Приключения Иванушки

Дидактическая сказка

«Приключения Иванушки»

для детей подготовительной группы

В рамках дополнительного образования детей дошкольного возраста

по рабочей программе «Виноградная лоза» (православная культура)

 

Гладина Галина Сергеевна,

воспитатель МКДОУ д/с «Белочка»,

г. Кондрово Калужской обл.

 

Цель: формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Программное содержание:

1. Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества.

2. Формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.

3. Развитие положительных эмоций, бережного и уважительного отношения к членам своих семей и окружающим людям.

4. Развитие познавательной активности.

5. Воспитание культуры межличностных отношений.

 В некотором царстве, в некотором государстве жил — был Иванушка. Он был маленький и очень-очень добрый. Жил Иванушка в красивом домике у границы царства-государства. У него был большой сад, в котором круглый год цвели прекрасные цветы, пели птицы, порхали бабочки. В сад к Иванушке часто заглядывали звери, из находящегося рядом леса, и без гостинцев не оставался никто.

Однажды, когда Иванушка находился в саду, налетел ураган, подхватил Иванушку и унес его далеко, за тридевять земель в государство тридесятое. Натерпелся же Иванушка за это путешествие. Так что, когда он оказался на центральной площади тридесятого государства, ему пришлось немного посидеть и подождать, пока пройдет головокружение.

Встав на ноги, Иванушка огляделся по сторонам. Его окружал очень милый и ухоженный город. В палисадниках, на балконах, на подоконниках росли красивые цветы. Небольшие красивые и ухоженные домики тянулись вдоль всех улиц, уходящих от центральной площади. В центре самой площади стоял фонтан. Он был очень красив: улыбающаяся женщина держала на руках пухлого смеющегося мальчика лет четырех, который в свою очередь держал в руках наклоненный кувшинчик.

Все радовало,.. но что-то было не так!

Иванушка еще раз оглянулся. По улицам прекрасного города ходили хмурые люди, бегали хмурые дети, на лавочках сидели хмурые пенсионеры. И чуть что между хмурыми людьми, детьми и пенсионерами то тут, то там вспыхивали споры, ссоры, слышались крики, а иногда и оскорбления. Дети не слушались родителей, родители не слышали своих детей.

Тут Иванушка обратил внимание на звук, исходивший от фонтана, это звук не был похож на журчание льющейся воды, он больше напоминал удары капель. Иванушка подбежал к фонтану и увидел, что по лицу пухлого мальчика и его мамы текут слезы. Именно эти слезы,  добежав до подбородка, срывались крупными каплями и падали к ногам женщины.

Кто-то дотронулся до плеча Иванушки. Он обернулся. Возле него стоял мальчик лет девяти, худенький, русоволосый с большими голубыми глазами.

— Здравствуй Иванушка. – Тихо сказал мальчик. Его голубые глаза увлажнились. – Добро пожаловать в тридесятое государство.

— Здравствуй. Что-то у вас тут совсем грустно.

— Да, ты прав. Мы стоим с тобой у фонтана, который посвящен основательнице нашего государства и ее доброму сыну. Очень – очень давно на месте нашего государства  были деревни, их жители враждовали между собой. У нас не было дружбы и уважения, не было терпения и послушания, как и сейчас. Но однажды ураган принес к нам красивую молодую женщину с сыном, и они так были не похожи на нас. Между собою они всегда разговаривали спокойно, мальчик во всем слушался и уважал маму, а мама с уважением и терпением относилась к сыну. Они все время проводили вместе: вместе работали, вместе отдыхали и никто никогда не слышал их ссор и споров. Постепенно к ним привыкли и первыми к ним стали приходить дети, у мальчика они учились уважать, слушаться родителей и помогать им во всем. Немного позже стали приходить и взрослые люди за советом как им поступать в отношении к своим детям и родителям в том, или ином случае. Постепенно, даже не заметили как, мы изменились. Стали дружить деревнями и вскоре уже не могли обходиться друг без друга, что решили соединить деревни в одно государство. Так и сделали. Обустроили прекрасный город. Но настало время и женщина с мальчиком собрались в дорогу. Мальчик сильно скучал по своему отцу, и пора им было возвращаться к своей семье. Тогда мы в память об основателях  нашего  государства поставили фонтан, по бордюру был написан самый главный совет, который мудрая женщина оставила нам. Из фонтана текла чистая и вкусная вода. Мы приходили к фонтану пили воду и всегда читали ее совет и жили мирно. Но несколько лет назад нашим государством завладел злой воевода. Мы его прозвали Севером, потому что он очень злой, высокомерный, грубый. Ему очень не нравился наш фонтан и то, что мы живем в уважении и дружбе. Снести фонтан он побоялся, и изменил русло реки, которая дает фонтану воды. А совет мудрой женщины сбил с бордюра фонтана. Люди перестали приходить к фонтану и постепенно забыли совет мудрой женщины.

— Вот теперь понятно, что у вас происходит. А что ты ждешь от меня? – удивился Иванушка.

— Иванушка, у нас есть предание: В самую трудную минуту в жизни нашего государства появится чистое и доброе сердце, которое поможет жителям. Это я перенес тебя сюда. Я очень долго путешествовал по разным государствам в поисках этого чистого сердца. Много раз я думал, что нашел его, но понаблюдав несколько дней, понимал, что ошибся. И вот, наконец, я встретил тебя, понаблюдал и понял, что это ты! – мальчик доверчиво смотрел на Иванушку и робко улыбался. Его голубые глаза светились надеждой.

— Как же я могу вам помочь?

— В замке Севера есть старый подвал, в том подвале за самой дальней дверью спрятан свиток в нем то и написано, как восстановить стертый совет мудрой женщины. Ты должен идти туда один, там тебя ждут испытания, какие я не знаю, но я верю, что ты с ними справишься.

— Я пойду и найду этот свиток. – Иванушка кивнул, он был полон решимости, во что бы то ни стало найти свиток.

— А мы с ребятами пойдем и постараемся вернуть реке прежнее русло.

На этом Иванушка и мальчик распрощались. Каждый отправился выполнять свою работу.

Иванушка быстро нашел замок Севера. Попасть в него оказалось сложно, замок охранялся по всему периметру, по два человека с разницей в пять минут его патрулировали солдаты Севера. Изловчившись, Иванушка пробрался в замок. Здесь его ждала очередная трудность: оказывается воевода Север, был такой злой, что злился просто на все. На солнце, светившее в окно, на муху, пролетавшую мимо, на горожан, что они мало ругаются. От своей злобы Север не спал уже несколько суток, бродил по замку как неприкаянный.

Иванушка на цыпочках прокрался к двери, ведущей в подвал, открыл ее и спустился внутрь. Иванушка заранее прихватил с собой сильный карманный фонарик, включил его и стал спускаться вниз по ступенькам. В подвале пахло плесенью, сюда давно никто не заходил. С потолка свисала узорчатым тюлем паутина покрытая пылью, от чего она казалась пушистой. Иванушка смело шагал вниз и оказался возле массивной двери. Поднатужившись, он открыл дверь.

 Как только Иванушка вошел, в зале вспыхнуло много факелов. Именно в зале, потому что нельзя было иначе назвать огромную комнату. Иванушка зажмурился, вся комната была усыпана кучами золота и драгоценных каменьев, которые сверкали в свете факелов. Прикрывая глаза руками, Иванушка пошел к противоположной  стене, в которой увидел дверь. Он открыл вторую дверь, за которой была комната еще больших размеров уставленная столами, ломившимися от разных блюд. Ароматы от блюд исходили такие сильные, что бедный Иванушка вспомнил, что он уже давно не кушал. Но надо было спешить, нельзя было останавливаться. И он пошел вперед к очередной двери.

Иванушка открыл дверь и шагнул внутрь. Дверь с силой захлопнулась за ним, внизу вспыхнуло пламя. Оказалось Иванушка стоит на краю пропасти, в которой горит страшный огонь. За пропастью на высокой каменной подставке в виде шара лежал свиток. Очень страшно было Иванушке, очень страшно. С одного края до другого края была перекинута тонкая и неустойчивая жердь. Посмотрел Иванушка на свиток, посмотрел на пламя и решил, что он должен достать свиток даже ценой своей собственной жизни. Потому что, если он достанет свиток, то спасет жителей тридесятого государства, падет власть злого воеводы и люди вспомнят совет мудрой женщины. А если он сорвется и погибнет в пламени, то, по крайней мере, он делал все, что мог для людей.

Собравшись с духом, Иванушка шагнул на жердь и аккуратно крадущимися шагами пошел над пропастью. Где-то на середине жерди его нога соскользнула, но Иванушка устоял и пошел к своей цели. Как только он вступил на твердую землю, жердь, переломившись пополам, упала в пламя, где и сгорела.

Иванушка подбежал к свитку и взял его в руки. Отдыхать было некогда, нужно было подумать, как вернуться на главную  площадь. Позади пламя, впереди стена. Тут задрожала земля, каменный шар — подставка качнулся и покатился в сторону стены, с грохотом ударив в нее, пробил большую дыру.  Не мешкая ни минуты, Иванушка выбрался наружу. Он сделал это вовремя, стены замка задрожали, и он рухнул в пропасть, над  которой был построен, вместе со всеми его обитателями.

Иванушка пришел на центральную площадь. Там собралось много горожан смотревших на него  своими хмурыми, недоверчивыми лицами. Голубоглазый мальчик махал ему, с бордюра фонтана и лицо его сияло радостью. Пока Иванушка пробирался к фонтану он разглядел в толпе еще нескольких радостных мальчишек мокрых и сильно перемазанных землей.

Когда Иванушка оказался у фонтана он увидел, что из кувшинчика мраморного мальчика льется чистейшая вода и мальчик с женщиной уже не плачут. Поднявшись на край фонтана, он поднял над головой свиток, призывая толпу горожан к тишине. Все глаза устремились к свитку, во многих вновь засиял огонек надежды.

Иванушка развернул свиток и стал читать во весь голос.

— «Дорогие мои жители тридесятого государства! Мне и моему сыну посчастливилось познакомиться и прожить рядом с вами столько замечательных лет. Все вы стали нам родными людьми. Изо дня в день мы видели, как в ваших сердцах разгорается огонь доброты и любви друг к другу. Мы с самого начала знали и не сомневались, что все вы добрые и замечательные люди. Просто, иногда бывает так, что люди забывают, что они добрые, что они умеют терпеть и уступать, жалеть и помогать, отдавать, заботиться и любить. В нашей жизни бывает много разных обстоятельств, но вы всегда должны помнить, выход есть всегда, ночь всегда сменяет день и за тьмой приходит свет. Вы всегда спрашивали меня как вам жить, что бы в семьях был мир, покой и любовь. И я вновь повторяю вам: относитесь друг к другу так, как бы вы хотели, что бы относились к вам; младшие уважайте старших и старшие уважайте младших; помните, человек несколько раз в день делает выбор между добром и злом; если кто то ошибся и совершил плохой поступок, помогите ему, не ругайте, не корите, а объясните в чем он ошибся; прощайте и забывайте обиды. Помните, во что верите и что ищете, то у вас и будет!»

Читал Иванушка свиток в полной тишине, было слышно, как бабочки порхают в воздухе. Тишина сохранялась еще несколько минут, но каких минут!

Люди стали меняться на глазах. Лица становились светлыми и радостными, глаза людей сверкали от нежности и доброты переполняющих их сердца. Все выглядело так, как будто кто-то снял завесу с глаз и сердец людей.

Иванушка слез с фонтана и подул на свиток. Чернила, которыми был написан свиток, поднялись в воздух  легким облачком, окутали на мгновение фонтан и растаяли. И все горожане увидели, как на бордюре фонтана засияли слова советов мудрой женщины.

По такому радостному случаю, горожане устроили пир. Пировали несколько дней. Мальчик с голубыми глазами за то, что в самые тяжелые дни не потерял надежды и искал героя с чистым сердцем, был выбран правителем государства и правил им много лет неотлучно. Единственный раз, он, будучи в должности правителя, отлучился для того, что бы доставить Иванушку домой. Мальчик хотел рассказать всем о подвиге, который совершил Иванушка, но тот его упросил не делать этого, так как был не только добрым, но еще и скромным.

Вопросы для закрепления материала:

— Каким по характеру был Иванушка?

— Почему Иванушка оказался в тридесятом государстве?

— Что случилось с жителями тридесятого государства?

— Почему жители тридесятого государства стали хмурыми, раздражительными, часто спорили и ссорились?

— Почему жители поставили фонтан в честь мудрой женщины и ее сына?

— Как помог Иванушка жителям тридесятого государства?

— За что был выбран правителем мальчик с голубыми глазами?

— Какие советы давала мудрая женщина горожанам?

— Можем ли мы применить ее советы в нашей жизни как?

— Как мы можем применить советы мудрой женщины в своей жизни?

— Как вы думаете, стоит ли нам стремиться быть похожими на Иванушку, мальчика с голубыми глазами, мудрую женщину и ее сына?

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.