Конспект коррекционно-развивающего занятия
«Побеждаем все тревоги»
(с воспитанниками 8-10 лет, с высоким уровнем тревоги, группа 4-6 человек)
Никишева Галина Ивановна,
психолог в социальной сфере
КУ «СРЦН «Забота» города Омска»,
г. Омск
Цель: научиться быстрому снятию сильного эмоционального или физического напряжения.
Задачи:
- Познакомить детей с методами снятия эмоционального напряжения.
- Научить детей регулировать эмоциональное состояние через процесс дыхания.
Психолог:
— Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?
Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.
– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)
– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)
– Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.
Работа в группе «Я тревожусь в ситуациях, когда…» Дети указывают ситуации, когда испытывали напряжение. Рефлексия.
– Итак, вы указали ситуации тревожности.
Практический блок:
- Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» Из цикла сказок о «Веселом Памси» [2]
– Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.
Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.
– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.
Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.
– Как это – только светлые? – спросил он.
– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.
– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.
Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.
Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!
– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.
– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.
– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.
– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.
Обсуждение.
– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.
Вывод: мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем правильные мысли – «Даже если… В любом случае…» (Психолог вносит в колонку здоровые способы).
Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.
Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…» [2]
Работа в парах. Детям раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…»
Инструкция: Первый ребёнок произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, и т. д». Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.
Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять?
Вывод: в сложных ситуациях можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)»
Что делать в ситуации напряжения:
– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать или найти эмоциям другой вход. Есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях.
А) Успокойтесь.
«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.
Не бывает безвыходных ситуаций.
Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.
- Медленно сделай глубокий вдох.
- Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
- Медленно выдохни.
Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.
В) Мышечное расслабление
- Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
- Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
Умение расслабляться, надо тренировать.
Упражнение 1 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)
- Сядьте спокойно в комфортной позе.
- Закройте глаза.
- Медленно расслабьте мышцы.
- Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
- Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.
Рефлексия. Что почувствовали во время выполнения упражнения?
Упражнение 2 «Домик»
Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.
- Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
- Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.
Заключение. Выводы.
Обратная связь. Какой способ преодоления тревожности вам понравился больше?
Использованная литература:
- Программа «Полезные навыки» – Материалы для учителя – Москва, 2001.
- Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – Москва, 1997.
- Е.А Александрова «Как победить стресс. Профилактика и методы лечения – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.