Особенности развития моторной функции у детей с ППЦНС

Методическая разработка

 «Особенности развития моторной функции у детей с ППЦНС»

 

Аверина Ольга Владимировна,

учитель–дефектолог ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»,

 г. Апатиты Мурманской обл.

 

Перинатальное поражение центральной нервной системы – возникает в результате неблагоприятных факторов, воздействующих на нервную систему внутриутробно во время беременности, во время родов, и в первый месяц жизни ребенка.

У детей с ППЦНС с трудом и опозданием формируются двигательные функции: удержание головы, навыки сидения, стояния, сидения, ходьбы, манипулятивной деятельности. В силу двигательных нарушений статические  и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное воздействие на формирование психических функций и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей обусловлено рядом факторов, связанных со спецификой самого заболевания. Важнейшими из них являются следующие:

Нарушения мышечного тонуса.

Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. У детей с ППЦНС отмечаются различные нарушения мышечного тонуса:

-спастичность: повышение мышечного тонуса. Мышцы в этом случае напряжены, что связано с поражением пирамидной системы. При попытках произвести то или иное движение мышечный тонус нарастает (особенно при вертикальном положении тела).

-ригидность: напряжение мышц-антогонистов и агонистов, при котором нарушается плавность и сглаженность мышечного взаимодействия. Это происходит при поражении экстрапирамидной (подкорковой системы).

-гипотония: низкий мышечный тонус. Мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые. Объем пассивных движений значительно больше нормального. Связано с недостаточной функцией мозжечка и вестибулярного анализатора. При этом отмечается нарушение статики, несоразмеренность движений, походка с покачиванием и потерей равновесия.

-дистония: меняющийся характер мышечного тонуса. В покое мышцы расслаблены, при попытках движения тонус резко нарастает. В результате этого движение может оказаться невозможным.

-дистоническая атака: резко нарастает мышечный тонус. Ребенок начинает плакать из-за мышечного спазма.

Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи).

В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное (паралич) или частичное отсутствие (парез) тех или иных движений. При парезах страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения, например изолированные движения пальцев рук.

Наличие насильственных движений.

Проявляются в виде гиперкинезов и тремора.

Гиперкинезы — непроизвольные насильственные движения. Проявляются в основном у детей с ДЦП. Чаще выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различных отделах конечностей. Всегда затрудняют осуществление произвольного двигательного акта, а порой делают его невозможным.

Тремор- дрожание конечностей (особенно пальцев рук и языка). Проявляется при целенаправленных движениях, причем в конце движения тремор усиливается.

Нарушения равновесия и координации движений

(атаксия).

Нарушения равновесия наблюдаются в виде неустойчивости при сидении, стоянии, ходьбе (дети ходят пошатываясь, отклоняясь в сторону, на широко расставленных ногах).

Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движений (прежде всего рук). Ребенок не может точно захватить предмет и поместить его в заданное место, при выполнении движений он промахивается, у него наблюдается тремор рук. Нарушена координация тонких, дифференцированных движений.

Нарушение ощущений движений.

Овладение двигательными функциями тесно связано с ощущением движений своего тела (кинестезий). Эти нарушения резко затрудняют формирование чувства положения собственного тела, позы в пространстве.

Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов.

Стато-кинетические рефлексы обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной моторики. При их недоразвитии ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище. В результате он испытывает трудности в овладении навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями.

Синкинезии.

Это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение произвольных движений.

Имитационные:  выполнение движения здоровой рукой вместо пораженной или при попытках выполнения одной рукой двигается другая.

Координационные: выполнение отдельного движения не изолированно, а только как часть более сложного двигательного акта.

Оральные: при выполнении движений непроизвольно открывается рот.

Патологические тонические рефлексы.

При нормальном развитии проявляются нерезко в первые месяцы жизни и к трем месяцам угасают. Если отмечается запаздывание в угасании врожденных рефлексов, в мозг ребенка поступают импульсы от патологических поз и движений. Это задерживает и нарушает развитие всех произвольных движений и речи.

В связи со всеми перечисленными факторами у детей с ППЦНС отмечаются особенности в формировании мелкой моторики. Проявляется это в задержке формирования захватов в норме формируются в возрасте от 3 месяцев до 12 месяцев (от захвата локтевой стороной ладони до «пинцетного» захвата).

Первоначально детям для захватов предлагаются палочки, кубики, удобные для захвата игрушки, затем более мелкие предметы, природный материал и пр.  Интересные игры для развития моторики и мышления предлагает выдающийся педагог Фридрих Фребель, вся жизнь которого прошла под девизом «Давайте жить для наших детей»!

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.