Познавательный проект
«Мурманск – город-герой»
Нечухрина Ирина Сергеевна,
воспитатель МБДОУ № 136,
г. Мурманск
Актуальность
Дефицит культурно-национальной принадлежности у детей к своей стране вынуждает современных педагогов сосредоточить свои усилия в направлении формирования у подрастающего поколения позитивного отношения к славе предков, к культурному прошлому своего народа, родной земле, защитникам Отечества, к историческим событиям.
Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного и школьного возраста акцентируется спецификой современных условий, когда подрастающая молодежь вынуждена противостоять информационным войнам, терроризму, экстремизму, поднимающему голову фашизму.
И так как в детстве закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, развиваются коммуникативные способности ребенка, эта проблема наиболее остра.
Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Для решения задач воспитания будущего гражданина России разработана система, включающая разнообразные формы работы, пронизывающая все виды образовательной деятельности дошкольников.
Мы в своей работе неизбежно затрагивает тему нравственности и гражданского самосознания детей. Воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, культурному прошлому своего народа, защитникам Отечества, уважительное отношение к традициям, историческим событиям играют огромную роль в становлении личности ребенка.
С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжёлые годы, уважение к традициям, понимание неповторимости культуры своего народа, гордость за свою Родину, почитать его героев.
Тип проекта: межгрупповой, долгосрочный
Вид проекта: информационно — познавательный
Участники: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители
Цель : Формирование нравственно — патриотических качеств детей старших групп.
Задачи:
- Расширение знаний о родном городе: истории возникновения, символики, достопримечательностях, защитниках отечества в годы ВОВ, героическом прошлом Мурманска
- Развитие познавательного интереса старших дошкольников к культуре своего города
- Познакомить дошкольников с документальным и художественным материалом о войне, культурными ценностями родного города,
- Укрепить традицию «Связь поколений»( на примере 1 старшей группы )для сохранения непрерывной системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении детей
- Осмысление детьми подвига горожан, нашего народа
- Воспитание чувств гордости и уважения к родному городу, к ветеранам войны и труженикам тыла, к памяти погибших воинов
- Развитие творческих способностей ребёнка
- Воспитание инициативности, творческого отношение к делу, самостоятельности
- Объединение и активное взаимодействие в процессе работы детей и взрослых
- Повышение педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию
Проблем: «Что я знаю о родном городе?»
Гипотеза
Если детей старшего дошкольного возраста последовательно знакомить с историей города, его культурой, героическим военным прошлым города, героями ВОВ, знаменитыми тружениками тыла, лучшими музыкальными и художественными произведениями о родном городе, то, возможно, они смогут ответить на вопрос: «Почему мой город герой?»
Новизна
Новизна проекта заключается в разработке системы целенаправленной работы
по ознакомлению детей с родным городом , его историей и военным прошлым, в которой определены способы и формы реализации комплексной воспитательно-образовательной работы.
Предварительная работа
- Определение направления работы выбор тематики цели и форм проведения работы
- Подбор материалов, художественной литературы, иллюстраций, фотографий
- Беседы с детьми с целью определения уровня знаний по теме
- Составление плана работы.
- Разработка цикла занятий.
- Отбор музыкального, литературного, иллюстративного материа
- Подготовка консультативного материала для родителей
- Отбор фотоматериалов, видеороликов
- Подготовка слайдов и презентаций
- Оформление фотоальбома
- Продумать и подготовить дидактическую игру «Что ты знаешь о войне?»
Основная работа
- Проведение непосредственно ознакомительной работы по теме проекта. Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми — «Прогулка по Мурманску», цикл занятий на тему «Военный Мурманск», «Наше прошлое и настоящее»
- Слушание и разбор музыкальных произведений ( военных песен, маршей, музыкальных композиций; звуков войны: сирена, метроном, бомбёжка
- Чтение стихов, рассказов, документальных произведений, писем военного времени
- Виртуальные экскурсии — просмотр и обсуждение видео о городе, художественных книг и репродукций;
- Арт — площадка: рисование, аппликация
- Организация тематической выставки творческих
- Домашние задания для родителей и детей:
- Экскурсии к памятникам героям ВОВ в Мурманске(по маршруту воспитателя)
- Рассказы родителей о родственниках, переживших войну.
- Встреча с интересными людьми( родителями-военнослужащими)
- Интерактивная игра «Что ты знаешь о войне?» по материалам проекта
- Тематический вечер, посвящённый Дню рождения города
Предполагаемый результат
Для педагога
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост
- систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию их нравственно-патриотических качеств через художественные произведения и совместное творчество
- удовлетворённость работой
Предполагаемый результат
Для детей
- активная совместная деятельность родителей и детей
- обогащение словарного запаса
- появление интереса к более глубоким знаниям о Мурманске; к соблюдению традиций родного города, к истории своей семьи
- приобщение к истории, расширение кругозора
- развитие эмоциональной отзывчивости
- умение анализировать и делать выводы
- воспитание бережного отношения к народной памяти, любви к защитникам Отечества
- формирование патриотизма и чувства гордости за свой город и его культуру и уважение к старшему поколению
- на основе ярких впечатлений дети примут участие в совместной творческой деятельности ( разучивание песен , слушание музыкальных композиций на военную тему) и закрепят свои умения и навыки
- приобретение способности к эстетической оценке своих работ и работ других детей;
- закрепление навыков коммуникативного общения
- обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми
Предполагаемый результат
Для родителей
- осознанное отношение к проблеме патриотического воспитания детей
- повышение статуса семейного воспитания, укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка;
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы( совместные прад\здники, посвященные 23 февраля, Дню Победы)
- совместный поиск для углублённого изучения истории нашего города и его культуры
Материалы и оборудование
Особое внимание в ходе проекта уделялось центру нравственно-патриотического воспитания. Изучив интересы детей мы наполнили его различным материалом и оборудованием.
-энциклопедии, книги по патриотическому воспитанию, художественная литература для поддержания детского интереса;
-фотографии, открытки, фотоальбомы , наборы открыток по теме проекта;
-атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр «Госпиталь», «Экскурсия по городу»
-дидактические и настольные игры»Мой город Мурманск», «Исторические места Мурманска»;
-конструктор «Лего» «Город будущего»;
-фонотека, в которой есть современные военные песни и песни военных лет, военные марши;
-информационный уголок по патриотическому воспитанию дошкольников, папки- передвижки, стенд для родителей;
-ИКТ( мультимедийные презентации)
Этапы реализации проекта
1 этап- подготовительный
Основными задачами на этом этапе были определение участников проекта, их роли в достижении предполагаемых результатов, беседы с родителями, планирование работы с учетом возрастных особенностей детей и составление перспективного плана для всех этапов проекта
На этом этапе важно было заинтересовать родителей проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников, заинтересовать идеей самих ребят.
План реализации подготовительного проекта:
№ | Мероприятия или основные направления деятельности | Сроки | Участники | Ответсвен- ные |
1 | Изучение интереса детей для определения задач проекта( устный опрос) | октябрь | воспитатели | воспитатели |
2 | Сбор и анализ литературы для детей и взрослых о родном городе | воспитатели | воспитатели | |
3 | Подбор материала для родительского уголка | воспитатели | воспитатели | |
4 | Подбор наглядного материала: фоторгафий, иллюстраций о родном городе Мурманске | родители, воспитатели | воспитатели | |
5 | Сбор информации о героях-мурманчанах,участниках ВОВ, и тружениках тыла. | ноябрь | родители, воспитатели | воспитатели |
6 | Подбор песен о Мурманске | родители, воспитатели | воспитатели | |
7 | Подбор материала на тему «Их именами названы улицы» | родители, воспитатели | воспитатели | |
8 | Подбор стихов и художественных произведений о Мурманске | родители, воспитатели | воспитатели | |
9 | Подбор информации к оформлению презентации»Моя семья в истории победы» | родители | воспитатели |
2 этап — основной
Для реализации основного проекта были подобраны необходимые наглядные материалы: фоторгафии, иллюстрации, альбомы, художественная литература, стихи, книги о родном городе Мурманске; собрана информация о героях Мурманска в годы ВОВ; подобран материал для беседы с детьми и родителями, составлен план работы по реализации проекта.
План реализации основного этапа
№ | Мероприятия или основные направления деятельности | сроки | участники | ответственные |
1 | Беседа «Моя малая Родина» | октябрь | Дети, воспитатели | воспитатели |
2 | Занятие «История родного города Мурманска» | Дети, воспитатели | воспитатели | |
3 | Занятие «Город герой-город труженик» | Дети, воспитатели | воспитатели | |
4 | Оформление газеты»Мой родной город» | Дети, воспитатели | воспитатели | |
1 | Занятие. Презентация Малая Родина» -государственные символы города. Д/игра «Символы нашего города» | ноябрь | Дети, воспитатели | воспитатели |
2 | Аппликация «Герб и флаг города» | Дети, воспитатели | воспитатели | |
3 | Беседа «На какой улице ты живешь?» «Улицы героев» | Дети, воспитатели | воспитатели | |
1 | Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест города. Д/игра «Угадай достопримечательности нашего города» | декабрь | Дети, воспитатели | воспитатели |
2 | «Мурманск — культурный центр»-посещение детского театрального центра | Дети, родители воспитатели | воспитатели | |
3 | Беседа «Лучшие люди земли Кольской» | Дети, воспитатели | воспитатели | |
1 | Беседа «Что такое героизм?»Прослушивание песен о родном городе Мурманске | январь | Дети, воспитатели | воспитатели |
2 | Занятие «Памятник Алеши», «Долина Славы»-посещение городской детско-юнышеской библиотеки | Дети, родители, воспитатели | воспитатели | |
3 | Рассматривание альбомов, иллюстраций»Исторически памятные места нашего города», чтение стихов о Мурманске. | Дети, воспитатели | воспитатели | |
4 | Рисование на тему «Достопримечательности моего города» | Дети, воспитатели | воспитатели | |
1 | Беседа «Памятник А.Бредову» | февраль | Дети, воспитатели | воспитатели |
2 | Беседа-презентация «Юные защитники города» | Дети, воспитатели | воспитатели | |
3 | Маршрут выходного дня «Памятные места Мурманска»- экскурсия в Краеведческий музей | Дети, родители, воспитатели | воспитатели | |
4 | Спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества | Дети, родители, воспитатели | воспитатели | |
1 | Беседа о героическом Мурманске | март | Дети, воспитатели | воспитатели |
2 | Чтение стихов о Мурманске | Дети, воспитатели | воспитатели | |
3 | Игра-занятие «Путешествие по мурманским улицам» | Дети, воспитатели | воспитатели | |
4 | Конструирование из лего-конструктора «Город-будущего» | Дети, воспитатели | воспитатели | |
1 | «Истории о войне»,( придуманные детьми и родителями) | апрель | Дети, родители, воспитатели | воспитатели |
2 | Рисунки детей ко Дню Победы «Мой любимый город» | Дети, воспитатели | воспитатели | |
3 | Беседа «Боевая слава нашего народа» | Дети, воспитатели | воспитатели | |
4 | Выставка плаката «Моя семья в истории победы» | Дети, родители, воспитатели | воспитатели | |
5 | Заучивание стихов о войне | Дети, воспитатели | воспитатели | |
6 | Прослушивание военных песен | Дети, воспитатели | воспитатели | |
7 | Встреча с родителями-военнослужащими- проведение занятия | Дети, родители воспитатели | воспитатели | |
8 | Заучивание песен о войне | Дети, воспитатели | воспитатели | |
9 | Просмотр документального фильма «Собака-герои ВОВ» | Дети, воспитатели | воспитатели | |
10 | Выставка детских рисунков»Наши деды» | Дети, воспитатели | воспитатели | |
11 | Презентация проекта | воспитатели | воспитатели |
Для ознакомления детей с родным городом, его историей, военным героическим прошлым, были проведены разнообразные мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую Родину.
Дети ознакомились с историей возникновения своего города, познакомились с его символикой. Рассматривание иллюстраций о родном городе, открыток, чтение стихов, способствовало эмоциональному восприятию информации.
Огромный интерес у детей вызвало составление из Лего-конструктора «Города будущего», в процессе сбора которого дети могли не только применить свои знания и умения, но и приобрести опыт творческого взаимодействия со сверстниками.
Нами проводились семейные экскурсии по памятным местам города. Был проложен маршрут выходного дня с посещением городской детско-юнышеской библиотеки и Краеведческого музея, где дети ознакомились с героическим прошлым своего города, что способствовало воспитанию гордости за героическое прошлое своей страны и своего города.
Активное участие дети и родители приняли в создании плаката «Моя семья в истории Победы», «Мой родной город»
Укреплению детско-родительских отношений способствовал совместный спортивно—игровой праздник , посвященный Дню защитника Отечества. Вместе с родителями дети придумали к этому празднику истории и сказки о войне.
Так же юные мурманчани познакомились с культурными традициями родного города и в один из выходных дней с большим удовольствием посетили детский
театральный центр , посмотрев замечательную сказку в исполнении детей и взрослых.
3 этап-заключительный
Для реализации заключительного этапа проекта «Мурманск-город герой» мы использовали весь необходимый материал, подобранный в ходе проекта.
Итоговым мероприятием будет представлена презентация по данному проекту.
Итоги реализации проекта
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность, изучаемые в проекте, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений . Обращение к историческому, военному и культурному наследию родного города позволило решить многие задачи воспитания патриотов Родины. Участие в проекте способствовало расширению кругозора и повышению познавательной активности детей, формированию у детей положительной направленности поведения, тесной взаимосвязи детей и их родителей, способствовало повышению педагогической компетентности родителей по нравственно- патриотическому воспитанию детей.. Смысл данного проекта заключается в формировании навыков исследовательской деятельности, развитии познавательной активности, самостоятельности, формированию нравственно-патриотических качеств.
Список используемой литературы:
1. Бурмистрова И.К «Воспитание маленького гражданина»
2.Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»
3.Кондрыкинская Л.А.»Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
4.Казаков А.П. «Детям о Великой Победе»