Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Огонь»
для детей подготовительной логопедической группы
Селезнева Марина Александровна,
воспитатель МАДОУ № 75,
г. Березники Пермского края
Программное содержание: Продолжать знакомство с явлениями природы. Закрепить свойства огня как источника тепла и света. Помочь детям в исследовательской деятельности выявить особенности взаимодействия огня с другими стихиями: водой, воздухом, землей. Продолжать побуждать у детей исследовательский интерес, любознательность. Формировать независимость в мышлении.
Материалы: презентация «Как люди овладели огнем», бруски. Макет «огненное сверло», свечи, вода, стеклянные банки, песок, набор иллюстраций к игре «Огонь- хорошо, огонь- плохо!».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Педагог предлагает отправиться в увлекательное путешествие в каменный век. Рассказ сопровождается демонстрацией презентации.
— Это древние люди они охотятся на мамонтов, едят сырое мясо и рыбу, пьют холодную воду из ручья, живут в сырой холодной пещере. Многие из них погибают еще в детстве, выживают самые сильные и выносливые. Но как то случилось чудо, которое изменило их жизнь, этим чудом была гроза. Вдруг яркий свет озарил поляну и в тот же миг дерево, стоящее на поляне вспыхнуло как спичка.
— Почему дерево загорелось? Самые смелые подбежали к горящему дереву, но добежав до него, с криками отбежали, назад закрывая лицо руками.
— Почему они так делали?
— Тем временем дерево догорело. Был огонь, и не стало его. Долго люди вспоминали свет и тепло огня, ждали, что опять появиться «небесный огонь» и зажжет им огромный костер.
— Что они называли «небесным огнем»?
— Они просили богов помочь им, но увы… Были дожди, гроза, но деревья не вспыхивали и огня не было.
— Но вот однажды совсем озябнув, человек чтобы согреться стал растирать себе руки, лицо и заметил,…..
— Попробуйте и вы потереть ладошки. Они стали горячими.
— Интересно, а если потереть полочку о палочку они нагреются? (Дети пробуют). Немного.
— И тогда человек придумал «огненное сверло» он взял палочку и стал ею сверлить дырочку в коряге. Попробуем и мы на макете.
— Целый день трудился человек и к вечеру вспыхнул долгожданный огонь. Теперь ему уже люди не давали погаснуть ни днем, ни ночью.
— Однажды обрабатывая камень, чтобы сделать из него топор, заметил, что от удара появляются искры. Но не все камни давали искры. Так человек нашел кремний. Кремний используют сейчас в производстве зажигалок. А еще позже человек изобрел спички.
Физминутка
Чтобы нам добыть огонь,
Трем ладонью об ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумага загорится.
Два хлопка над головой.
хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.
Вправо влево наклонись.
И тихонечко садись.
— А сейчас сядем поудобнее и послушаем сказку. Стоял сухой осенний день. Тихо падали листья, догорал костер, пламени не было, лишь несколько тлеющих огоньков. Вдруг ветер сорвал с дерева сухой лист, он упал прямо на тлеющие угли. Почти в тот же момент в костре что-то треснуло, и появился маленький огонек, еще мгновение и костер пылал вовсю. Звери и птицы, находящиеся поблизости, бросились прочь от огня. «Ха!» — подумал огонь, — «Они боятся меня, значит я самый сильный! Эй! Я самый сильный!» Но вокруг никого не было. «Пойду, поищу кого- нибудь» — подумал огонь и побежал по траве, по кустам, по деревьям и вскоре огромное пламя поднялось над лесом, а огонь летел дальше и радовался тому, какой он сильный. Но тут ему преградила дорогу река «Смотри какой я сильный!» -закричал он. «Ну и что?» — ответила река. «Давай померяемся силами!» — предложил огонь. «Давай» — ответила река и плеснула на огонь.
— А теперь попробуйте сами догадаться, что было дальше. Возьмите каплю воды и капните на огонь, как это сделала река. Посмотрите и послушайте что будет.
— Что вы услышали? Что произошло? Огонь страшно возмутился, испугался закричал (слышали треск) и почувствовал, что начинает слабеть. Он поспешил прочь от реки и решил больше никогда не связываться с водой.
— Почему он так решил? Огонь отправился дальше. Вдруг пошел дождь и он поспешил спрятаться в пещере. Но чем дальше он заходил в пещеру, тем ему становилось все хуже и хуже. «Кажется. надо скорее выбираться отсюда» — подумал огонь. Из последних сил огонь вырвался из пещеры и сразу почувствовал, что ему стало легче, он вновь вспыхнул с былой силой. Рассказ сопровождается опытом с банкой, которой педагог накрывает свечу, но не допускает, чтобы она погасла).
— «Что со мной, было?» — подумал он. Дети как вы думаете, что произошло с огнем? Почему огонь горит в группе, но если поместить его под банку, то он гаснет? Значит, может жить огонь без воздуха? Дети проделывают тот же опыт с банкой.
— Чудом выживший огонь отправился дальше бродить по свету. Страсть его поутихла, он стал более осторожным. Встретилась ему на пути песчаная гора: «Что и ты меня не боишься?» — спросил он. Как вы думаете, что ответила гора? Почему она так ответила? Проверим на опыте что она права. (Опыт с песком — засыпают свечи песком).
— Загоревал огонь. Все кого он встретил или боялись его, или пытались его уничтожить. Его никто не любил, никто не хотел с ним дружить, он почувствовал, что одинок. Но тут он встретил человека и рассказал ему о своей беде. Как вы думаете, что ему ответил человек, чтобы его утешить? (Дети рассуждают). С тех пор человек дружит с огнем, но не всегда они ладят между собой. Характер у огня вспыльчивый, чуть что — рассердится и натворит беды. Но внимательный, умный человек всегда знает, как укротить огонь.
— Нам пора возвращаться в детский сад, но прежде чем вернуться возьмем с собой карточки из серии «Огонь — хорошо, огонь — плохо!», но только те, которые говорят что огонь — хорошо.
Итог: Расскажите, что вы для себя открыли нового, о чем не знали и не слышали.