Мой род

Конспект непрерывной образовательной деятельности по дополнительному образованию

«Мой род»

по рабочей программе «Виноградная лоза» (православная культура)

 

Гладина Галина Сергеевна,

воспитатель МКДОУ д/с «Белочка»,

г. Кондрово Калужской обл.

 

Цель: духовно – нравственное воспитание дошкольников.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие (семья, члены семьи, род, родословная, уважение и забота о ближних, дружеские отношения в семье); познавательное развитие (генеалогическое древо); художественно — эстетическое развитие (слушание стихотворений, работа с пословицами); физическое развитие (физ. минутка).

Программное содержание:

  1. Обогатить представления детей о роли семьи в их жизни, о почитании родителей и старших членов семьи.
  2. Продолжать формировать представление о том, что любить — это не просто испытывать положительные чувства и эмоции, но и радовать своим поведением.
  3. Способствовать развитию положительных эмоций, бережного и уважительного отношения к членам своих семей.
  4. Развитие познавательной активности.
  5. Воспитывать культуру взаимоотношений в семье.

Методические приемы: словесные (чтение педагогом стихотворения, ответы детей на вопросы, работа с пословицами, беседа, рассказы детей), наглядный (работа с иллюстрациями «Генеалогическое древо»).

Словарная работа:

Активизация словаря: род, родственники, уважение, забота.

Обогащение словаря: родословная, генеалогическое древо, почитание.

Материал и оборудование: генеалогическое древо с рисунками портретов представителей рода: дедушка (2 шт.), бабушка (2 шт.), папа, мама, дядя, тетя, брат, сестра; стихотворения.

Предварительная работа: Беседа «Моя семья» (цель: выяснить представление детей о том, что такое семья; познакомить с пословицами и поговорками русского народа о семье и отношениях в ней.).

План НОД:

  1. Мотивация.
  2. Беседа «Роль семьи в жизни человека».
  3. Физ. минутка.
  4. Работа с генеалогическим древом.
  5. Рассказы детей.
  6. Итог.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

  1. Мотивация

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – Это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите.

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

  1. Беседа «Роль семьи в жизни человека»

— Сегодня мы уже говорили о семье и давайте повторим, что такое семья? /Семья это родители и дети, живущие вместе любящие друг друга и заботящиеся друг о друге/.

— Послушайте ребята пословицу: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

Интересная пословица. В ней есть незнакомое слово «почитает», оно устаревшее, сейчас говорят: уважает, заботится, любит. Я заменю слово,  на современный лад пословица звучит так: «Кто родителей уважает, заботится о них и любит их, тот во веки не погибает».

— Как вы понимаете эту пословицу? /Ответы детей/.

— Затрудняетесь? Не удивительно. Чтобы правильно понять эту пословицу нужно знать одну из заповедей Божьих. Я вам уже говорила, что Бог научил людей правильно жить, для этого он дал нам десять заповедей, то есть десять законов. Одна из заповедей говорит: почитай отца твоего и мать твою и много лет проживешь на земле хорошо. То есть уважай, люби и заботься об отце и матери и сам долго будешь жить на земле.

А как заботиться, уважать своих родителей мы уже говорили: помогать в делах по дому, выполнять их просьбы, слушаться, не капризничать, не оговариваться.

Если вы так будете относится к своим родителям, то вы заметите, что времени у вас для общения с родителями будет больше, вам вместе будет интересно, весело и хорошо. Родители смогут рассказать много интересного, научить полезным вещам — это очень важно. Ведь самая главная роль семьи в жизни  человека – это воспитывать человека человеком добрым, отзывчивым, терпеливым, и трудолюбивым, умеющим общаться с другими людьми.

  1. Физ.минутка

Раз, два, три, четыре! /хлопки в ладоши/

Кто живет в моей квартире! /поворот вокруг себя с подъемом плеч/

Раз, два, три, четыре, пять! /хлопки в ладоши/

Всех могу пересчитать! /полу приседания/

Папа, мама, брат, сестренка, /махи рук вправо, влево, вверх, вниз/

Кошка Мурка, два котенка, /махи рук вправо, влево, вверх, вниз/

Мой щегол, сверчок и я! /махи рук вправо, влево, вверх, вниз/

Вот и вся моя семья! /круговые вращения руками/

  1. Работа с генеалогическим древом

— Посмотрите, что у меня изображено на иллюстрации? /На иллюстрации изображено дерево./

— Правильно ребята. Есть одна интересная поговорка: «Дерево держится корнями, а человек семьей». Что получается: дерево растет и питается от корней, корнями держится за землю, а человек семьей растет в этой жизни. Мы называли с вами членов семьи: папа, мама, брат, сестра – это наша маленькая семья. У  нас еще есть родственники, родные люди: бабушки, дедушки, дяди, тети, двоюрные и троюрные братья и сестры. Наши родственники – это члены нашего рода. Род, дети, это большая семья, которая состоит из нескольких маленьких семей. Так вот, если расположить членов нашего рода от старших до младших на этом дереве посмотрите, что получится.

Первый ряд располагается на корнях дерева это: папа и мама папы, папа и мама мамы – дедушки и бабушки.

Второй ряд располагается выше: папа с родными братьями и сестрами, мама с родными братьями и сестрами, причем папа с мамой в центре дерева рядом.

Третий ряд располагается еще выше: я и мои родные братья и сестры над мамой и папой; если у дяди или тети есть дети, их располагают над их родителями на одном ряду с нами.

Вот такое у нас с вами получилось дерево. Такие деревья составляют многие взрослые люди, так как они помнят, любят и уважают своих родных.  Такое древо называется – генеалогическим, или родовым. Генеалогическое древо – это символическое изображение рода своей семьи в виде дерева.

  1. Рассказы детей

— Я просила ваших родителей познакомить вас с вашим родом и предлагаю теперь вам рассказать нам о своем роде с опорой на генеалогическое древо.

/Выслушиваю 3-6 детей, если есть желающие рассказать еще – выслушиваю в свободное время вне занятий/.

  1. Итог

— Кто из вас запомнил, что такое генеалогическое древо? / Генеалогическое древо – это символическое изображение рода своей семьи в виде дерева./

— Как Бог учит относиться к отцу и матери в своей заповеди? /Бог учит уважать, заботиться и любить своих родителей/

— А как надо относиться к остальным родственникам? / К остальным родственникам нужно относиться также с уважением, заботой и любовью./

— Что вам больше всего понравилось на занятии? /Ответы детей/.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.