Познавательный проект
«Мой дом, мой город»
для детей средней группы
Александрова Нина Юрьевна,
Другова Светлана Валерьевна,
воспитатели МАДОУ № 16,
г. Кировск Мурманской обл.
Место проведения: г. Кировск, МАДОУ №16
Продолжительность проекта: 09.10.2017 -16.10.2017
Вид, тип проекта: краткосрочный, групповой, познавательный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
Малая Родина … У каждого она своя, но это то родное место которое определяет многое, если не сказать все! В дошкольном возрасте важно прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой уютной атмосферы. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному городу, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами, на расширение знаний детей о городе. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей о своем доме и о родном городе, его достопримечательностях.
Задачи проекта
Образовательные:
Расширять и углублять представление детей и взрослых о родном городе, его историческом прошлом.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Формировать умение составлять описательный рассказ по картинке.
Формировать умение слышать поставленный вопрос и отвечать на него полным предложением.
Формировать исследовательские навыки у детей.
Развивающие:
Развивать разговорную речь детей.
Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями к речевому общению
Воспитательные:
Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, к его жителям и их труду.
Воспитывать любовь к малой Родине.
Ожидаемый результат:
У детей повысится познавательный интерес к родному городу, его истории, жизни.
Речь детей станет ярче, выразительнее, обогащающие словарный запас, возрастет речевая активность детей в повседневной жизни.
Создание позитивного и эмоционального настроя от совместного творчества родителей и детей.
Пути реализации проекта:
Беседа по теме.
Наблюдение
Рассматривание картин
Продуктивная деятельность детей
Рассказы детей о своей улице и доме.
Создание альбомов «Мой дом, моя улица, мой город»
Результат проекта:
- Тематическая выставка рисунков «Любимого города»
- Оформление альбомов «Мой дом, моя улица, мой город»
- Стенгазета «Мой любимый город»
- Участие в интернет-конкурсе «По историческим местам с фотоаппаратом»
Подготовительный этап
Предварительная работа:
- Довести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, видеоматериал, аудиоматериал.
- Составить перспективный план мероприятий.
- Оформление информационного стенда для родителей.
Реализация проекта
Виды детской деятельности:
Игровая деятельность
Дидактические игры: Лото «Кировск», «Собери из частей целое»,
«Силуэты», «Вот моя улица, вот мой дом», «Мой дом», «Где, чей дом?», «Какие бывают дома»; «Дострой дом»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Автобус», «Дом», «Мы едем по нашему городу», «Водитель — пешеход».
Словесные игры: «Я начну, а ты продолжи (правильное поведение в городе, «Скажи со словом «городской», «Скажи наоборот», «Один – много».
Познавательно-исследовательская
Рассматривание иллюстраций: «О чём рассказали фотографии»; рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города «Мой дом, моя улица»; изготовление построек «Мой дом», «Наш детский сад», «Городской парк», «Дома на нашей улице»; наблюдение «Дома вокруг»; Конструирование: «Мой дом», «Наш детский сад», Дома на нашей улице»
Продуктивная
Аппликация: «Мой дом»
Рисование: «Флаг города Кировска», «Моя семья», Коллективная работа «Достопримечательности нашего города».
Коммуникативная
Беседы «Мой город» (с опорой на фотографии), «Мы – дружная семья», «Герб и флаг нашего города», «Улица, на которой находится наш детский сад»; ознакомление с достопримечательностями нашего города.
Художественно-эстетическая
Прослушивание гимна города, гимна России, «Строим дом» сл. С. Вышеславской, муз. М. Красева, «Прятки» муз. Т. Ломовой.
Чтение художественной литературы: загадки про городские здания, дома; пословицы и поговорки о дружбе, доме; С. Баруздин «Кто построил этот дом»; стихи о городе.
Заучивание стихотворений о городе.
Взаимодействие с родителями:
- Консультация на тему «Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте»; «Мой дом, моя улица».
- Рекомендации родителям: провести беседу с детьми о родном городе, уточнить название улицы, на которой находится дом; посетить достопримечательности города Кировска, с последующим созданием портфолио «Мой дом, мой город».
- Почитать детям русские народные сказки, рассказы о нашем городе.
- Оформление информационного стенда: справочная информация по городу; «Символы г. Кировска».
- Плакат «Город Кировск».
Результаты реализации проекта:
- Создание индивидуальных портфолио «Мой дом, мой город».
- Выставка рисунков «город Кировск».
- Оформление уголка «Мой город».
4. Выставка рисунков «Любимый город».
- Коллективная работа «Достопримечательности нашего города».
- Плакат «С Днем Рождения, г. Кировск».
- Участие в интернет-конкурсе «По историческим местам с фотоаппаратом».
Родители с энтузиазмом подошли к рекомендациям посетить достопримечательности нашего города.
Каждому родителю рекомендовалось посетить с ребенком определенную достопримечательность и создать портфолио.
Конспект НОД по лепке
«Дома нашего города»
для детей средней группы
Цель: формирование умений создавать предметы из пластилина.
Задачи:
Продолжать учить из пластилина создавать предметы, состоящие из прямоугольных, квадратных, треугольных частей. Развивать представление детей о том, что в нашем городе есть разные дома. Закреплять приемы лепки (вытягивание, сглаживание). Развивать образные представления, воображение. Воспитывать положительное отношение к родному городу, испытывать гордость за свой город.
Материал: пластилин, доски для лепки, стеки, картины с изображением домов в городе Кировск.
Ход НОД:
Воспитатель: Что мы называем Родиной? (Место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья).
«Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем».
Воспитатель: На свете очень много больших и малых городов. Мы с вами живем в городе Кировск. В нашем городе много домов одноэтажных, многоэтажных. Есть аптеки, магазины, кинотеатры и т. д.
Что мы видим, когда гуляем по городу Кировск? (Магазины, аптеки, почту, дома)
Воспитатель: Давайте уточним облик дома, его части: крыша, окна, двери, их расположение.
Представьте себе, что вы архитекторы. Кто знает кто такие архитекторы? Пофантазируйте и придумайте свои постройки. С чего вы начнете?
Воспитатель: У вас на столах лежит картон, вам нужно нарисовать простым карандашом дом, какой вы хотите. А потом взять пластилин любого цвета и украсить свой дом. Для этого нужно скатать колбаску из пластилина и присоединить к стенам дома, окнам, дверям, «колбаски» могут быть разного цвета тогда ваши дома будут яркими и красивыми.
Дети приступают к работе. После окончания работы все поделки рассмотреть, выставить, полюбоваться, как много домов получилось –целый город.
Дети рассказывают о своей поделке. Похвалить за старание, испытать гордость за свой любимый город.