [Д] и [Д’] в словах (дом, диван, садовник, сад, деньги, мармелад, мармеладки, Дима, доска, поезд, гвозди, дерево)
Физминутка «Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо»
Вместе с детьми имитируем дуновение ветра, качая туловище и помогая руками.
Ветер дует нам в лицо
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише (присесть)
Деревцо все выше, выше (встать и вытянуть руки вверх)
Логопед. В этой сказочной стране Грамоте живёт добрая волшебница. Она очень любит играть со словами. Вот какие картинки она нам прислала.
Логопед. Внимательно послушайте: на какие звуки начинаются эти слова (тюльпаны, тень, диван, дети, дятел, дождь, девочка, дым, дерево)
— Назвать картинки, названия которых начинаются на звук:
а) [Д’] — диван, дети, дятел, девочка, дерево;
б) [Т’] — тюльпаны, тень;
в) [Д] — дождь, дым.
— Назвать картинки, про которые можно сказать: он мой, она моя, оно моё, они мои
Логопед. Добрая волшебница для вас приготовила интересное задание.
— Нужно на ощупь правильно определить, что за буква вам попалась в чудесном мешочке, назвать её и придумать на неё слова.
Логопед. Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну.
Итог занятия:
Логопед. Я очень довольна тем, как вы сегодня работали, были внимательными, сосредоточенными, друг другу не мешали.
— Какие задания вам понравились больше всех? (Ответы детей)
— А что было для вас трудным? (Ответы детей)
Логопед. Я всех благодарю. Мне было приятно с вами путешествовать.