Конспект открытого занятия
«Осеннее настроение»
для детей 4-5 лет
Лаптева Татьяна Никифоровна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДТ Советского района»
г. Новосибирск
Целевая аудитория: бабушки и дедушки обучающихся.
Задача: дать почувствовать детям радость от коллективного, деятельного участия в музицировании.
Продолжительность занятия: 35 мин.
Оборудование: осенние картины, картина дятла. В центре зала под маленькой ёлочкой на полу — листики, домик. В стороне на столе – зайчики по количеству детей, шапочка лисы. Пальчиковый клоун. Корзина с разными музыкальными инструментами
План проведения занятия:
- Приветствие «В этот чудесный день».
- Музыкальная разминка.
- Дыхательная гимнастика с элементами двигательной активности.
- Упражнения на темп и ритм.
- Игровые и развивающие музыкальные упражнения.
- Песенка «Дождь идёт».
- Игра на увеличение словарного запаса «Маленький клоун».
- Песня-подарок «Бабушка».
- Музыкальная карусель – ДМИ (детские музыкальные инструменты).
Сценарий проведения занятия.
Дети, взявшись за руки, за педагогом входят в зал, становятся полукругом, начинается музыкальное приветствие:
В этот чудесный день — Руки вверх
Добрый день! Хлоп-хлоп
Дружно здороваться нам не лень. Берутся за руки
Руки протягивай, не зевай. Руки вперёд, ладошками вверх, в замок и движение вверх вниз
Песню весёлую запевай! Руки на пояс, хлоп-хлоп, руки вниз
Песня «Передай эту песенку по кругу», муз. и сл. Е. Агабабова
Передай, передай эту песенку по кругу,
Нам с тобой, нам с тобой будет весело повсюду.
Приходи ко мне скорей – будет вместе веселей!
Будем мы с тобой играть, песни петь и танцевать.
Педагог: «Осень», М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Осенью очень красиво в лесу, поэтому мы сядем в автобус и отправимся в лес.
Песня «Автобус»
Дети сидят на стульчиках.
«Вот мы в автобусе сидим. И сидим, и сидим» — качаем головой, шлепаем по ногам в ритме музыки.
«И из окошечка глядим. Всё глядим!» — смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, наклоняясь то в одну, то в другую сторону.
«Глядим назад, глядим вперёд. Вот так вот, вот так вот» — смотрим из-под ладони — козырька, оборачиваясь то влево, то вправо.
«Ну что ж автобус не везет. Не везёт?» — пожимаем плечами.
«Колеса закружились. Вот так вот, вот так вот. Вперёд мы покатились
Вот так вот!» — выполняем круговые движения руками.
«А щетки по стеклу шуршат. Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик. Все капельки смести хотят. Вжик-вжик-вжик!» — качают согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируя движение «дворников»).
«И мы не просто так сидим. Бип-бип-бип, Бип-бип-бип. Мы громко-громко все гудим. Бип-бип-бип!» — «крутим руль» и бибикаем.
«Пускай автобус нас трясет. Вот так вот, вот так вот. Мы едем-едем всё вперёд. Вот так вот!» — подпрыгиваем на месте (сидя на стуле или же поднимаясь на коленях и садясь обратно). Во время проигрыша дети бегают по кабинету, «крутя руль».
Педагог: Какой чистый воздух в лесу, самое время сделать дыхательную гимнастику (Стрельниковой А.Н.).
Музыкальное сопровождение, песня «Антошка»
- «Пылесос» — нос делает быстрый и глубокий вдох, а выдох спокойно через рот.
- «Фары» — руки перед собой, пальцы сжаты в кулаки. На вдох – разжать кулаки, выдох – сжать в кулаки.
- «Замёрзли» — вдох – обнимаем себя за плечи, выдох – опускаем руки.
- «Кошечка» — вдох – ловим хвост поочерёдно справа, слева, выдох – становимся прямо, руки вниз.
- «Насос» — вдох – наклон вниз (одна рука на другой), выдох – встать прямо.
- «Пружинка» — вдох — приседаем вниз (руки на поясе), выдох – встаём.
- «Танец» — вдох – локоть правой руки тянется к поднятому левому колену, выдох – встать прямо, и наоборот.
Каждое упражнение выполняется не менее 4 раз, если правильно выполнять может закружиться голова.
Педагог: Пойдём дальше по тропинке, и по мостику пройдём, слушаем внимательно музыку, она подскажет, как идти: бегом, маршем или остановиться.
Музыкальное сопровождение чередуется:
Марш – Беркович И. Я.
Погремушка – Раухвергер М.
Педагог: А вот и дом в лесу стоит, кто в нём живёт?
Песня «Есть в лесу из брёвен дом», Железнова Е.
Есть в лесу из брёвен дом, Соединяем руки над головой «дом».
Есть окошко в доме том, Соединяем пальцы, образуя окошко,
Посмотрите в то окно, заглядываем в него.
В доме тихо и темно.
Мы тихонько кулачком Стучим кулаком левой руки по
Постучимся в этот дом. ладони правой.
Выглянул какой-то зверь, Правой рукой показываем собачку
«Гав» — сказал и запер дверь. (большой палец отведён вверх, мизинец направлен вниз).
Мы погромче кулачком Стучим кулаком п. руки по ладони л.
Постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь, Правой рукой показываем козу
«Ме» — сказал и запер дверь. (Указательный и средний пальцы вытянуты вперёд, остальные прижаты к ладони).
Громко-громко кулачком Стучим кулачком левой руки
Постучимся в этот дом. по ладони правой.
Выглянул какой-то зверь, Пр. рукой показываем корову
«Му» — сказал и запер дверь. (Ук. и мизинец вытянуты, остальные прижаты к ладони).
Киска из окна глядит Прижимаем указательные
«Мяу, мяу» — говорит пальцы к губам (усы).
Хватит в домик наш стучать, Грозим пальцем
Дайте хоть чуть-чуть поспать. Кладём руки под щёки.
Педагог: В домике видимо все спят, сонный час у зверей, но не все спят все в лесу, что это за стук?
Педагог стучит по фортепиано. Дети отвечают: Дятел. Рассматривают картину с дятлом.
Попевка «Дятел»
Тук, тук, тук-тук-тук
Мы в лесу слышим стук.
Тук, тук, тук-тук-тук
Это дятел сел на сук.
Тук-тук-тук, тук, тук, тук
Тук, тук, тук.
Педагог спрашивает: Кем работает Дятел в лесу?
Дети отвечают: Доктором. Он спасает деревья от жуков-короедов.
Педагог: Посмотрите из-за ёлки на опушке
Чьи-то выглянули ушки?
Дети: Зайки.
Игра «Зайцы и лиса»
Поём и играем по тексту песни. Лису выбираем с помощью считалки:
На лужок пришли бельчата,
Медвежата, барсучата.
На зеленый, на лужок
Приходи и ты, дружок.
На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки. (дети прыгают, изображая зайчиков)
Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок.
(сидят, делают движения руками)
Вдруг бежит лисичка — рыжая сестричка
(оббегает сидящих детей)
Ищет, где же зайки, зайки-попрыгайки.
(видит зайцев и говорит:) «Ах, вот, вы где!»
(лиса догоняет зайцев, а зайчики убегают в свои домишки)
Игра повторяется 3 раза.
Педагог: В лесу хорошо и весело, только солнышко спряталось, набежали тучи – это значит,…
Ответ детей: Скоро пойдёт дождь.
Педагог: А как мы спасаемся от дождя? Что надеваем?
Ответы детей…
Песня «Дождь идёт», сл. и муз. Е.Ремизовской
Осень, осень,
Дождь стучит в окошко.
И зовёт он меня
Поиграть немножко.
Дождь идёт, дождь идёт.
Осень радует, поёт.
Выйду с зонтиком гулять,
Буду с дождиком играть.
Дождик, дождик, не шали!
Подожди немножко!
Если будешь долго лить,
Мы промочим ножки.
Дети садятся на стульчики. В это время педагог убирает ёлку, листики, домик.
Педагог: Когда идёт сильный дождь, дети с бабушками и дедушками играют дома в игру «Маленький клоун»
На большой палец надевается пальчиковый клоун и прячется в ладошке.
Игра «Маленький клоун»
Спрятался ловко в моём кулаке
Маленький клоун в большом колпаке.
Ну-ка, сама на него погляжу,
Если хотите и вам покажу.
Только сначала вам нужно назвать
Несколько слов об осени, скажем, 5.
Дети называют прилагательные об осени.
Играют не менее 3 раз. Последнюю строчку можно петь по-другому:
Несколько слов с буквы «А», скажем, 5.
Педагог: Поиграли, а теперь споём песню «Бабушка»
Песня «Бабушка», сл. и муз. М.Ю.Картушина
Для моей бабуленьки
Песенку спою,
Потому что бабушку
Очень я люблю.
Бабушка, бабуленька,
Я к тебе прижмусь
Поцелую бабушку,
Нежно улыбнусь.
Педагог: Дорогие дедушки и бабушки мы с ребятами приглашаем вас к нам в круг. Я раздаю музыкальные инструменты, а вы их называете.
Из корзины достаются по очереди музыкальные инструменты (бубен, ложки, маракасы, трещётки, треугольник, шейкер, колокольчик, металлофон, барабан), раскладываются по кругу на полу.
Игра «Музыкальная карусель»
Дети, бабушки, дедушки становятся по кругу напротив музыкального инструмента.
На три аккорда — все берут в руки инструмент
1 часть музыки — играют на нём, в конце кладут на пол
2 часть музыки – переходят по часовой стрелке к следующему инструменту, обходят его, останавливаются
Услышав снова три аккорда, берут уже другой инструмент. И так по кругу, пока не проиграют на всех инструментах.
Педагог: Вот и закончилось наше занятие.
Куда мы сегодня ездили? (в лес)
На чём? (на автобусе)
С кем встретились в лесу? (с дятлом, лисой, зайцами, коровой, собакой)
Какое настроение было в лесу?
Оно менялось? Когда?
С какой музыкой вы встречались сегодня? (дождь, бабушка, карусель, лиса и зайцы)
Прощаемся:
Педагог поёт: До свидания.
Дети поют эхом: До свидания.