Постановка звука «Р»

Индивидуальное занятие в старшей группе
для детей с ОНР
по теме «Постановка звука «Р»

Харитонова Ольга Анатольевна,
учитель — логопед МБДОУ № 14,
г. Ярцево Смоленской обл.

Занятие проводится индивидуально. Его продолжительность 15-20 минут.
Цель: формировать умение правильно произносить звук «Р» механическим способом.
Задачи
Обучающие:
— упражнять в определении наличия и места звука.
Коррекционно-развивающие:
— способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
— создать условия для развития фонематических процессов;
— развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.
Воспитательные:
— воспитывать внимательность, усидчивость.
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Р, предметные картинки.

Ход занятия:

Подготовительный этап
1. Организационный момент.
Педагог:
Вспомним наше правило.
Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.
— Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук «Р».

2. Сообщение темы и цели занятия.
Педагог: Сегодня мы продолжим работу над звуком «Р» и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика.
звук РПроснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. (Повторить 8–10 раз).
Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (Повторить 8–10 раз).
звук Р-2Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык вглубь рта. (Повторить 10–15 раз).

звук Р-3Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного — к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8–10 раз).
звук Р-4Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Повторить 10–15 раз).
Напоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. (Повторить 10–15 раз).
звук Р-5Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы. Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10–15 раз).

звук Р-6Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так. Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10-15с.
Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: «Дын-дын» или «Ды-ды», имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упражнение выполняется в течение 10-15с.

Основной этап
1. Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.
Педагог: Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось! Посмотри на меня, как я его произношу звук «Р». Рассмотрим профиль этого звука.
— Какое положение принимают губы? (Губы открыты)..
— А зубы? (Зубы сближены, но не соприкасаются).
— Как работает кончик языка? (Кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует).
— Где проходит воздушная струя? (Воздушная струя идет посередине языка).
— Когда ты произносишь звук р, есть преграда во рту? (Да).
— Значит, какой это звук?
— Глухой или звонкий? (Звонкий).
— Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (Я чувствую дрожание).
— Какой этот звук еще может быть? (Твердый или мягкий).

2. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
(прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
(ходьба на месте).

3. Упражнения на дыхание.
Педагог: Для правильного произношения звука «Р» нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью упражнений.
Первое упражнение – «Кораблики». Помоги пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох.
Следующее упражнение – «Бабочки». Отпусти бабочек и они тебе улыбнутся! Выдыхай медленно и плавно.

4. Постановка звука «Р» механическим способом от сохраненной фонемы Д.
Педагог: Замечательно получилось! Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд — дддд (В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука «Р»).

5. Развитие фонетического слуха.
Педагог: Хлопни в ладоши если услышишь звук «Р» — а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.
— Топни ногой когда услышишь звук «Р» в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.
— Подними руку, если услышишь звук «Р» в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.
— Теперь выполни упражнение «Цирк». Послушай голоса животных и определи, чей голос прозвучал.
— Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука «Р» в словах .

6. Закрепление звука «Р» со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР
Педагог: Потренируемся произносить звук «Р». Повторяй за мной:
ДР…А – ДР…А – ДР…А
ДР…О – ДР…О – ДР…О
ДР…У – ДР…У – ДР…У
ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы
(во время выполнения упражнения производим колебательные движения указательным пальцем)

Заключительный этап.
Итог занятия
Педагог: Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук «Р»).
-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)
-Дай характеристику этому звуку (Звук «Р» – согласный, звонкий может быть твердым и мягким).

Домашнее задание
Педагог: Дома тренируйся произносить раскатистое длительное «ДР» с помощью указательного пальца.
Подведение итога всего занятия. — Спасибо тебе за занятие.

Литература:
1. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. Воробьева Т.А. Крупенчук О.И.Издательство: Литера, 2004.
2. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках Т. А. Куликовская: Издательство: ГНОМ и Д, 2007 .

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.