Особенности взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников в ЦИПР

Деловая игра

«Особенности взаимодействия музыкального руководителя

с родителями воспитанников в ЦИПР»

 

Клепикова Марина Аббасовна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 5,

г. Мончегорск Мурманской обл.

 

Цель: формирование уровня профессионального мастерства музыкального руководителя в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников в ЦИПР.

Задачи:

Познакомить музыкальных руководителей с особенностями организации взаимодействия с родителями групп ЦИПР.

Определить стратегию взаимодействия муз руководителя с родителями ЦИПР.

Определить (выбрать) методы и формы взаимодействия с родителями воспитанников ЦИПР.

Ход игры:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашей деловой игры: «Особенности взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников ЦИПР». В ходе деловой игры мы не просто обсудим тему, но и рассмотрим ее со всех сторон и постараемся выработать стратегию деятельности и наметить пути построения взаимодействия.

Для этого мы разобьёмся на две группы: «родители» «музыкальные руководители» (поставить таблички).

Начнём нашу деловую игру с вопроса:

— Что значит взаимодействие с родителями?

Для того чтобы точно ответить на этот вопрос, я обратилась к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. Там сказано так:

«Взаимодействие: 1.Взаимная связь двух явлений. 2. Взаимная поддержка»

С понятием определились, теперь предлагаю разобраться:

— Кто больше несёт ответственности за эффективное взаимодействие: родители или специалисты. Обменяйтесь мнениями в своей группе (первая группа – с позиции родителей, вторая – с позиции специалистов). Затем представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении ответственности за эффективное взаимодействие.

Бесспорно, основная ответственность за эффективное взаимодействие с родителями лежит на специалистах ЦИПР.

Как же эффективно построить это взаимодействие?

Решений данного вопроса может быть очень много. Можно построить взаимодействие на основе структурно-функциональной модели, практическая разработка которой впервые была осуществлена педагогическими коллективами муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Новоуральска Свердловской обл.

Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного. (слайд)

Информационно–аналитический и практический блоки предполагают сбор и анализ сведений о детях и родителях, изучение их трудностей и запросов, а также выявление готовности родителей к взаимодействию и практическая работа с ними в ЦИПР.

А теперь вопрос к вам: «Какие методы мы используем в работе для сбора информации?» (слайд в презентацию после ответов)

Методы: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, педагогическая диагностика и специальные диагностические методики, используемые психологом.

Работа с родителями строится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу.

Давайте подумаем, какие формы можно использоваться для решения этих вопросов? Ваши варианты, коллеги?

Формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, памятки, библиотека для родителей, мастер-классы и т.п. (Слайд дополняется после ответов)

 Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.

Развитию этого направления занятия в ЦИПР способствуют напрямую, т.к. они включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступать с ребенком в общение (на основе общего дела: музыкального рисунка,  музыкальной игры, просмотра интерактивного спектакля и т.д.).

Наравне с разными видами занятий, можно использовать и такие формы взаимодействия как праздники, развлечения, досуги, традиции, выставки, участие в конкурсах, круглый стол и др.

Для определения эффективности взаимодействия с родителями нужен – контрольно-оценочный блок.

Контрольно­-оценочный блок – это количественный и качественный анализ эффективности работы специалиста.

И снова обращусь к вам, уважаемые коллеги. Какие методы вы обычно используете для анализа своей работы? (слайд после ответов)

Совершенно верно, для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать такие методы как опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, так называемые методы самоанализа оценки отсроченного результата: собеседование с родителями, наблюдение, учет активности родителей и т.п.

Когда модель взаимодействия выбрана, возникает следующий вопрос:

— С чего начать взаимодействие?

Безусловно, с целей. А чтобы правильно разобраться в вопросе постановки целей работы ЦИПР мы продолжим работу в командах.

За определённое время нужно обсудить и сформулировать команде «родители» — цели посещения с ребёнком ЦИПР с точки зрения родителей, т.е. для чего я, мама, веду ребёнка в ЦИПР, команде «специалистов» — цели ЦИПР как формы организации дошкольного образования.

Обсуждение целей, затем слайд с примерными целями

первая группа – родители

Задачи:

мониторинг учреждений, оказывающих образовательные услуги, с целью выявления наиболее «подходящего» для удовлетворения образовательных потребностей родителей;

проверить собранную в песочницах информацию «из первых рук», ожидая сразу определить «слабые места» и «сильные стороны» образовательного учреждения;

желание посмотреть, что это такое – ЦИПР, сделать свои субъективные выводы о пользе таких групп для ребёнка;

желание за достаточно короткий срок получить ребёнка-вундеркинда, полностью переложив ответственность за развитие на специалистов учреждения (вы – специалисты – работайте, я – посмотрю, оценю);

желание «отдохнуть» от ребёнка, перепоручив заботу о его развитии специалистам учреждения;

желание при помощи специалистов учреждения, научиться правильно взаимодействовать с ребёнком для его всестороннего развития;

желание социализировать ребёнка (подготовить ребёнка к общению со сверстниками, с посторонними взрослыми) для последующей более лёгкой адаптации при поступлении в детский сад;

вторая группа – музыкальные руководители

Задачи:

Организация психолого-педагогического сопровождения процесса развития детей раннего возраста в рамках семьи и дошкольного образовательного учреждения;

Содействие в ранней социализации детей в рамках совместной деятельности (родитель – ребенок, социальный взрослый – ребенок, ребенок – ребенок) с целью подготовки ребенка к последующему поступлению в дошкольное образовательное учреждение;

Всестороннее, в том числе художественно-эстетическое, развитие ребёнка соответственно возрасту

Обучение родителей способам взаимодействия с ребенком в сложных для родителей ситуациях

Актуализация и развитие педагогических способностей родителей

Как вы видите, цели не всегда совпадают. А мы как специалисты должны донести до родителей истинные цели. Поэтому нужно выработать стратегию нашей работы с ними.

Стратегия музыкального руководителя:

Предлагаю условно разделить работу на 3 этапа.

Что, по-вашему, важно на первом этапе? С чего начинается любое взаимодействие? (после ответа слайд)

1 этап. «Знакомство». Сформировать у родителей позитивное эмоциональное отношение к детскому саду и получить максимум первичной информации о ребенке.

Используем – (На слайде.)

Сбор первичной информации о ребенке и его семье – первичная индивидуальная беседа педагога-психолога с каждым родителем. Цель – сбор информации об индивидуально-типологических особенностях ребенка, о взаимоотношениях родителей с ребенком.

Родительское собрание. Цель: завоевать доверие, вызвать искренний интерес, проинформировать о предстоящей совместной деятельности. На нем необходимо продемонстрировать полнейшую прозрачность работы специалистов. Это достигается открытостью информации об уровне образования, компетенции педагогов, работающих с детьми. Желательно познакомить родителей с видеоматериалами, предоставить фотовыставку, галерею работ «выпускников», пригласить родителей, прошедших «школу» ЦИПР.

Родительская конференция. Цель – познакомить родителей с методами работы специалистов путем погружения. После знакомства в виде тренинга, каждый специалист приглашает родителей на свою творческую площадку и предлагает прожить «День ребенка».

Первое занятие.Цель – закрепить радостное настроение детей и родителей, создать камерную обстановку взаимодействия. Алгоритм проведения системы занятий на протяжении всего учебного года неизменен – это важнейшее условие формирования условных рефлексов ребенка. Занятие проводится максимально мягко, без принуждения, с учетом особенностей поведения ребенка.

Первый этап – это фундамент, на котором будет строиться взаимодействие. И оно напрямую зависит от того, как пройдет первая встреча и как сложатся отношения между всеми ее участниками.

Первое время музыкальный руководитель взаимодействует только с родителями, не обращаясь лично к детям, ведь к новому взрослому ребёнку необходимо привыкнуть. Если ребёнок увидит, что мама или папа доверяют музыкальному руководителю, то и сам постепенно начинает взаимодействовать с ним.

Из своего опыта могу добавить, что родителям очень важно, как реагирует ребёнок на специалиста, равно как и важна реакция специалиста на их ребёнка. Из этих двух составляющих складывается успех взаимодействия.

Для меня, имеет большое значение, чтобы ребёнок, в новых необычных для него условиях не заплакал, а проявил интерес, пусть сначала даже небольшой. Поэтому, я пользуюсь следующими золотыми правилами:

  • предельная открытость, искренность и доброжелательность (малыши чувствуют и воспринимают вас на интуитивном уровне)
  • дружба начинается с улыбки (невербальный знак открытости и доброжелательности)
  • вступать в контакт с ребёнком, не форсируя события (терпеливо дожидаться положительной реакции малыша, который сам должен вступить с вами в контакт)
  • контроль уровня громкости голоса и музыкального сопровождения (громкие звуки пугают малышей)
  • обозначение себя для малыша только именем (малыши не говорят, им трудно воспринимать имя-отчество)

Как я уже говорила, установлению контакта с родителями способствует принятие ребёнком специалиста, однако этого не достаточно. Важно непосредственно установить доверительные отношения с самими родителями. Здесь немаловажную роль играет даже самое обычное приветствие.

Упражнение «Свеча»

Цель: Создать определенный психологический настрой в группе, расположить участников к поиску возможных интонаций для установления контакта с родителями.

Чтобы попрактиковаться в приветствии.  Я предлагаю вам выполнить упражнение «Свеча». Свеча – камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас.

  1. Для того чтобы родители хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать своюготовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
  2. Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом, языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Например, «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

А теперь, передавая друг другу свечу, используем это приветствие и помним про улыбку. (Участники передают включённую светодиодную свечу из рук в руки)

Свеча помогла нам найти интонационные варианты приветствия родителей.

После того как у родителей сформировано позитивное отношение и мы собрали всю необходимую информацию можно переходить к следующему этапу. Поделитесь вашим мнением, что надо делать дальше.(После ответов – слайд дополняется)

2 этап. Получить эффект взаимодействия единомышленников, соратников, стремящихся к общим целям.

(На слайд)

Включение родителей в творческий процесс социального взаимодействия. Цель – вывести родителей на уровень личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком.

Включение родителей в творческий процесс создания оптимальных условий для развития ребенка – родители не наблюдатели работы специалистов ЦИПР с детьми, а активные участники данного процесса. Цель – сформировать умение родителей организовать самостоятельную деятельность детей.

Волонтерская деятельность родителей. Цель – приобщить родителей к работе по подготовке мероприятий ЦИПР. Родители – это активные помощники в изготовлении декораций для театрализованной деятельности, атрибутов для организации игровой деятельности (изготовление игрушек, игрушечной одежды своими руками, пошив и вязание игровых материалов), оформлении помещения к праздникам и досугам.

Просвещение и консультирование родителей. Цель – расширение и углубление представлений родителей об особенностях музыкального развития малышей.

Привлечение родителей к выстраиванию индивидуального подхода к ребенку. Цель – определить индивидуально-типологические особенности ребенка для осуществления индивидуального педагогического маршрута.

 Сейчас предлагаю рассмотреть особенности музыкальных занятий в ЦИПР как одной из важных составляющих взаимодействия с родителями, ведь занятия в ЦИПР — совместные, т.е. партнёрские. Т.к. в занятии участвуют дети и родители. Важно знать, что отношение к музыкальному материалу взрослого становится опытом восприятия музыкальной деятельности для малыша. Ребёнок подражает любимому  родному человеку, его эмоциональному настрою, реакции. Соответственно работа строится с учётом взаимодействия музыкального руководителя с родителями. Проводит занятия музыкальный руководитель с опорой на воспитателя. Периодически на занятиях присутствует психолог.

В начале занятия родителей знакомят с задачами, методами и приёмами развития детей, при этом всё происходит на глазах у малышей, т.к. дети не смогут где-то ждать, пока взрослые обучат друг друга. Затем музыкальный руководитель с опорой на воспитателя организует родителей, как активных помощников в развитии способностей их малышей.

В ходе занятий могут возникнуть трудности. Уважаемые коллеги,  по-вашему, какие это могут быть трудности? (После ответов – слайд)

На слайде представлены некоторые из них:

— родители не активны в ходе занятия;

— родители не проявляют эмоциональность;

— проявляется непонимание со стороны родителей;

— родители сравнивают своего ребёнка с другими детьми;

— наблюдается отстранённое  отношение к действиям специалистов;

— не все родители прислушиваются к советам, пожеланиям и просьбам педагога;

и другие.

Задача педагога быть компетентным в любой ситуации показывая родителям, что  видит в них партнеров, единомышленников.

С целью решения этой задачи предлагаю разобрать несколько игровых ситуаций из моего опыта работы.

На каждый стол по две ситуации. Разбирать по одной. После решения ситуации командой, предложить другой команде дополнить.

1 игровая ситуация:

Идет занятие, две мамы ведут разговор, обсуждая свои проблемы достаточно громко, не обращая внимания на других родителей. Дети предоставлены сами себе, ими, по мнению мам, должен заниматься педагог. (Профилактика неправильного поведения, разъяснение целей посещения ЦИПР)

2 игровая ситуация:

Ребёнок не проявляет интереса к занятию, не хочет принимать участия в музыкальной деятельности, мама пытается заставить его, хлопая его ладошками, удерживая его на месте и т.д., ребёнок противится, потом начинает кричать, плакать. (Насилие недопустимо)

3 игровая ситуация:

Музыкальный руководитель играет на фортепиано, дети слушают или танцуют, в зависимости от задания. Один ребёнок, подходит к музыкальному инструменту и начинает ударять по клавишам. Мама молча наблюдает со стороны. (Проявить терпение и спокойствие. Использовать приёмы невербального общения с ребёнком. В личной беседе с мамой, подчеркнуть значимость родителей в воспитании ребёнка, совместно найти решение проблемы.)

4 игровая ситуация:

Мама говорит музыкальному руководителю, что в занятие нужно включать больше новых песенок и плясок, потому что надоело повторять одно и то же. (Беседа с мамой. Многократность повторений – специфика работы с детьми раннего возраста.)

Мы рассмотрели подробно особенности взаимодействия с родителями на музыкальном занятии в ЦИПР, т.к. это основная форма работы, и от того, как будут проходить занятия, и какой результат увидят родители, в большей степени зависит их отношение к нам, как к специалистам и их желание сотрудничать с нами.

 Итак, мы начали взаимодействовать. Теперь родители наши помощники. Можно переходить к заключительному этапу. Чего бы нам хотелось от родителей на этом этапе? (При необходимости можно навести на ответ жестами, «от меня к тебе», «передача свечи»)

3 этап. Актуализировать и развить педагогические способности родителей до уровня, позволяющего осуществлять обмен педагогическими наработками между родителями «Эстафета мастерства».

(На слайд)

Совместные праздники в ЦИПР. Цель – создание условий для проявления талантов детей и родителей.

Проектная деятельность родителей. Цель – привлечь внимание родителей к размышлению на определённую тему)

Совместными усилиями мы выработали одну из возможных стратегий работы по взаимодействию с родителями ЦИПР.

Прежде чем закончить нашу деловую игру, я предлагаю вам, уважаемые коллеги оставить свои впечатления на этом нотном стане. У вас на столах есть ноты, запишите на каждой из них по одному прилагательному, передающему ваше отношение к мероприятию и прикрепите ноты на нотный стан.

В процессе игры мы смогли рассмотреть тему «Особенности взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников ЦИПР» с разных сторон. Определили стратегию построения взаимодействия и этапы его развития.

Из практики работы хочу добавить, что строить взаимоотношения с родителями нужно на основе индивидуализации, признания за ними права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.

Благодарю вас за внимание и активную совместную работу, хочу услышать ваше мнение о деловой игре, оно поможет мне в дальнейшем совершенствовать профессиональное мастерство.

Высказывания педагогов.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.