Проблемы воспитания детей дошкольного возраста в неполной семье

Методическая разработка

«Проблемы воспитания детей дошкольного возраста в неполной семье»

Сухенко Кристина Вячеславовна,

воспитатель; МБДОУ № 7,

г. Мурманск

В последнее время все чаще наблюдаются изменения в структуре и функционировании семьи как социального института. Это обусловлено тем, что изменения, которые происходят в жизнедеятельности семьи, тесно связанные с изменениями и преобразованиями в обществе, частью которого она является.

Развод становится атрибутом брака, и все большее распространение приобретает неполная семья. По российскому законодательству, после развода ребенок преимущественно остается на воспитание матери, поэтому подавляющее число неполных семей является материнскими.

В общественном сознании считается, что семья матери — одиночки является отклонением от нормы.

Изменение семейных ролей, семейной морали, семейной культуры, системы семейных ценностей так или иначе наносит влияния на образ семьи. Положение о том, что фактор участия обоих родителей в воспитании является определяющим в становлении личности ребенка, не требует подтверждения.

Широко признанным и эмпирически доказанным также тот факт, что образ семьи, сформирован у ребенка, неизбежно требует реализации в ее дальнейшей жизни.

Основные теоретико-методологические направления по вопросам исследования неполной семьи раскрыто в трудах известных педагогов, в частности, А. Макаренко, В. Сухомлинского, К. Ушинского, М. Стельмаховича.

 Некоторым проблемам жизнедеятельности неполной семьи посвящены работы Ю. Вавилова, А. Демидова (общие проблемы воспитания детей в разведенной семье); Т. Лютов (дефицит общения взрослых с детьми из неполных семей); А. Максимович (социально-педагогические проблемы разведенной семьи); Г. Филонова (основные предпосылки деформации процесса воспитания в неполных семьях).

Основной особенностью представлений о себе у детей из неполных семей есть особенности, связанные с идентификацией, процесс которой затруднен из-за отсутствия в семье одного из родителей.

Не менее важным в процессе восприятия членами семьи друг друга механизм стереотипизации, когда причины действий члена семьи интерпретируются через соотнесение с определенными обобщениями.

Стереотип в семейном общении — это сложившийся образ члена семьи, которым ребенок пользуется как штампом. Стереотипы часто формируются в неполных семьях, когда ребенок не имеет возможности воспринимать отца или мать напрямую.

В семейном воспитании без отца выделяют три типа отношений.

Первый тип определяет тенденцию матери никогда не вспоминать об отце и строить свое воспитание таким образом, как будто его никогда не было. Такое поведение одинокие матери оправдывают желанием защитить ребенка от новых психических потрясений. Если же ребенок знал отца, помнит его, то строить воспитание так, как будто его никогда не было, глупо со стороны матери. В этом вопросе мы согласны с точкой зрения А.С. Спиваковской, которая утверждает: «если мать ограничивает себя от неприятных моментов, избегает поясняющих разговоров с ребенком, то это скорее свидетельствует о неполноценности, недостаточном доверии в ее контактах с ребенком».

Второй тип поведения матери характеризуется попытками матери обесценить отца. В таком случае мать пытается искоренить из памяти ребенка все положительные воспоминания об отце. Обладать всеми способами пытается навязать ребенку мысль о том, что семья стала неполной, потому что отец был плохим человеком и бросил семью. Если ребенок не помнит отца, то вполне может воспринять такое отношение матери как справедливое.

Третий тип воспитания ребенка без отца является наиболее разумным и благоприятным для нормального развития ребенка. Перед одинокой матерью стоит задача: создать у ребенка отношение к отцу, как к обычному человеку, который имеет положительные качества, но не лишен недостатков.

Неполные семьи — явление, к сожалению, достаточно распространенное. Особенно часто можно встретить сегодня в нашем обществе одиноких матерей. Попробуем выяснить, какие проблемы являются типичными для таких семей.

 Одной из главных проблем неполной семьи является, конечно, ощущение семейного дискомфорта, которое переживают дети в таких семьях. Отсутствие отца приводит к тому, что у ребенка с материнской семьи развивается ряд комплексов, связанных с неполноценностью, отсутствием внутренней гармонии, психологические изменения  по отношению к созданию в будущем собственной семьи. Дети из таких семей чувствуют себя обделенными судьбой, испытывают зависть по отношению к тем, у кого есть хорошие и дружные семьи.

Фактор нарушение состава семьи наносит определенного влияния не только на личностное развитие ребенка, но и на характер представлений о семье.

Характеризуя свои представления об отце, дети из неполной семьи часто сопоставляют идеальный образ с реальным, а также демонстрируют неуверенность в правильности своих представлений и соответствия их действительности.

 У некоторых детей из неполных семей наблюдаются размытые, нечеткие представления об отце, когда ребенок пытается придумать образ отца.

 Также большой ошибкой в ​​воспитании является чрезмерная опека и контроль над ребенком, в результате чего можно его вырастить абсолютно неприспособленным к жизни, безынициативным, нерешительным.

Ученые выделяют три основных условия, которые оказывают положительное воспитательное воздействие на ребенка, который живет с матерью (отцом) после развода:

— родители договариваются, как будут общаться и влиять на воспитание ребенка, посещать сад (школу);

 — после развода родителей поддерживаются взаимоотношения у ребенка с отцом (матерью), дедушкой, бабушкой, другими родственниками;

 — родители должны договориться о решении проблемы, которая внезапно возникла, и вносит соответствующие изменения в их жизни.

Итак, воспитательное воздействие неполной семьи зависит от процесса и характера межличностного взаимодействия между бывшими супругами и детьми. Таким образом, в общем комплексе факторов, влияющих на воспитание детей дошкольного возраста , крупнейшим является характер взаимоотношений родителей и детей.

                                                                                                     Сухенко К.В.
ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М .: Аспект-Пресс, 1999. — 375 с.

2. Воспитательная деятельность современной семьи: сб. наук. трудов / ред. В. Г. Постового. — М .: Педагогическая мысль, 2001. — 135 с.

3. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями /Т.А. Кружки. — М., 1992.-130с.

4. Семченко В.А., Заслуженюк В.С. Психология и педагогика семейного общения. -М .: Радуга, 1998. — 214 с.

5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2. — М .: ООО Апрель пресс;ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 464 с.

6. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб .: Речь, 2003. — 336 с.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.