Из опыта работы
«Применение здоровьесберегающих технологий в режимных моментах и на занятии»
Тигаева Ольга Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 2,
г. Павлово Нижегородской обл.
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В. А. Сухомлинский
Одна из задач ФГОС ДОУ — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В нашей группе созданы условия, которые способствуют здоровьесбережению младших дошкольников. Разные виды деятельности организуются в игровой форме, группа оснащена оборудованием, игровыми пособиями, играми. Вся работа осуществляется комплексно в течение всего дня.
День начинается с утреннего приёма, когда дети, приходя в
группу, расстаются с родителями до вечера. В этот момент важно выразить свою радость от прихода ребёнка в группу, улыбнуться,
поприветствовать, ласково позвать его по имени. Обратить внимание на красивое
платье, косички, игрушку, погоду на улице, отвлекая малыша и создавая благоприятный
эмоциональный фон. Ребенок, входя в группу, отмечает себя на экране «Я
пришел», наблюдая, сколько детей уже пришло, чувствуя свою индивидуальность и
целостность с коллективом. Далее
предложить подключиться к игре сверстников, посидеть на диванчике, посмотреть
интересную книгу или провести индивидуальную работу, в зависимости от настроения
ребенка.
В восемь часов мы с детьми собираемся в круг
друзей, чтобы поприветствовать, друг друга, поиграть в пальчиковые игры: «капуста», «Замок», «Мальчик —
пальчик», «Моя семья». Игры с пальчиками тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, развивают
пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту
реакции. А так же в подвижные игры малой подвижности «Пузырь», «Угадай, кто
позвал тебя», «Принесли мы всем подарки»
Далее проходит утренняя гимнастика и вновь положительный
настрой на день, а также у детей формируются ритмические умения и навыки,
благодаря музыкальному сопровождению.
Умывание водой комнатной температуры, своего рода закаливающая процедура и массаж
ладошек, пальчиков.
Завтрак, обед, полдник, любой приём пищи это короткие беседы о пользе
продуктов, из которых приготовлены блюдо и повторение правил этикета. «Овощи и
фрукты – полезные продукты»; «Пейте, дети, молоко, будете здоровы»; «Кто хлеб
бросает, тот силу теряет». Во время самостоятельных игр
реализуются основные потребности детей в движении, игре и общении, педагог
наблюдает, подключается к игре, организует скучающих детей.
Физкультурные, музыкальные занятия также проходят в
движении, в игровой форме. Регулярные занятия физкультурой укрепляют
организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на музыкальных
занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния
организма ребёнка.
Продуктивная деятельность способствует развитию навыков пальчиковой
умелости, самостоятельности, мышления, внимания, уверенности в себе, в своих
силах. «Я могу»; «Я научусь»; «Каждый имеет право на ошибку».
Гимнастика для глаз. Просмотрели вверх, на потолок, вниз, пальчик к
носу — смотрим близко, пальчик далеко — посмотрели далеко, и ещё дальше в окно.
Высоко — низко, далеко — близко. Мной подобраны упражнения для глаз в
стихотворной форме, которые позволяют также, развивать внимание, речь детей.
Использование
физминуток способствует снятию усталости, напряжения,
переключения на другой вид деятельности, расслаблению.
В течение дня проводятся общие игры: хороводные, игры малой подвижности, они укрепляют социальное здоровье, а так же
помогают педагогу отвлечь детей от самостоятельной деятельности и плавно
перейти к запланированным режимным моментам или занятиям.
Прогулка способствует оздоровлению организма детей: свежий
воздух, солнечные ванны, движение, взаимодействие друг с другом. На участке ДОУ происходит общение малышей с природой, наблюдение за явлениями природы,
объектами живой и неживой природы, игры с природным материалом, закаливание.
Во время прогулки детям прививаются трудовые
навыки, воспитывается любовь к живому, родной природе, уважение к труду
взрослых.
Во время одевания, раздевания нарабатываются навыки самостоятельности, аккуратности, уверенности в
себе: «Я могу, я умею», навыков взаимопомощи: «Можно я тебе помогу?», умения
обратиться с просьбой, умения договариваться. Всё это способствует укреплению
социального здоровья детей. А использование алгоритма одевания помогает
одеваться в правильной последовательности и не забыть о теплых вещах в холодный
период.
Дневной сон, релаксация под специально
подобранную музыку, способствует расслаблению,
отдыху, сохранению, укреплению физического и психического здоровья.
Гимнастика после
сна проводится ежедневно после
пробуждения детей 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках, его
выполняют только те дети, которые проснулись на данный момент. Так как
постепенный подъём никто не отменял. Подъём с поглаживанием, с девочками
договариваемся, какую причёску будем делать, расчёсывание волос также
способствует оздоровлению организма. А ходьба по массажным коврикам,
способствует профилактике плоскостопия, воспитания правильной осанки, и закаливанию, когда малыши постепенно
переходят из теплой спальни в групповую комнату с другим температурным режимом.
Для профилактических целей каждым родителем были изготовлены массажные коврики
с нашитыми пуговицами, а так же с
разными наполнителями. Такая дорожка прекрасно массажирует ступни детей,
укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом. Дети с
удовольствием ходят по ним в любое свободное время. Они легко стираются, так
как при помощи молнии можно извлечь наполнитель и постирать оборудование.
Затем обширное умывание: руки до
локтей, лицо, уши, шея.
После полдника массаж ладошек и
пальцев в сухом бассейне, упражнения для дыхания с
использованием игр и тренажеров, пальчиковая гимнастика, шнуровки,
мозаики для развития мелкой моторики. В вечернее время после чтения сказок, дети очень любят «олицетворять» их,
обыгрывать, используя персонажей кукольного театра, игрушки.
Соблюдение гигиены в течение дня также способствует сбережению
здоровья детей. Такие факторы, как выполнение санитарно-гигиенических
требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка
помещений, соблюдение режима питания, режима дня.
Предметно-пространственная развивающая среда физкультурного
уголка также является средством сбережения здоровья детей, так как способствует
развитию личности ребёнка, является источником его индивидуальных знаний и
социального опыта, обеспечивает физическую активность детей, является основой
для их самостоятельной двигательной деятельности.
В наличии физкультурного уголка — гантели, кегли, кубики пластмассовые, мячи разных размеров, кольцеброс, массажёры, палочки, флажки, ленты, «снежки», листочки, шнуры – косички, моталочки. Для формирования правильной осанки – «Стена осанки», «Ростомер». Тренажеры для дыхания, массажные мячики. Разработаны картотеки: гимнастики после сна, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, артикуляционная, пальчиковые игры.
Общение с родителями в вечернее время. Дети
радуют родителей своими работами по рисованию, аппликации, лепке,
конструированию, делятся своими успехами. Одобрение родителей ещё один фактор
эмоционального здоровья ребёнка.
Информационная работа с родителями через папки раскладушки, папки-передвижки,
информационные стенды, родительские собрания, консультации, беседы в течение
утреннего приёма и в вечернее время, также является здоровьесберегающим
фактором.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей. А у детей становление знаний и умений, необходимых для сохранения и укрепления здоровья, осознание необходимости заботы о своем здоровье.