Мурманск – город-герой

Познавательный проект

«Мурманск – город-герой»

Нечухрина Ирина Сергеевна,

воспитатель МБДОУ № 136,

 г. Мурманск

Актуальность

Дефицит культурно-национальной принадлежности  у детей к своей стране вынуждает современных педагогов сосредоточить свои усилия в направлении формирования у подрастающего поколения  позитивного отношения к славе предков, к культурному прошлому своего народа, родной земле, защитникам Отечества, к историческим событиям.

Проблема воспитания  патриотизма у детей дошкольного  и школьного возраста акцентируется спецификой современных условий, когда подрастающая молодежь вынуждена противостоять информационным войнам, терроризму, экстремизму, поднимающему голову фашизму.

И так как в детстве закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, развиваются коммуникативные способности ребенка, эта проблема наиболее остра.

Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Для решения задач воспитания будущего гражданина России разработана система, включающая разнообразные формы работы, пронизывающая все виды образовательной деятельности дошкольников.

Мы в своей работе неизбежно затрагивает тему нравственности и гражданского самосознания детей. Воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, культурному прошлому своего народа, защитникам Отечества, уважительное отношение к традициям, историческим событиям  играют огромную роль в становлении личности ребенка.

С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжёлые годы, уважение к традициям, понимание неповторимости культуры своего народа, гордость за свою Родину, почитать его героев.

Тип проекта:  межгрупповой,  долгосрочный

Вид проекта: информационно — познавательный

Участники: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители

Цель : Формирование  нравственно — патриотических качеств детей  старших групп.

Задачи:

  • Расширение знаний о родном городе: истории возникновения, символики, достопримечательностях, защитниках отечества в годы ВОВ, героическом прошлом Мурманска
  • Развитие познавательного интереса старших дошкольников к  культуре своего города
  • Познакомить дошкольников с документальным и художественным материалом о войне, культурными ценностями родного города,
  • Укрепить традицию «Связь поколений»( на примере 1 старшей группы )для сохранения непрерывной системы работы  по патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении детей
  • Осмысление детьми подвига горожан, нашего народа
  • Воспитание чувств гордости и уважения к родному городу, к ветеранам войны и труженикам тыла, к памяти погибших воинов
  • Развитие творческих способностей ребёнка
  • Воспитание инициативности, творческого отношение к делу, самостоятельности
  • Объединение и активное взаимодействие в процессе работы детей и взрослых
  • Повышение педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

Проблем: «Что я знаю о родном городе?»

Гипотеза

Если детей   старшего  дошкольного возраста  последовательно знакомить  с  историей города, его культурой, героическим военным прошлым города,  героями ВОВ, знаменитыми тружениками тыла, лучшими музыкальными и художественными  произведениями о родном городе, то, возможно, они смогут ответить на вопрос: «Почему мой город герой?»

Новизна

Новизна проекта заключается в разработке системы целенаправленной работы

по ознакомлению детей с родным городом , его историей и военным прошлым, в которой определены  способы и формы реализации комплексной воспитательно-образовательной работы.

Предварительная работа

  • Определение направления работы выбор тематики цели и форм проведения работы
  • Подбор материалов, художественной литературы, иллюстраций, фотографий
  • Беседы с детьми с целью определения уровня знаний по теме
  • Составление плана работы.
  • Разработка цикла занятий. 
  • Отбор музыкального, литературного, иллюстративного материа
  • Подготовка консультативного материала для родителей
  • Отбор фотоматериалов, видеороликов
  • Подготовка слайдов и презентаций
  • Оформление фотоальбома
  • Продумать и подготовить дидактическую  игру «Что ты знаешь о войне?»

Основная работа

  • Проведение непосредственно ознакомительной работы по теме проекта. Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми — «Прогулка по Мурманску», цикл занятий на тему «Военный Мурманск», «Наше прошлое и настоящее»
  • Слушание и разбор музыкальных произведений ( военных песен, маршей, музыкальных композиций; звуков войны: сирена, метроном, бомбёжка
  • Чтение стихов, рассказов, документальных произведений, писем военного времени
  • Виртуальные экскурсии — просмотр и обсуждение  видео о городе,  художественных книг и репродукций;
  • Арт — площадка: рисование, аппликация
  • Организация тематической выставки творческих 
  • Домашние задания для родителей и детей:
  • Экскурсии к памятникам героям ВОВ в  Мурманске(по маршруту воспитателя)
  • Рассказы родителей о родственниках, переживших войну.
  • Встреча с интересными людьми( родителями-военнослужащими)
  • Интерактивная игра «Что ты знаешь о войне?» по материалам проекта
  • Тематический вечер, посвящённый Дню рождения города

Предполагаемый результат

Для педагога

  • повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост
  • систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию их нравственно-патриотических качеств через художественные произведения и совместное творчество
  • удовлетворённость работой

Предполагаемый результат

Для детей

  • активная совместная деятельность родителей и детей 
  • обогащение словарного запаса
  • появление интереса  к более глубоким знаниям о Мурманске; к соблюдению традиций родного города, к истории своей семьи
  • приобщение к истории, расширение кругозора
  • развитие эмоциональной отзывчивости
  • умение анализировать и делать выводы
  • воспитание бережного отношения к народной памяти, любви к защитникам Отечества
  • формирование патриотизма и чувства гордости за свой город и его культуру и уважение к старшему поколению
  • на основе ярких впечатлений дети примут участие в совместной творческой деятельности ( разучивание песен , слушание музыкальных композиций на военную тему) и закрепят свои умения и навыки
  • приобретение способности к эстетической оценке своих работ и работ других детей;
  • закрепление навыков коммуникативного общения
  • обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми

Предполагаемый результат

Для родителей

  • осознанное отношение к проблеме патриотического воспитания детей
  • повышение статуса семейного воспитания, укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка;
  • партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы( совместные прад\здники, посвященные 23 февраля, Дню Победы)
  • совместный поиск для углублённого изучения истории нашего города и его культуры

Материалы и оборудование

Особое внимание в ходе проекта уделялось центру нравственно-патриотического воспитания. Изучив интересы детей мы наполнили его различным материалом и оборудованием.

-энциклопедии, книги по патриотическому воспитанию, художественная литература для поддержания детского интереса;

-фотографии, открытки, фотоальбомы , наборы открыток по теме проекта;

-атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр «Госпиталь», «Экскурсия по городу»

-дидактические и настольные игры»Мой город Мурманск», «Исторические места Мурманска»;

-конструктор «Лего» «Город будущего»;

-фонотека, в которой есть современные военные песни и песни военных лет, военные марши;

-информационный уголок по патриотическому воспитанию дошкольников, папки- передвижки, стенд для родителей;

-ИКТ( мультимедийные презентации)

Этапы реализации проекта

1 этап- подготовительный

Основными задачами на этом этапе были определение участников проекта, их роли в достижении предполагаемых результатов, беседы с родителями, планирование работы с учетом возрастных особенностей детей и составление перспективного плана для всех этапов проекта

На этом этапе важно было заинтересовать родителей проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников, заинтересовать идеей самих ребят.

План реализации подготовительного проекта:

№   Мероприятия или основные направления деятельности   Сроки Участники Ответсвен- ные
1 Изучение интереса детей для определения задач проекта( устный опрос) октябрь воспитатели воспитатели
2 Сбор и анализ литературы для детей и взрослых о родном городе   воспитатели воспитатели
3 Подбор материала для родительского уголка   воспитатели воспитатели
4 Подбор наглядного материала: фоторгафий, иллюстраций о родном городе Мурманске   родители, воспитатели воспитатели
5 Сбор информации о героях-мурманчанах,участниках ВОВ, и тружениках тыла. ноябрь родители, воспитатели воспитатели
6 Подбор песен о Мурманске   родители, воспитатели воспитатели
7 Подбор материала на тему «Их именами названы улицы»   родители, воспитатели воспитатели
8 Подбор стихов и художественных произведений о Мурманске   родители, воспитатели воспитатели
9 Подбор информации к оформлению презентации»Моя семья в истории победы»   родители воспитатели

2 этап — основной

Для  реализации основного проекта были подобраны необходимые наглядные материалы: фоторгафии, иллюстрации, альбомы, художественная литература, стихи, книги о родном городе Мурманске; собрана информация о героях Мурманска в годы ВОВ; подобран материал для беседы с детьми и родителями, составлен план работы по реализации проекта.

План реализации основного этапа

Мероприятия или основные направления деятельности      сроки участники ответственные
1 Беседа «Моя малая Родина» октябрь Дети, воспитатели воспитатели
2 Занятие «История родного города Мурманска»   Дети, воспитатели воспитатели
3 Занятие «Город герой-город труженик»   Дети, воспитатели воспитатели
4 Оформление газеты»Мой родной город»   Дети, воспитатели воспитатели
1  Занятие. Презентация Малая Родина» -государственные символы города. Д/игра «Символы нашего города» ноябрь Дети, воспитатели воспитатели
2 Аппликация «Герб и флаг города»   Дети, воспитатели воспитатели
3 Беседа «На какой улице ты живешь?» «Улицы героев»   Дети, воспитатели воспитатели
1 Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест города. Д/игра «Угадай достопримечательности нашего города» декабрь Дети, воспитатели воспитатели
2 «Мурманск — культурный центр»-посещение детского театрального центра   Дети, родители воспитатели воспитатели
3 Беседа «Лучшие люди земли Кольской»   Дети, воспитатели воспитатели
1 Беседа «Что такое героизм?»Прослушивание песен о родном городе Мурманске январь Дети, воспитатели воспитатели
2 Занятие «Памятник Алеши», «Долина Славы»-посещение городской детско-юнышеской библиотеки   Дети, родители, воспитатели воспитатели
3 Рассматривание альбомов, иллюстраций»Исторически памятные места нашего города», чтение стихов о Мурманске.   Дети, воспитатели воспитатели
4 Рисование на тему «Достопримечательности моего города»   Дети, воспитатели воспитатели
1 Беседа «Памятник А.Бредову» февраль Дети, воспитатели воспитатели
2 Беседа-презентация  «Юные защитники города»   Дети, воспитатели воспитатели
3 Маршрут выходного дня «Памятные места Мурманска»- экскурсия в Краеведческий музей   Дети, родители, воспитатели воспитатели
4 Спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества   Дети, родители, воспитатели воспитатели
1 Беседа о героическом Мурманске март Дети, воспитатели воспитатели
2 Чтение стихов о Мурманске   Дети, воспитатели воспитатели
3 Игра-занятие «Путешествие по мурманским улицам»   Дети, воспитатели воспитатели
4 Конструирование из лего-конструктора «Город-будущего»   Дети, воспитатели воспитатели
1 «Истории о войне»,( придуманные детьми и родителями) апрель Дети, родители, воспитатели воспитатели
2 Рисунки детей ко Дню Победы «Мой любимый город»   Дети, воспитатели воспитатели
3 Беседа «Боевая слава нашего народа»   Дети, воспитатели воспитатели
4 Выставка плаката «Моя семья в истории победы»   Дети, родители, воспитатели воспитатели
5 Заучивание стихов о войне   Дети, воспитатели воспитатели
6 Прослушивание военных песен   Дети, воспитатели воспитатели
7 Встреча с родителями-военнослужащими- проведение занятия   Дети, родители воспитатели воспитатели
8 Заучивание песен о войне   Дети, воспитатели воспитатели
9 Просмотр документального фильма «Собака-герои ВОВ»   Дети, воспитатели воспитатели
10 Выставка детских рисунков»Наши деды»   Дети, воспитатели воспитатели
11 Презентация проекта     воспитатели воспитатели

Для ознакомления детей с родным городом, его историей, военным героическим прошлым, были проведены разнообразные мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую Родину.

Дети ознакомились с историей возникновения своего города, познакомились с его символикой. Рассматривание иллюстраций о родном городе, открыток, чтение стихов, способствовало эмоциональному восприятию информации.

Огромный интерес у детей вызвало составление из Лего-конструктора «Города будущего», в процессе сбора которого дети могли не только применить свои знания и умения, но и приобрести опыт творческого взаимодействия со сверстниками.

Нами проводились семейные экскурсии по памятным местам города. Был проложен маршрут выходного дня с посещением городской детско-юнышеской библиотеки и Краеведческого музея, где дети ознакомились с героическим прошлым своего города, что способствовало воспитанию гордости за героическое прошлое своей страны и своего города.

Активное участие дети и родители приняли в создании плаката «Моя семья в истории Победы», «Мой родной город»

Укреплению детско-родительских отношений способствовал совместный спортивно—игровой праздник , посвященный Дню защитника Отечества. Вместе с родителями дети придумали к этому празднику истории и сказки о войне.

Так же юные мурманчани познакомились с культурными традициями родного города и в один из выходных дней с большим удовольствием посетили детский

театральный центр , посмотрев замечательную сказку в исполнении детей и взрослых.

3 этап-заключительный

Для реализации заключительного этапа проекта «Мурманск-город герой» мы использовали весь необходимый материал, подобранный в ходе проекта.

Итоговым мероприятием  будет представлена презентация по данному проекту.

Итоги реализации проекта

 В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность, изучаемые в проекте, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений . Обращение к историческому, военному и культурному наследию родного города позволило решить многие задачи воспитания патриотов Родины. Участие в проекте способствовало расширению кругозора и повышению познавательной активности детей, формированию у детей положительной направленности поведения, тесной взаимосвязи детей и их родителей, способствовало повышению педагогической компетентности родителей по нравственно- патриотическому воспитанию детей.. Смысл данного проекта заключается в формировании навыков исследовательской деятельности, развитии познавательной активности, самостоятельности, формированию нравственно-патриотических качеств.

Список используемой литературы:

1. Бурмистрова И.К «Воспитание маленького гражданина»

2.Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»

3.Кондрыкинская Л.А.»Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»

4.Казаков А.П. «Детям о Великой Победе»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.