Музыкально-литературная композиция
«Моя семья»
для детей старшей и подготовительной групп
Олейникова Наталья Александровна,
музыкальный руководитель МАДОУ № 15,
г. Апатиты Мурманской обл.
Задачи:
- Воспитывать у детей чувство любви и уважения к родителям;
- Формировать у детей представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- Развивать семейное творчество, сотрудничество семьи и детского сада;
- Воспитывать культуру семейного отдыха, повышать ценности семейных отношений.
Звучит музыка «Когда наступит зима», музыка К. де Бург, в зал входят двое ведущих.
1 ведущий:
Мелодия с небес чудесно льётся,
Мелодия прекрасна и чиста.
Та музыка божественной зовётся,
Ведь, от неё исходит доброта.
Она сердца все биться заставляет,
С надеждой в унисон сердца стучат.
Душа от дивных звуков оживает,
И струны скрипки просто не сдержать.
2 ведущий:
Мелодия воистину чудесна…
Живительна, как в роднике вода…
Нам в этой жизни стало много ясно:
Прекрасный мир открыли для себя.
Звучит песня «Как прекрасен этот мир», музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.
Прекрасен мир:
«Крепка семья – крепка Держава», —
Людская мудрость так гласит.
В семье порядок, уважение –
Держава крепнет, как гранит.
1 ведущий: Семья — отчизна наша светлая!
Бескрайняя! Святая! Многодетная!
Россия — матушка!
Укрой вас Бог, от всех невзгод!
Звучит песня «Моя семья», музыка А. Ермолова, слова А. Морозова, презентация.
Семья моя — любимая голубушка!
Бездонная вселенная любви!
Любимая, красивая и чудесная!
В тебе одной: все смыслы и мечты!
Танец «Гимн семье», музыка А. Лунёва, слова И. Резника (в исполнении детей и родителей).
Звучит песня «Вместе ты и я – одна семья», музыка и слова О. Плотниковой.
Взрослый: В наших детях – наша сила,
Солнца свет, миров огни.
Лишь бы будущее было,
Столь же светлым, как они.
Звучит песня «Моя семья», музыка А. Ермолова, слова А. Морозова в зал входят дети старшей и подготовительной групп, встают свободно по залу.
1 ребёнок:
Знают взрослые и дети,
Что важней всего на свете –
Мама, папа, ты и я –
Вместе дружная семья.
2 ребёнок:
Дети – радость, дети – счастье,
Дети солнышка лучи,
Топот ножек, глаз сиянье
И тепло в груди.
1 ведущий:
Пусть как цветы в краю родном
Растут ребята наши.
Пусть будут лучше с каждым днем,
И с каждым годом краше!
Песня «Детки – конфетки», музыка и слова А. Ильиной, садятся на места.
1 ведущий: Сегодня наша встреча посвящена семье! Кто может сказать, что такое семья? Правильно, молодцы! Семья — это прежде всего, самые близкие и родные люди. Они заботятся о вас, дарят нам свою любовь. Семья – это самое главное в жизни каждого человека: это теплая улыбка мамы, добрые руки отца и веселый смех детей. Это те люди, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
3 ребёнок:
Начинается семья:
С мамы, папы и меня,
Из любви, счастливых глаз,
Из рисунков, что про нас.
Я люблю рисовать! Я семью нарисовал.
На рисунки я смотрю,
И с гордостью вам говорю:
«Знакомьтесь, вот моя семья.
Здесь бабушка и дедушка,
Папа, мама, я.
Без них прожить никак нельзя,
Моя семья — мои друзья!»
1 ведущий: Давайте полистаем страницы этого альбома, может быть, узнаем, что — то интересное о своей семье.
Давайте полистаем страницы этого альбома, может быть, узнаем, что — то интересное о своей семье.
1 страница альбома — «Вот какая мама»
4 ребёнок:
«Звёздочка»
Звёздочка на небе яркая горит.
Светит, но не греет — мама говорит.
Я с балкона лесенку в небо протяну.
Звёздочку для мамы с неба заберу.
Мама эту звёздочку на груди зажжёт.
И теплом согреет, песенку споёт.
Мама — моя звездочка, светлая моя!
Милая, хорошая, я люблю тебя! (И. Черкасова)
«Танец со свечами», песня «Вот первая звёздочка в небесах», музыка А. Ермолова, слова А. Морозова.
5 ребёнок:
«Я маму люблю»
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама! (Е.Давыдова)
6 ребёнок:
«Помощница»
Я люблю свою мамулю,
Я мамуле помогу.
В магазин за хлебом пулей
Я сегодня побегу.
Быстро вымою посуду,
Для гостей накрою стол,
Тряпкой вытру пыль повсюду,
Чтобы праздник к нам пришел!
Я мамулю поцелую,
Я мамулю обниму,
Маму добрую такую
Не отдам я никому!
Раньше всех я утром встану,
Никого будить не стану,
Я на полках пыль протру,
Все игрушки уберу.
Музыкальная игра «Уборка»
Я успею раньше всех
Услыхать мамулин смех,
«С днем рождения» скажу
Свой подарок покажу! (И.Гурина)
Песня «Мамочка», музыка и слова А. Пряжникова.
2 страница альбома — «Всё про папу»
7 ребёнок: Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш … (Папа)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый… (Папа)
Папа — опора и защита семьи. Он учит любить женщину, уважать старость, помогать слабым, воспитывает в нас самостоятельность, дисциплинированность, организованность, ответственность, чувство долга и чести.
Месяц в звёздочки влюблён,
Яркий свет им дарит он;
Папа – любит нас с тобой,
Дружбу дарит и покой,
Дарит добрый, сладкий сон…
Он в семью свою влюблён!
2 ведущий: Конечно, самое важное в семье, это любовь и дружба! В семье дружат и взрослые, и дети. У каждого члена семьи общие интересы, находятся общие дела, которые сплачивают семью, заряжают всех хорошим настроением. И получается так, что взрослые и дети становятся неразлучными друзьями.
Песня «Неразлучные друзья», музыка В. Шаинского, слова М. Танича.
3 страница альбома — «Мы с бабулей и дедулей»
8 ребёнок:
«Бабушка и дедушка»
Надо бабушку любить,
Надо с дедушкой дружить.
Только вместе всей семьёй
Можно долго нам прожить.
С ними можно поиграть,
Или книжку почитать,
И от них, когда захочешь,
Можно новое узнать.
2 ведущий:
И последняя страница нашего альбома — «Пусть всегда буду я!»
9 ребёнок:
Что такое семья?
Вы спросите у меня.
Я отвечу вам с удовольствием
Что семья – это дом,
Садик мой за окном,
И семья – это малая родина!
Тёмной ночью и днём,
Нас согреют теплом,
И помогут в любых ситуациях.
Мамы милой глаза,
И улыбка отца,
И ватрушки, и булочки бабушки.
10 ребёнок:
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
11 ребёнок:
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Танец «Замечательный сосед», музыка и слова Б. Потёмкина (в исполнении детей, родителей и педагогов).
2 ведущий: Семья — это радостный детский смех.
Семья — то, что в жизни нам дарит успех!
Пусть будут опорой друг другу родные,
И пусть всех минуют несчастья любые!
Желаем вам быть настоящей семьёй,
Ведь здорово, если родные — с тобой!
Желаем единства всегда и во всём,
И счастье наполнит пусть ваш дружный дом!
Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»,
музыка О. Митяева (в исполнении взрослых и детей)
1 куплет
Наверное, на свете
Прекрасней нет мгновений
Когда с детьми мы рядом
И за руки взялись
Ведь детство золотое – 2 раза
Волшебное такое,
Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались
2 куплет
Кто может так с любовью
Согреть ребёнка словом
И маленькое сердце
И душу покорить.
Ведь детство золотое – 2 раза
Волшебное такое,
Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались.
Звучит песня «Моя семья», музыка А. Ермолова, слова А. Морозова дети уходят из зала.
Дополнительный материал:
- Происхождение слова «Семья».
Слово «семья» исконно русское. Образовалось от числительного «семь». Первоначально слово семья означало «живущие в одном селении», затем – «домочадцы».
«Это нужно знать!»
- «Семья и обряды»
Среди русского населения обычным явлением были большие семьи, 20 и более человек. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой). Все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжёлые полевые, лесные и другие работы.
В семейные дела вовлекались и дети. Старшая дочь становилась «нянькой» (пестуньей) для младших сестрёнок и братишек. Имущество семьи считалось общей собственностью.
В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Семейные традиции в России:
— знание своей родословной;
— передача из поколения в поколения семейных реликвий – драгоценностей, посуды, вещей далеких родственников;
— называть родившегося ребенка в честь кого-то из членов семьи;
— присвоение ребенку имени в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша;
— венчание молодоженов в церкви, и крещение младенцев.
- «Ступеньки мудрости»
1. «Тот, кто был у матери в любимчиках, входит в жизнь как завоеватель, с уверенностью в победе, зачастую обеспечивающей реальный успех», — говорил Зигмунд Фрейд.
2. Известная в Грузии под простым именем Кеке, (мать Иосифа Сталина), была очень строгая женщина, имела очень сильный характер, который и передался сыну. Ей приходилось много работать, чтобы сын ни в чём не нуждался. Чтобы мальчик выучил русский язык, мать отдала его для обучения в дом священника. Ради него она выучилась кройке и шитью, освоила профессию модистки. Стала достаточно зарабатывать, чтобы обеспечить возможность сыну учиться.
3. Юрий Гагарин рассказывал: “Мама удивительно много читала. Она могла ответить почти на любой мой вопрос. Мне она казалась, да и сейчас кажется, неисчерпаемым источником жизненной мудрости. Очень я люблю свою маму и всем, чего достиг, я обязан ей”
- «Это интересно!»
В России живет самая большая семья в мире, которая занесена в Книгу рекордов Гиннеса, — семья Шишкиных из Воронежской области. У Александра и Елены 20 родных детей, 9 сыновей и 11 дочерей. Больше всего детей в мире у марокканского султана Исмаила. Он как настоящий отец воспитывает 548 сыновей и 340 дочерей. В его многочисленном гареме в среднем каждые 20 дней рождался ребенок.
В Японии на стоянках для велосипедов, находящихся рядом со школами, можно увидеть две таблички. На одной изображены несколько аккуратно стоящих велосипедов и надпись: «Так ставят велосипеды хорошие дети». На другой табличке можно увидеть пару небрежно брошенных велосипедов и другую надпись. Думаешь какую? «Так хорошие дети велосипеды не ставят». В Японии по отношении к детям слово «плохой» и «нехороший» не употребляется вообще.
- “Почемучки” и “почему”
Четырехлетний малыш задает слово “почему” около 900 раз за сутки. Они уже способны распознавать и произносить к этому возрасту около 12 тысяч слов, так что вопрошают детки много и часто.
- Полезные советы:
- Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
- Обнимайте ребенка несколько раз в день, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
- Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Например, наш педагогический энтузиазм. Вероятно, его лучше направить на себя.
Литература
- Дронь А.В, О.Л. Данилюк «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» Москва, 2011г. с.87;
- Журнал «Дошкольное воспитание №12 2004г., №8 2008г., №11 2009г.;
- Льговская Н.И. «Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста». — М.: Айрис Пресс, 2007;
- Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении: Методическое пособие для воспитателя и музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения / Н.А.Морева. — М.: Просвещение, 2004.