Конспект образовательной деятельности
«Настроение зимы»
для детей подготовительной группы
Костылева Евгения Николаевна,
воспитатель № 34,
г. Вологда
Цель: создание условий для развития художественно-эстетического восприятия детей посредством синтеза искусств.
Задачи:
- Развивать художественное восприятия настроения путем рассматривания репродукций картин о зиме И.И. Шишкина; Э.И. Грабаря; А.К.Саврасова ; прослушивания музыкальных произведений А. Вивальди и поэтического слова А. С. Пушкина; И.З. Сурикова.
- Активизировать связную речь.
- Развивать творческое воображение.
- Воспитывать у детей эмоциональный отклик на произведения искусства.
Оборудование:
- Репродукции картин Э.И.Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», «Зимний вечер», Февральская лазурь»; И.И. Шишкина «Зима»; А.К.Саврасова «Зима».
- Запись музыкального произведения А.Вивальди «Времена года».
- гуашь, бумага, кисти, ватные палочки, бусины, поролон, пипетки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный этап
Организовываю детей в круг.
— Какое у вас сегодня настроение?
— Можно ли настроение подарить?
— Какое настроение можно подарить?
— Как можно подарить настроение?
— Если у вас хорошее настроение вы можете его подарить, кому захотите. Дети выбирают свой способ подарить настроение.
Мотивационно- ориентировочный этап.
— Ребята, дети младших групп нашего детского сада никогда небыли в картинной галерее и просили передать вам просьбу организовать зимнюю картинную галерею.
— Как вы думаете, почему дети обратились к вам?
— Что вы знаете о картинной галерее?
— Как по — другому можно назвать галерею?
— Какие картинные галереи вы посещали?
— Зачем люди посещают картинные галереи?
Планирование предстоящей деятельности.
— Что надо для того, чтобы организовать картинную галерею?
— Ребята я очень люблю посещать выставки картин и не раз обращала внимание, что разные картины располагают в разных залах. Как вы думаете почему? Рассуждения детей.
— У нас имеются картины с изображением зимы.
Дети обращают внимание на картины.
Рассматривание и обсуждение репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
— Как вы думаете, почему художник выбрал такое название для своей картины? Рассуждения детей.
— Как вы понимаете слово «лазурь»? (это светло-синяя, голубая или светло-зеленая краска с сиреневым оттенком).
— Когда можно увидеть такое небо? (В феврале или марте в солнечный день).
— Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Почему? (Радость, восторг, хорошее настроение).
Обсуждение репродукции картины И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».
— Что вас удивило в этой картине? что показалось в лесу необычным? (Розовые березы на голубом фоне).
— Как вы считаете, почему березы розовые? (Ответы детей).
— От сильного мороза ветки березы покрылись инеем, а зимнее солнце окрасила их в розовый цвет.
— Скажите, какого цвета снег на этой картине? (Голубой, розовый, сиреневый).
— Какое настроение у этой картины?
Обсуждение репродукции картины И.Э. Грабаря «Зимний вечер».
— Какое название вы бы дали этой картине? Почему?
— Какое время суток изображено?
— Какие краски использовал художник?
— Какое настроение было у художника?
Обсуждение репродукции картины «Зима» И.И. Шишкина.
— Какое настроение у вас вызвала эта картина? Почему?
— Обратите внимание на цвет снега. Он необыкновенный, коричневато-беловатый – от коричневых стволов деревьев. Холодно и морозно, кажется, что в этом лесу все заснуло, застыло, замерло. Картина тихая, спокойная.
Обсуждение репродукции картины «Зима» А.К.Саврасова
— Что больше всего привлекает внимание в картине?
— Где находился художник?
— Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
— Что общего в этих картинах?
— В чем отличие?
— Зима не может никого оставить равнодушным – каждый из нас восхищается ей по-своему. Не только художники, но многие поэты и музыканты посвятили свои произведения зиме. Иван Суриков писал:
«Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всего его одело».
— Как вы думаете, данные строки по настроению, созвучны с какой картиной?
-Замечательные строки А.С.Пушкина передают настроение, какой картины?
«Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, среди домов».
Самостоятельная деятельность детей.
— В нашей картинной галерее есть два зала. Внимательно посмотрите на картины и подумайте, Как можно их разделить? Почему?
Дети обсуждают и распределяют картины по своему решению.
— Какое название вы бы дали нашим залам?
Музыкальный руководитель: Многие музыканты, любуясь красотой природы, сочиняли музыку. Предлагаю прослушать два отрывка из музыкального произведения «Времена года» итальянского композитора А.Вивальди. Попробуйте определить, какой из отрывков соответствует нашим залам. Дети прослушивают и обсуждают произведения.
Рефлексивно – оценочный этап
— Как художники, музыканты, поэты и танцоры вы можете выразить свое настроение. Это можно сделать по — разному: спеть, прочитать стихотворение, станцевать, нарисовать.
Детям предоставляется разнообразное оборудование для рисования. Дети по желанию отражают свое настроение.
— Почему у вас возникло такое настроение?
— Какое настроение будет у детей при посещении картинной галереи в нашем зале?