Предметно-развивающая среда в технологиях инклюзивного пространства МАДОУ «ЦРР-ДС № 68 г. Благовещенска»
Коновалова Светлана Владимировна
заведующий,
Ясинская Ирина Александровна
воспитатель
МАДОУ «ЦРР-ДС № 68 г. Благовещенска»,
г. Благовещенск Амурской обл.
В последнее время интерес к организации развивающей предметно-пространственной среды велик. Это обуславливается тем, что среда рассматривается не только как система условий для становления личности, но и как комплекс возможностей для развития.
Так каков же рецепт хорошей развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на особенных детей с учетом их индивидуальных особенностей. Как спроектировать ее, предоставив возможность особенным детям наравне с обычными детьми в получении образования в пределах специальных образовательных стандартов с использованием эффективных педагогических технологий.
В течение последних нескольких лет административный и педагогический состав МАДОУ кардинально «реконструировал среду», используя всю совокупность возможностей, позитивного опыта и мотивации для развития каждого ребенка.
Поскольку наше учреждение посещают воспитанники различных категорий ограниченных возможностей, мы выстраивает образовательное пространство как пространство социализации и обучения детей с особыми потребностями.
Отметим, что в 2022-2023 учебном году обучается 33 особенных ребенка, из них 24 — обучаются в группах компенсирующей направленности для детей с интеллектуальными нарушениями.
Педагогами используются адаптивные технологии сопровождения особых детей:
- Технология коррекционной поддержки и сопровождения ребенка – это сопровождение, обучение, развитие детей не только воспитателями, но и учителями-дефектологами, учителями-логопедами в кабинетах, в том числе с внедрением компьютерных технологий в образовательном процессе, что повышает эффективность освоения адаптированной образовательной программы.
- Технология психологической поддержки. Пребывание в комнате психомоторной коррекции, где педагоги-психологи посредством упражнений улучшают эмоциональное состояние, снимают нервное возбуждение, беспокойство и агрессивность.
- Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «Живая среда», используемая как микросреде (групповом помещении, так и в макросреде (холлы) — это живой экран, способствующий обогащению эмоциональной сферы, тактильные развивающие панели для сенсорного развития и мелкой моторики рук.
- В здоровьесберегающем пространстве применяется оздоровительная технология — фитнес-технология: детская йога. К эффективным практикам оздоровления относится устройство галокамеры, или соляной комнаты. Оборудована зона по обучению детей правилам дорожного движения.
С января 2022 года нашему учреждению присвоен статус региональной стажировочной площадки Амурской области по теме «Пространство, которое вдохновляет и развивает». Тема данной инновационной деятельности была выбрана неспроста. У нас наработан огромный практический опыт для обобщения и трансляции практик по проектированию предметно-пространственной среды. Поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно- пространственной среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Наше новое детище — инновационный проект «Игропарк». Данный проект долгосрочный, его реализация планируется в течение двух лет.
В планах — создание интерактивного игрового детского скалодрома, детского кинотеатра, интерактивного футбола и планетарной комнаты с обсерваторией.
В заключение хотим отметить: время не стоит на месте, оно выдвигает свои требования. Пусть в нас, взрослых, не гаснет желание дарить детям радость общения и познания, творить, выдумывать, пробовать.