Сценарий утренника
«Приходи к нам в гости, Осень!»
Степанова Юлия Николаевна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 14,
г. Ярцево Смоленской обл.
Цель – приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с русскими народными праздниками.
Роли исполняют: Лесовичок, Осень, Баба-Яга, Рябинка.
Музыкальный зал оформлен соответственно с тематикой мероприятия.
Под музыку в зал входят дети и садятся на стульчики.
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я скажу вам по секрету, как бывает:
Сказка вдруг в свой мир нас приглашает,
Чтобы чудесами удивить и чему-то научить.
Отгадайте мою загадку:
Солнца нет, на небе – тучи,
Ветер, вредный и колючий,
Дует так – спасенья нет…
Что это? Дайте ответ!
Дети: Осень!
Ведущий: Правильно. А вы знаете стихи про осень?
Дети группой выходят на середину зала.
1-й ребенок:
Вдруг сразу желтым стало все вокруг:
Сад и роща, и речка и луг,
Старый дом, и плетень,
Солнышко тоже стало желтей.
2-й ребенок:
Даже у кошки — вот чудеса! –
Пожелтели за ночь глаза!
И теперь до самой весны
Сниться ей будут желтые сны.
3-й ребенок:
А секрета вовсе и нет:
В желтой краске весь белый свет.
И цветы, и листва….
Дети хором: Значит, к нам снова Осень пришла!
Ведущий: А давайте все вместе споем нашу любимую песню про осень.
Исполняется песня «Осень-раскрасавица»
Ведущий:
В день осенний гостью ждем.
Давайте в сад наш Осень позовем.
Дети хором:
Приходи к нам в гости, Осень,
Очень, очень тебя просим!
Под музыку в зал входит Осень.
Осень:
Здравствуйте, ребята! Я так рада видеть всех вас!
Я – Осень золотая,
Поклон вам мои, друзья,
Давно уже мечтаю
О встрече с вами я!
Вы любите, когда я прихожу?
Я красоту повсюду навожу!
Ведущий: Спасибо, Осень, что ты к нам пришла! Мы тебя давно ждали! О тебе много говорили. И ребята даже стихи для тебя приготовили.
В центр зала выходят 2 ребенка
1 ребенок:
Осенняя пора, настал и твой черед!
Повсюду осени мы чувствуем дыханье.
И листопад, и птичий перелет,
И лес, и сад полны очарованья.
2 ребенок:
В лесу осеннем каждый кустик мил.
Все замерло, как будто в чудной сказке.
И мелкий дождик сверху окропил
Листву, свою меняющую краску.
Осень: Спасибо вам за красивые стихи и. Как вы меня порадовали! Видно, что ждали, готовились и про меня, наверное, много знаете. Назовите, какие вы знаете признаки осени.
(Ответы детей)
Осень: Молодцы! В благодарность за ваше внимание я приготовила для вас подарок – вот эту осеннюю шкатулку. Чтобы по дороге ничего не потерялось, я заперла ее, но не обычным ключом, а волшебными словами. Слова эти написаны на 5 кленовых листочках, чтобы их не забыть. Но вот какая беда случилась!!! Подул сильный ветер , и разбросал эти листочки по всему осеннему лесу. А без волшебных слов я не могу открыть свою волшебную шкатулку. Нужно найти эти осенние листочки. Вы мне поможете?
Дети: Да!
Осень: Тс-с! Послушайте, кто-то идет!
Под музыку появляется Лесовичок.
Лесовичок:
Я – старичок-лесовичок, в бороде травы клочок.
Я хожу с клюкой вокруг,стерегу и лес, и луг.
И деревья, и кусты, ягоды , грибы, цветы.
А вы как тут оказались?
(Ответы детей).
Осень: Здравствуй, Лесовичок! Мы с ребятами ищем листочки с волшебными словами, чтобы мою шкатулочку открыть. Ветер их по лесу разбросал… Нам нужно в лес попасть!
Лесовичок: Я помогу вам ребята, но должен предупредить вас, что на пути нам встретятся много препятствий. Но мы же с вами справимся?
Дети: да!
Осень: Ну а с танцем, веселее отправляться в путь!
Лесовичок: Ооой, ребята! А дальше так просто не пройти! Посмотрите впереди лужи, болота, кочки. Как их преодолеть?
Ответы детей.
Осень: молодцы ребята, правильно все рассказали, но нам нужно пройти эти препятствия. Начнем?
Лесовичок: А преодолеть препятствие они смогут если превратятся в волшебную сороконожку. С помощью этого мы попадем в волшебный лес.
Игра «Сороконожка»
Осень: Вот мы и попали в осенний лес. Как же нам найти осенние листочки?
Лесовичок: Знаю-знаю, видел один точно! Но так просто их вам не отдам! Справитесь с моими заданиями – получите свои листочки!
Осень: ну что ребята, справимся с заданием Лесовичка?
Дети: да!
Лесовичок: Вот вам задание для самых быстрых и сообразительных. Надо составить листочек из маленьких кусочков. А собирать будем листочки с разных деревьев.
(Лесовичок показывает листочки, а дети называют с каких они деревьев (клен, осина, рябина)
Игра «Составь листок»
Воспитанники делятся на три команды и по сигналу Лесовичка начинают складывать пазлы-листочки:клен,осина,рябина. Выигрывает та команда, участники которой быстрее и правильней сложат свой листок.
Лесовичок: Молодцы, как хорошо вы справились с заданием! Вот вам ваш первый листочек! С какого он дерева? (с рябины).
Осень: Наши ребята, не только умеют быстро складывать листочки, но и знают стихотворения. Например, про рябину.
В центр зала выходят дети читать стихотворение.
1 ребенок:
Красная да сочная выросла рябина,
Мама свою дочку в праздник нарядила –
Красная косынка, красные сапожки.
Стала на рябинку доченька похожа.
(М. Садовский)
2 ребенок:
Я по парку погуляла,
Где заря растет узнала.
Поглядела вверх – она
Сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят,
На меня они глядят!
Что за чудная картина?
Это дерево – рябина!
(Н. Меркушева)
3 ребенок:
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах?
Она еще горчит и вяжет…
Но только снег на землю ляжет,
Мороз ударит не слегка
И льдом покроется река:
Она уже на вкус иная…
И птицы будто понимая,
Клюют замерзшие дробины
Зимой алеющей рябины.
(Н. Шумов)
4 ребенок:
Нежно гладит куст рябины
Осень влажною рукой:
Ягод красные рубины
И багряных листьев рой.
Каплет дождик непрестанный,
И сбегают ручейки
В лужу под рябиной старой.
Выбивают пузырьки
Капли.
В луже все движенье.
Смотрит осень: «Только рябь.
Где мое в ней отраженье?
Развела такую хлябь.
Ну-ка, перестань лить, дождик,
Солнцу путь освободи.
Нарисуй меня , художник.
Фон – рябина позади».
(Л. Коротаева)
Осень:
Ребята, кажется к нам кто-то идет!
По музыку в зал заходит Рябинка.
Рябинка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Услышала я какие вы замечательные стихи про меня читаете, и не смогла удержаться на месте в осеннем лесу. Решила посмотреть, кто же это — такие талантливые, умные и веселые. А из леса я пришла не одна, со мной белочки и ежики они для наших гостей покажут танец?
Рябинка: тогда встречайте их бурными аппладисментами!
Исполняется танец «Осень — чудная пора»
Рябинка: Ах, какой танец красивый станцевали мои лесные друзья белочки и ежики. У меня появился один листочек, но еще четыре нужно найти.
Лесовик: хотел я песенку послушать про осень….ведь осень не всегда такая веселая бывает, как вы пели в начале …осень бывает разная….знаете песенку?
Дети исполняют песенку «Осенняя песенка»
Рябинка: Какие вы молодцы, ребята! Какую красивую песенку спели!
Леший: вот вам второй листочек!
Осень: Вот ребята теперь у нас два листочка, осталось найти еще три.
Звучит музыка в зал на метле влетает баба яга.
Баба-яга:
Ах, вот ты где, Рябинушка,
Моя раскрасавица.
Я тебя растила, водичкой поила.
Росла ты возле избушки
На радость старушке.
Что же ты меня, старую, покинуть решила?
Рябина: Что ты бабуленька – красотуленька! И для тебя рябины хватит. Вон сколько рябиновых ягод в этом году!
Баба-яга: Вот-вот, значит осень дождливой будет. Как я без тебя, без рябинового лекарства? Помру ведь в расцвете лет. Люди то жадные, всю тебя обломают. А птицы прилетят – всю исклюют, далеко унесут. Ребята, а какие птицы не улетают на юг, а тут зимуют?
Дети: воробьи, снегири, синицы, чижы.
Баба-яга: какие смышленые, а внимательные ли вы? Давайте-ка проверим!
Леший: да, бабушка, дай ребятам задание, если справятся я им верну третий листок, а тебе отдам назад рябинку.
Баба-яга: ну рябинушка, давай мою любимую игру начинай.
Игра «Птицы».
Рябина читает стихотворение. Когда она называет птиц- дети машут руками, как крыльями; когда в стихотворной строке встречается слово, не обозначающее птицу, — дети топают ногами.
Рябинка:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(на слово «макароны» дети топают ногами)
Прилетели птицы:
Снегири, синицы,
Мухи и стрижи…..
Баба-Яга: что неправильно? А мухи – это кто?
Дети: насекомые!
Баба-Яга: ну, умные какие!
Рябина:
Прилетели птицы:
Жаворонки и грачи
Комары, кукушки
Даже совы-сплюшки.
Баба-Яга: какие вы умные и внимательные ребята! Леший, верни ребятам волшебный листочек. Ребята, а вас я приглашаю станцевать мой любимый танец.
Исполняется танец «Бабка-ежка»
Баба-Яга и Рябинка танцуют с детьми.
Баба-Яга: Ну, что, рябинушка, пора нам с ребятами прощаться и домой возвращаться! До свидания, ребята! До свидания, осень!
Под музыку Баба-Яга и рябинка уходят из зала.
Осень: ребята у нас есть 3 листочка, осталось найти еще два. Ну, Леший, давай следующее задание!
Леший: А вот и следующее задание! Хочу, чтобы вы поиграли с моим волшебным музыкальным кубиком.
Музыкальная игра « Волшебный музыкальный кубик»
Лесовичок: Молодцы! Выполнили мое задание. Раз обещал – вот вам еще один листочек.
Осень: ребята, теперь у нас 4 листочка, осталось найти еще один и можно будет открыть волшебную шкатулку!
Лесовичок: Отдам и последний листочек, только и вы для меня постарайтесь. Отгадайте мои загадки.
Отгадывание загадок:
(Лесовичок отдает воспитателю конверт с загадками)
Воспитатель: Под кустом копнешь немножко – выглянет на свет…
Дети: Картошка.
Воспитатель: Разве в огороде пусто, если там растет …
Дети: Капуста
Воспитатель: За ботву, как за веревку, можно вытащить…
Дети: Морковку.
Воспитатель: Не пугайтесь, если вдруг слезы лить заставит…
Дети: Лук
Лесовичок: вот и у меня в огороде много овощей уродилось в этом году! Да не могу один с урожаем справиться, старый уже стал. Помогите-ка мне перенести овощи с огорода.
Эстафета «Перенеси овощи»
На некотором расстоянии от них находится «огород» Лесовичка – большой обруч с муляжами овощей и фруктов. Задача игроков – перенести по одному овощу с «огорода» Лесовичка и положить в корзину. (или овощи и фрукты), а эстафету передать следующему участнику.
Лесовичок: Ой, ребята, большое вам спасибо за помощь! И я в долгу не останусь. Вот вам последний листочек. Приходите снова ко мне в гости! А сейчас мне пора прощаться с вами. До свидания!
Под музыку Лесовичок уходит.
Осень: вот и листочки все на месте. Теперь мы сможем прочесть волшебные слова и открыть мою волшебную осеннюю шкатулку (читает слова, написанные на 5 листочках).
Осень: Ребята, но мне нужна ваша помощь, давайте все вместе скажем волшебные слова и повторим волшебные движения, чтобы шкатулочка открылась!
Сложим вместе мы ладошки
И покрутим (потрясем мы) их немножко,
Да прошепчем пару раз…
Осень, ты порадуй нас.
Пусть откроется шкатулка
В этот миг, и в этот час (прямо на глазах у нас)!
Осень: Вот и открылась наша шкатулка, а в ней – угощение для вас. Вы его заслужили! А мне пора. До свидания! До новых встреч!
Осень уходит под музыку
Воспитатель: Какая интересная встреча у нас получилась! Мы познакомились с Лесовичком, Осенью, Рябинкой и Бабой-Ягой. Какое задание Лесовичка для вас оказалось самым трудным?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, наш праздник подошел к концу, давайте поднимемся в группу, и каждый из вас нарисует того героя нашего праздника, который больше всего ему понравился!
(Дети и воспитатель выходят из музыкального зала).