Мастер-класс
«Нетрадиционные пособия для развития
мелкой моторики рук»
Разумова Анна Григорьевна,
воспитатель МДОУ д/с «Теремок»,
д. Каменное Нижегородской обл.
Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, учит управлять дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
Пальчиковый «бассейн» – в коробке насыпана крупа (горох, рис, греча). Ребенок ищет пальчиками в бассейне» какой-либо предмет.
Щетка «ежик» — с помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии. Можно использовать щетку для волос и сопровождать стихотворным текстом:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Шнуровки, застежки, кнопки, молнии — в быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде и на всем.
Массаж – самомассаж – растирание ладоней, каждого пальца отдельно, катание между пальцами карандаша – шестигранника, ореха и других предметов.
Игры с крупой – крупу можно сортировать, рисовать дорожки, следы, узоры на манке или чае, посыпать, рассыпать.
Игра «Собери бусы» — нанизывание бусин на нитку по цвету или размеру. Бусы можно сделать из макарон.
Пуговицы, спички, палочки – выкладывание различных рисунков.
Баночки, тюбики – можно насыпать крупу, переливать воду, откручивать и закручивать крышечки, подбирать их по цвету и размеру.
Работа с бумагой – разрывать, мять, резать, разглаживать…
Игры с тканью – выбрать на ощупь с закрытыми глазами образец, переплетение, комканье носового платка в кулак.
Разрезные картинки – собрать целое из частей, постепенно увеличивая сложность.
Шнурки – завязывание и развязывание узелков, перебирание узелков, бантиков, называя дни недели, месяцы. Плетение косичек, макраме.
Игры с прищепками – прикреплять на коробку, снимать их, вешать белье на веревку, строить различные фигуры из прищепок.
Лепка из песка, снега, пластилина – катание, сжимание, отщипывание, размазывание.
Игры с водой — наливать в различные емкости, переливать, брызгать, что-то находить в воде, капать ее из пипетки.
Игры с проволокой – сгибание и разгибание различных фигур, букв.
Работа с наждачной бумагой – узнать на ощупь какой-либо контур.
Игра «Конструктор» или «Винтики-болтики» (разных размеров) – закручивание и раскручивание болтов и гаек.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Нет друга – ищи, а нашел – береги»
Задачи:
— развивать мелкую моторику пальцев рук;
— развивать волевую сферу через способность к сосредоточению;
— развивать интонационную выразительность речи;
— автоматизировать звуки у детей.
— закреплять и расширять словарный запас;
— воспитывать умение вслушиваться в речь, выполнять задания точно по указанию;
Материал: мягкая игрушка «Хрюша», мягкий конструктор, геоконт, проволока, пипетки, вода, крупа (манка, рис, пшено), тесто, игра «Переплетение»; «шнуровка», шнурки, палочки – спички, музыкальные инструменты.
В центре сидит Хрюша в костюме волшебника.
Воспитатель: Ребята, кто это у нас в гостях?
Хрюша: О, я великий волшебник Хрю-Хрюндик! Я могу всех заколдовать! Я знаю великие заклинания. Если я захочу, вы сейчас все исчезните!
Воспитатель: Стой! Стой! То-то я смотрю, что «великий волшебник» Хрю-Хрюндик остался один, без друзей.
Хрюша: Да, я колдовал, колдовал и вдруг… Не заметил, как остался один, без друзей, а одному так одиноко. Даже похвастаться не перед кем, какой я великий и чудесный волшебник.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем «великому волшебнику» отыскать друзей?
Хрюша: А вы что, тоже волшебники?
Воспитатель: Нет, мы не волшебники, просто у нас волшебные руки.
Дети садятся за стол.
Воспитатель: Давайте, чтобы наши пальчики хорошо работали, сделаем им массаж.
- Пальчики здороваются (на одной руке).
- Пальчики здороваются (обе руки друг с другом).
- Замок.
- Мельница.
- Катание грецкого ореха.
- Поглаживание.
Воспитатель: Ну а теперь можно отправляться на поиски друзей.
Дети выкладывают животных из мягкого конструктора: лису, лошадь, кошку, ворону, собаку.
Хрюша: Вот спасибо, ребята, что вернули мне друзей. Их так долго не было. Они. Наверное, проголодались, надо бы их накормить, но как назло моя волшебная палочка сломалась. Что же делать?
Дети: Мы тебе поможем!
Дети переходят ко второму столу. Разбирают крупы. Делают косточку из проволоки. Пипеткой накапывают молоко в тарелку. «Варят» кашу (посыпают манкой на тарелку). Готовят пирог из теста.
Хрюша: А вы знаете пословицы и поговорки о дружбе?
- Нет друга, так ищи, а нашел – так береги.
- Друг познается в беде.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
Как здорово! Только вы наверное устали? Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
Утром солнышко встает –
Выше, выше, выше.
(Дети встают на носочки, руки вверх).
К ночи солнышко зайдет –
Ниже, ниже, ниже.
(Опускают руки, приседают).
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
(Встают, протягивают руки вперед).
А под солнышком всем
Весело живется.
(Улыбаются друг другу).
Воспитатель: Ребята, как хорошо быть вместе. А давайте нашим друзьям сделаем подарки, чтобы они на меня не обижались и не уходили.
Дети переходят к третьему столу. Делают: переплетение, завязывание на шнурки бантиков и узелков, шнуровку – платье, открытку из пуговиц, кормушку из спичек.
Вот спасибо! Теперь я своих друзей беречь и любить буду.
Воспитатель: А еще, Хрю-Хрюндик, мы тебе и твоим друзьям подарим по песенке.
Дети отбивают ритмический рисунок «шумовым оркестром».
Спасибо! До свидания!