Из опыта работы
«Создание условий в дошкольном учреждении для работы по ФГОС ДО»
Усыченко Анжела Антоновна,
заведующий МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
С вступлением в силу нового ФЗ «Об образовании в РФ» с января 2013 года в системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, впервые дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. С января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В связи с этим процесс дошкольного образования сегодня рассматривается не только как средство развития и воспитания ребенка, но и как условие повышения функционального ресурса родителей воспитанников.
Наш детский сад, расположенный в микрорайоне «Левые Чемы», начал свою работу в качестве муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида с марта 2009 года, рассчитан на 14 групп, в соответствии с проектной мощностью детский сад готов принять 245 детей. В 2018 году была открыта дополнительная общеразвивающая группа № 15. Фактически учреждение посещает 430 детей.
В 2011 году по данным обследования, проведенного специалистами среди воспитанников, стало понятно, что часть детей нуждается в коррекционной помощи. В детском саду были открыты две комбинированные группы для детей с нарушениями речи. В 2015 году была открыта еще одна комбинированная группа № 3 для детей с нарушениями речи.
С октября 2016 года в нашем детском саду работает группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» с детьми-инвалидами. Так постепенно мы решаем вопросы доступности дошкольного образования детям с особыми возможностями здоровья.
Работа по созданию условий, в нашем учреждении находится под пристальным вниманием. Техническое состояние и оборудование помещений детского сада позволяют обеспечить эффективное построение образовательного процесса. В детском саду оборудованы современные кабинеты, медицинский блок с кабинетами массажа и физиотерапии, спортивный зал, оснащенный современным инвентарем для различной двигательной активности, комната экологии и экологическая лаборатория; изостудия (работы воспитанников украшают холлы детского сада); музей русского быта, мини-музей «Деревенское подворье»; компьютерный класс.
В учреждении сформировался стабильный коллектив, разработана система консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.
С 2012 года детский сад № 16 является стажировочной площадкой для слушателей кафедры теории и методики дошкольного образования НИПК и ПРО. Совместно с преподавателями кафедры на базе ДОУ проведено более 20 областных мероприятий (семинары, круглые столы, мастер-классы) по различным направлениям деятельности. В результате обобщен положительный опыт учреждения, определены перспективные направления дальнейшей работы.
Растет профессиональное мастерство педагогов, коллектив 5 раз становился победителем всероссийского конкурса «Патриот России»; 35 воспитателей получили дипломы победителей и призеров различных всероссийских конкурсов педагогического мастерства.
Для достижения эффективного взаимодействия в работе детского сада и школы, в соответствии с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в 2018 году в практике работы реализован проект «Организация взаимодействия ДОУ и школы как условие формирования готовности дошкольников к школьному обучению».
Анализ результатов совместной работы со школой показал, что воспитатели детского сада готовы к организации учебно-воспитательного процесса в соответствии со стандартами, а учителя школы открыты к сотрудничеству с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.
Коллектив детского сада организует взаимодействие не только со школой, но и с другими социальными институтами:
- НИПК и ПРО;
- библиотека им. А.Л. Барто;
- музей истории развития Советского района;
- центр детского творчества.
Общение с партнерами позволяет расширить культурно-образовательную среду и дает детям возможность приобрести социальный опыт взаимодействия с другими людьми, развить творческие способности.
Компетенции между руководителем дошкольного учреждения и коллегиальными органами управления распределены таким образом, что на основе стабильного функционирования образовательного учреждения обеспечивается его развитие. Одна из форм самоуправления, действующая в детском саду, – родительский комитет. Члены родительского комитета являются партнерами, вносят конструктивные предложения по улучшению педагогического процесса, воспитательной работы, оформлению территории. С помощью родителей в детском саду оформлены:
- огород и деревенская улица;
- музей русского быта;
- экологическая комната
- мини-музей «Деревенское подворье».
Совместно с родителями проведены акции и реализованы проекты:
- «По дорогам сказок» (приобретение гипсовых скульптур);
- «Еловая аллея»;
- «Чистый воздух»;
- «Наша клумба лучше всех»;
- «Добрые дела» (ремонт игрушек в группах);
- «Детский сад глазами ребенка» (проект оформления территории).
Ведется работа с родителями, чьи дети не посещают детский сад. Для этого организован консультационный центр, в котором работают специалисты ДОУ, оказывая помощь родителям по вопросам образования и развития дошкольников. В прошлом учебном году вместе с родителями центр посещали 10 детей. Занятия с ними проводили учитель-логопед, музыкальный руководитель и старший воспитатель.
Традиция проведение в детском саду «Дня открытых дверей», (праздников, театральной весны, совместной деятельности и т.д.) родители могут увидеть работу педагогов с детьми и стать активными участниками проводимых мероприятий.
Подводя итог, хочу сказать, что в учреждении создана материально-техническая база, соответствующая требованиям, предъявляемым к дошкольным организациям и обеспечивающая достаточные условия для осуществления воспитательно — образовательного процесса, кадровый потенциал позволяет решать все стоящие перед учреждением задачи в полном объеме.
Но, как любая развивающаяся и растущая система, наш детский сад имеет не только цели, но и мечты, которые мы надеемся, при поддержке органов власти, депутатов осуществить в текущем учебном году. Актуальным сегодня является:
- оборудование сенсорной комнаты для воспитанников;
- компьютеризация рабочих мест воспитателей по группам;
- озеленение территории детского сада еловыми насаждениями.