Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Развивающая предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете МБДОУ «Детский сад № 136 | ДЕТСТВО-ГИД

Развивающая предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете МБДОУ «Детский сад № 136

Дизайн-проект

«Развивающая предметно-пространственная среда

в логопедическом кабинете МБДОУ «Детский сад № 136»

Кашина Наталья Ильинична,

учитель-логопед МБДОУ №136,

 г. Новокузнецк

Пояснительная записка

Актуальность проекта

Исследования предметно-развивающей среды ведутся уже давно. Большой вклад в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для речевого развития дошкольников внесли О. И. Соловьева, М. М. Алексеева, В. И. Яшина,  Л. П. Федоренко,  С.Л. Новоселова, Л. А. Парамонова др. В 90-х годах 20 века вопрос о предметно-развивающей среде ставился в работах В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой и др.

Предметно — пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной среды.

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей. Создание предметно-развивающей среды логопедического кабинета является одной из задач коррекционной программы «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Предметно-развивающая среда обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей, эмоциональное благополучие, способствует их речевому развитию. Из предметно-развивающей среды дети могут получить информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую воспитанникам не только развиваться, но и проявлять свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я.

Для организации развивающей среды в кабинете должно учитываться всё, что будет способствовать оптимальной речевой коррекции  при становлении базовых характеристик личности каждого ребенка:

— закономерности психического развития дошкольников;

— показатели здоровья;

— психофизиологические и коммуникативные особенности;

— уровень общего и речевого развития.

Основное назначение логопедического кабинета – создание рацио­нальных условий для коррекционной работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Это предполагает:

  • во-первых, предметную среду с корри­гирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами;
  • во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса;
  • в-третьих, наличие логопедической документации;
  • в-четвертых, информационный блок для педагогов и родителей.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета проектируется  в соответствии с образовательной программой нашего детского сада, с учетом ФГОС в соответствии с условиями реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.

Компоненты и принципы построения коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете

Выделяют несколько компонентов развивающей среды:

1. Социальный компонент.

На основе исследований социальных психологов Е. А. Кузьмина, И. П. Волкова, Ю. Н. Емельянова можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:

— Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;

— Преобладающее позитивное настроение;

— Степень участия всех субъектов в образовательном процессе;

— Сплоченность;

— Продуктивность взаимоотношений.

2. Пространственно-предметный компонент.

В работе В. В. Давыдова и Л. Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:

Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;

Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

3. Психодидактический компонент.

«Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития», — писал В. А. Ясвин.

На основе анализа исследований В. В. Давыдова и В. А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды.

Основные принципы построения развивающей среды: принципы логопедии:

1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком,  способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через  индивидуальные зоны речевого развития.

2. Принцип активности и доступности– это возможность совместного участия взрослого с ребенком в использовании окружающей среды: (шкафы или полки, открытые для самостоятельной деятельности детей., центры песка и воды). Имеется выход в универсальную игровую зону – это помещение для  проведения подвижных речевых игр, физминуток, логоритмических занятий.

3. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Основную информацию человек получает с помощью зрения, именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды. Как известно в красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общительности, доброжелательности. Обстановка кабинета успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка. Зеленый цвет, по мнению психологов, наиболее способствуют развитию речевой активности детей. Для реализации этого принципа в кабинете размещены развивающие стенды «Веселый буквоград», «Звуковички»; стены и декоративные перегородки выполнены в красивом изумрудно-зеленом цвете.

      4. Принцип использования здоровьесберегающих технологий. Логопедический кабинет оснащен разновозрастной мебелью, освещение в соотвествии с САнПин. На занятиях широко используется су-джок терапия, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, мимической мускулатуры.

Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития», т. е. содержать предметы и материалы, известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.

5.Общедидактический принцип. Находит свое отражение в наглядности материала, его доступности для восприятия, сознательности ребенка, индивидуальном подходе к каждому и др.

Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методи­ческих и игровых материалов явились:

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  • Новые санитарные правила утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03­51­46ин/14­03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
  • Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19­12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
  • проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)
  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  • Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
  • Новоселова С.Л.,  “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.

Паспорт проекта

Проект по инновационному подходу к созданию развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в ДОУ для дошкольников с речевым нарушениями

Вид проекта: практико-ориентированный

Цель проекта:

Разработка модели предметно-развивающей среды для создания психологически комфортных условий, способствующих эффективному решению коррекционных задач, её формирование и доведение до соответствия  требованиям ФГОС.

Задачи проекта:

  • изучить новые подходы в организации предметно-развивающей среды логопедического кабинета, обеспечивающей полноценное речевое развитие дошкольников;
  • организовать развивающую среду, способствующую полноценному речевому развитию детей с учетом всех направлений речевого развития;
  • обеспечить комфортность, безопасность и эстетичности обстановки с выполнением санитарно-гигиенических норм;
  • обеспечить богатство сенсорных впечатлений, разнообразие центров развития, их рациональное расположение;.

Исполнители и участники проекта:

•         учителя-логопеды;

•         родители;

•         дети.

Предполагаемые участники проекта:

•         Обеспечение целостности коррекционного процесса путем организации окружающего пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного речевого развития каждого ребенка.

  • Учёт индивидуальных особенностей детей в зависимости от речевого диагноза, возраста, особенностей психического развития и пожеланий самого ребенка.
  • Создание комфортных условий в работе.

•         Повышение состояние эмоционального благополучия, личностное развитию каждого ребенка.

•         Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция обеспечат повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

•         Единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Этапы проекта:

I этап: Формирование проблемы, цели, задач проекта         

II этап:  Практическая реализация проекта.

III этап: Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание презентации.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1.  изучены новые подходы в организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
  2. организована предметно-развивающая среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует речевому развитию детей.
  3. сформированы понятия: предметно-развивающая среда, принципы построения предметно-развивающей среды, компоненты предметно-развивающей среды, а также практические навыки в построении предметно-развивающей среды логопедического кабинета в соответствии с ФГОС.
  4. вовлечены родители в процесс создания комфортной предметно-развивающей среды логопедического кабинета.

Наш логопедический кабинет открыт в 2017 году, это новое помещение, укомплектованное основным набором мебели и пособий, поэтому проектировка пространства была начата с нуля. Стены выполнены в изумрудно-зеленом  цвете, который человеческим глазом воспринимается как наиболее благоприятный и спокойный, что не удивительно, ведь это цвет самой природы, цвет весны и возрождения.  Цвет мебели органично сочетается с общим фоном кабинета. В логопедическом кабинете разграничены и определены зоны коррекционного воздействия.

Информационная зона для родителей
Игровая зона для проведения подвижных игр, физминуток, логоритмических занятий
Зона дидактического и методического сопровождения
Учебная зона
Зона ТСО
МесяцЭтапы и мероприятия реализации проекта
АвгустРазработка планировки, расстановка мебели, примерное планирование размещения центров детского развития в соответствии с изученными документами и литературой.
СентябрьРасширение и пополнение зоны дидактического и  методического сопровождения. Подборка методической литературы, дидактических пособий с привлечением родителей.
ОктябрьСистематизация дидактических пособий, направленных на разные стороны речевого развития (приложение 1).  
НоябрьСоздание картотеки наглядно-дидактических игр и пособий.
ДекабрьСоздание и совершенствование учебной зоны.
ЯнварьСоздание рабоче-консультативной зоны логопеда.
ФевральПополнение учебной и рабочей зоны средствами ИКТ (интерактивная доска, ПК, принтер)
МартСоздание зон  диагностики и индивидуальной работы с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения.
Апрель Расширение и пополнение оздоровительно-развивающей зоны (водный бассейн).
МайПополнение кабинета развивающими и консультативными стендами: «Веселый буквоград», «Звуковички», «Советы логопеда».
ИюньРасширение и пополнение оздоровительно-развивающей зоны (песочная терапия).
ИюльСоздание первоначальной базы коррекционно-развивающих презентаций по развитию лексико-грамматического строя речи.
АвгустСоздание первоначальной базы интерактивных игр, направленных на разные стороны речевого развития.

Дизайн – проект оформления нашего кабинета находиться постоянно в динамичном состоянии, так как, по нашему мнению, идеальную предметно-развивающую среду создать невозможно, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям и дополнениям.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.