Нетрадиционные пособия для развития мелкой моторики рук

Мастер-класс

«Нетрадиционные пособия для развития

мелкой моторики рук»

 

Разумова Анна Григорьевна,

воспитатель МДОУ д/с «Теремок»,

д. Каменное Нижегородской обл.

 

Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, учит управлять дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

Пальчиковый «бассейн» – в коробке насыпана крупа (горох, рис, греча). Ребенок ищет пальчиками в   бассейне»  какой-либо предмет. 

Щетка «ежик» — с помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии. Можно использовать щетку для волос и сопровождать стихотворным текстом:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Шнуровки, застежки, кнопки, молнии — в быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде и на всем.

 Массаж – самомассаж – растирание ладоней, каждого пальца отдельно, катание между пальцами карандаша – шестигранника, ореха и других предметов.

 Игры с крупой – крупу можно сортировать, рисовать дорожки, следы, узоры на манке или чае, посыпать, рассыпать.

 Игра «Собери бусы» —  нанизывание бусин на нитку по цвету или размеру. Бусы можно сделать из макарон.

 Пуговицы, спички, палочки – выкладывание различных рисунков.

Баночки, тюбики – можно насыпать крупу, переливать воду, откручивать и закручивать крышечки, подбирать их по цвету и размеру.

 Работа с бумагой – разрывать, мять, резать, разглаживать…

 Игры с тканью – выбрать на ощупь с закрытыми глазами образец, переплетение, комканье носового платка в кулак.

 Разрезные картинки – собрать целое из частей, постепенно увеличивая сложность.

 Шнурки – завязывание и развязывание узелков, перебирание узелков, бантиков, называя дни недели, месяцы. Плетение косичек, макраме.

 Игры с прищепками – прикреплять на коробку, снимать их, вешать белье на веревку, строить различные фигуры из прищепок.

 Лепка из песка, снега, пластилина – катание, сжимание, отщипывание, размазывание.

 Игры с водой —  наливать в различные емкости, переливать, брызгать, что-то находить в воде, капать ее из пипетки.

 Игры с проволокой – сгибание и разгибание различных фигур, букв.

 Работа с наждачной бумагой – узнать на ощупь какой-либо контур.

 Игра «Конструктор» или «Винтики-болтики» (разных размеров) – закручивание и раскручивание болтов и гаек.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Нет  друга – ищи,  а  нашел – береги»

 

  Задачи:

— развивать мелкую моторику пальцев рук;

— развивать волевую сферу через способность к сосредоточению;

— развивать интонационную выразительность речи;

— автоматизировать звуки у детей.

— закреплять и расширять словарный запас;

— воспитывать умение вслушиваться в речь, выполнять задания точно по указанию;

  Материал: мягкая игрушка «Хрюша», мягкий конструктор, геоконт, проволока, пипетки, вода, крупа (манка, рис, пшено), тесто, игра «Переплетение»; «шнуровка», шнурки, палочки – спички, музыкальные инструменты.

 В центре сидит Хрюша в костюме волшебника.

 Воспитатель:  Ребята, кто это у нас в гостях?

 Хрюша:  О, я великий волшебник Хрю-Хрюндик! Я могу всех заколдовать! Я знаю великие заклинания. Если я захочу, вы сейчас все исчезните!

 Воспитатель:  Стой! Стой! То-то я смотрю, что «великий волшебник» Хрю-Хрюндик  остался один, без друзей.

 Хрюша:  Да, я колдовал, колдовал и вдруг… Не заметил, как остался один, без друзей, а одному так одиноко. Даже похвастаться не перед кем, какой я великий и чудесный волшебник.

Воспитатель:  Ну что, ребята, поможем «великому волшебнику» отыскать друзей?

 Хрюша:  А вы что, тоже волшебники?

 Воспитатель:  Нет, мы не волшебники, просто у нас волшебные руки.

  Дети садятся за стол.

Воспитатель:  Давайте, чтобы наши пальчики хорошо работали, сделаем им массаж.

  1. Пальчики здороваются (на одной руке).
  2. Пальчики здороваются (обе руки друг с другом).
  3. Замок.
  4. Мельница.
  5. Катание грецкого ореха.
  6. Поглаживание.

Воспитатель:   Ну а теперь можно отправляться на поиски друзей.

Дети выкладывают животных из мягкого конструктора: лису, лошадь, кошку, ворону, собаку.

Хрюша:  Вот спасибо, ребята, что вернули мне друзей. Их так долго не было. Они. Наверное, проголодались, надо бы их накормить, но как назло моя волшебная палочка сломалась. Что же делать?

 Дети:  Мы тебе поможем!

 Дети переходят ко второму столу. Разбирают крупы. Делают косточку из проволоки. Пипеткой накапывают молоко в тарелку.  «Варят»  кашу (посыпают манкой на тарелку). Готовят пирог из теста.

 Хрюша:  А вы знаете  пословицы и поговорки о дружбе?

  1. Нет друга, так ищи, а нашел – так береги.
  2. Друг познается в беде.
  3. Человек без друзей, что дерево без корней.

 Как здорово! Только вы  наверное устали? Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

Утром солнышко встает –

Выше, выше, выше.

(Дети встают на носочки, руки вверх).

К ночи солнышко зайдет –

Ниже, ниже, ниже.

(Опускают руки, приседают).

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется.

(Встают, протягивают руки вперед).

А под солнышком всем

Весело живется.

(Улыбаются друг другу).

 Воспитатель:  Ребята, как хорошо быть вместе. А давайте нашим друзьям сделаем подарки, чтобы они на меня не обижались и не уходили.

Дети переходят к третьему столу. Делают: переплетение, завязывание на шнурки бантиков и узелков, шнуровку – платье, открытку из пуговиц, кормушку из спичек.

 Вот спасибо! Теперь я своих друзей беречь и любить буду.

 Воспитатель:  А еще, Хрю-Хрюндик,  мы тебе и твоим друзьям подарим по песенке.

 Дети отбивают ритмический рисунок  «шумовым оркестром».

 Спасибо!  До свидания!

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.