Выступление из опыта работы
«Психологическая диагностика познавательных процессов дошкольников»
Борискова Мирта Владимировна,
воспитатель МБДОУ №38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Актуальность темы заключается в том, что в условиях дальнейшего реформирования общего, в том числе дошкольного образования, и введению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в общеобразовательные учреждения страны, существенно изменились требования к личности выпускника детского сада.
В характеристике выпускника дошкольного образовательного учреждения, большое внимание уделяется объективной оценке умений ребёнка осуществлять поиск новой информации, сосредотачивать внимание, придерживаться инструкций воспитателя и поддерживать высокую познавательную активность в процессе выполнения учебных заданий в целом.
Таким образом, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает требования и к развитию активности познавательных процессов дошкольника, в связи с чем, дошкольное образовательное учреждение обязано сформировать необходимые условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, познавательного развития ребенка- дошкольника и эффективно осуществлять работу по подготовке его к дальнейшему обучению в школе.
Под познавательными процессами понимаются психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Учеными-психологами выделены такие познавательные процессы психики человека как: ощущения, восприятие, мышление, воображение, память, внимание и речь.
Все вышеперечисленные процессы, так, или иначе, участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений личности в целом.
В старшем дошкольном возрасте идёт активное развитие познавательной деятельности ребёнка. Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной деятельности.
Кроме того, в старшем дошкольном возрасте формируется один из важнейших результатов психического развития ребёнка в период дошкольного детства — это его психологическая готовность к школьному обучению.
Диагностика важнейшей части познавательных процессов — произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста была организована и проведена в МБДОУ «Детский сад №38» город Заполярный, Мурманской области. В эксперименте приняли участие 50 человек, в том числе: 27 детей – контрольная группа, 23 ребёнка – экспериментальная группа. Целью исследования является выявление возможности коррекции уровня произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста, посредством развивающих занятий.
В процессе исследования был использован психодиагностический инструментарий:
- Для изучения объема произвольного внимания использовалась методика «Запомни и расставь точки» Р.С. Немова.
- С целью выявления продуктивности и устойчивости произвольного внимания использована методика «Корректурная проба» Б. Бурдона.
- Для изучения переключения и распределения внимания использована методика «Проставь значки» Р.С. Немова.
Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что в обеих группах обследуемых на констатирующем этапе эксперимента более 60% детей имеют низкий уровень развития продуктивности и устойчивости внимания.
2 этапом нашего исследованияявляетсяформирующий эксперимент, который включал в себя проведение с детьми экспериментальной группы коррекционных занятий.
Была использована адаптированная развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста с использованием информационных средств. С участниками экспериментальной группы (с контрольной группой занятие не проводились) осуществлялась коррекционная работа с декабря 2020 – апрель 2021 года, проводились занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Цель программы: повысить уровень развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. В работе с детьми старшего дошкольного возраста во время занятий были использовали преимущественно мультимедийные презентации, интерактивные и развивающие игры.
Работа по данному направлению была организована по подгруппам (10 и 13 человек) 1 раз в неделю в первой половине дня, продолжительность занятия составляла 25 мин., причем работа на компьютере – не более 15 мин.
Образовательная деятельность с детьми структурно разделена на три части: подготовительная, основная, заключительная.
Основная задача подготовительной части – в профессионально созданной проблемной ситуации вызвать желание думать, анализировать, изобретать, познавать, сформировать интеллектуальную готовность к работе с компьютером. Для этого использовались разнообразные дидактические игры, развивающие игровые задания, беседы по определенной тематике, рассматривание иллюстраций, просматривание мультфильмов, сказок, чтение небольших художественных произведений, загадывание загадок и т.д.
В самостоятельной (основной) части работы за компьютером или на интерактивной доске была организована деятельность в игровой ситуации. При грамотном подборе и использовании обучающих и развивающих интерактивных игр у старших дошкольников успешно развиваются:
- произвольная память и внимание;
- восприятие;
- зрительно-моторная координация;
- образное мышление;
- познавательная мотивация;
- умение построить план действий, принять и выполнить задание.
В заключительной части было необходимо помочь детям физически разрядиться, снять зрительное напряжение (использовалась гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжения проводилась смена деятельности, физкультминутки, психогимнастика, релаксация под музыку.
В процессе работы был создан банк мультимедийных презентаций по следующим направлениям работы: развитие мышления, внимания, восприятия, воображения, овладение элементами грамоты, развития и обогащения словаря, развитие связной речи.
3 этап нашего исследования является контрольным этапом. В целях проверки результативности проведённой коррекционной программы, которая была направлена на повышение уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста мы проследили динамику развития произвольного внимания детей, включёнными в экспериментальную группу.
Мы вывили, что большая часть детей экспериментальной группы, после коррекционных занятий имеет средний и высокий уровень объёма произвольного внимания. Показатели детей из контрольной группы остались без изменений.
Также большая часть детей экспериментальной группы, после коррекционных занятий имеет средний уровень переключения и распределения произвольного внимания.
Показатели переключения и распределения произвольного внимания детей из контрольной группы остались без изменений.
Следовательно, развивающая программа обусловила положительный сдвиг в уровне переключения и распределения произвольного внимания старших дошкольников экспериментальной группы.
Таким образом, гипотеза о том, что диагностика познавательных процессов дошкольников выступает неотъемлемым элементом программы их психического развития и позволяет доказать эффективность специальной программы по развитию познавательных процессов дошкольников в ходе эксперимента, доказана.