Научные подходы к диагностике познавательных процессов у дошкольников

Методическая разработка

«Научные подходы к диагностике познавательных процессов у дошкольников»

Борискова Мирта Владимировна,

воспитатель МБДОУ № 38,

г. Заполярный Мурманской обл.

В психологии «познание» – это термин, обозначающий человеческую способность думать, вспоминать и предвидеть. Здесь подчеркивается родовой характер этого термина, поскольку он используется для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний. Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее часто под «познанием» понимается процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.

Познавательные процессы — психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.

Учеными-психологами выделены такие познавательные процессы психики человека как: ощущения, восприятие, мышление, воображение, память, внимание и речь. Все выше перечисленные процессы, так, или иначе, участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов.

Изучением познавательных процессов детей дошкольного возраста занимались такие специалисты в сфере психологии и педагогике, как Величковский Б.М., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Добрынин Н.Ф., Леонтьев А.Н.,  РибоТ., Рубинштейн С.Л.

Познавательные процессы рассматривается ими как непрерывно развивающееся качество личности, отражающее готовность дошкольника к познанию, интерес к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий ребенка по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, а также позитивное эмоциональное переживание при получении новой информации.

Рассмотрим такие познавательные процессы как: мышление, память и внимание.

Мышление. В отечественной психологии мышление изучали такие известные ученые как: Величковский Б.М., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.

 В рамках культурно-исторической теории высших психических функций Выготского Л.С., проблема мышления рассматривается как проблема умственного развития ребенка. В соответствии с теорией Выготского Л.С., развитие мышления происходит: «за счет употребления орудий, овладения знаками, включения в социальное взаимодействие с другими людьми». Также он отмечает, что: «развитие детских понятий проходит три этапа. Первый этап – мышление в синкретических образах, затем мышление в комплексах, а последний этап — это мышление в понятиях».

Рубинштейн С.Л. утверждал, что: «основным способом существования психического является его существование в качестве процесса или деятельности». Процесс мышления, Рубинштейн С.Л. определял, как: «анализ и синтезирование того, что выделяется анализом; затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них».

Также представителем данного подхода является Леонтьев А.Н. Он понимает мышление как: «процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания».

Ещё одним представителем психологии мышления считается Величковский Б.М. Ему принадлежит теория функциональной организации познавательных процессов. Он утверждает, что: «интеллект состоит из шести уровней познавательного отражения, в одну из которых входит мышление». Ученые выделяют три основных вида мышления:

Наглядно-действенное мышление. Особенности этого вида мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, с помощью прямого контакта с предметами. Эта форма мышления характерна для детей до 3-х лет. Ребёнок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому. То есть, мысль ребёнка напрямую связана с его действиями, при этом само действие опережает мышление.

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах.

Наглядно-образное решение наиболее полно воссоздаёт всё многообразие различных характеристик предмета, при этом, видение предмета может быть одновременно зафиксировано с нескольких точек зрения.

Словесно-логическое мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. При словесно-логическом мышлении используются понятия, логические конструкции, которые иногда не имеют прямого образного выражения (честность, гордость, тщеславие и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие определённых процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал. Также, мышление имеет свои качества. К таким качествам относят: широту, самостоятельность, быстроту, торопливость, критичность.

Необходимо отметить, что в развитии познавательной сферы дошкольников существуют свои особенности. Основным видом мышления выступает наглядно-образное, которое позволяет ребенку при решении каких-либо задач опираться не на конкретные действия и предметы, а на представления о них. Однако многие дети старшего дошкольного возраста показывают наличие зачатков понятийного мышления, его отдельных элементов. С развитием мышления тесно связаны и изменения в речи ребенка. К концу дошкольного возраста помимо качественных, происходят и функциональные преобразования (речь становится средством мышления и участвует в постановке цели и планировании деятельности).

Память. Память, по определению, данному в психологическом словаре, это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опытесубъекта.

Выготский Л.С. отмечает, что: «память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении; с этой точки зрения память в моменты закрепления реакции и ее воспроизведения представляет собой деятельность в точном смысле этого слова».

По современным представлениям память является важнейшей, определяющей характеристикой психической жизни личности, проявляющейся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом его опыта.

Различают несколько видов памяти.

По форме психической активности выделяется произвольная и непроизвольная память. Произвольное запоминание представляет собой особую умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя специальные приемы запоминания. В процессе обучения произвольное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Непроизвольное запоминание зависит от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что составляет цельнашего действия (например, классифицируя картинки, ребенок лучше запомнит их, а не положение предметов на столе у психолога). То, что не составляет цели действия, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал.

Таким образом, память является важнейшей характеристикой всех психических процессов и обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Наряду с мышлением и памятью важную роль в деятельности человека играет внимание.

Внимание. Исследованию внимания посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов. Среди них Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин. К данному периоду времени ученые приблизились к единому мнению лишь в общих чертах осмысления феномена внимания как особой установки субъекта на определенную деятельность.

Отечественный психолог Добрынин Н.Ф. в своих трудах подчеркивает: «Внимание есть особый вид психической деятельности, который выражается в выборе и поддержании различных процессов этой деятельности».

По мнению Рубинштейна С.Л.: «Внимание – это избирательная ориентированность на тот или иной объект и сконцентрированность на нем, некая углубленность в направленную на объект познавательную деятельность».

Гальперин П.Я. обусловливает внимание, как: «Свернутое, безупречное и автоматизированное действие контроля. Теория о внимании, как функции контроля – составная часть концепции поэтапного формирования умственных действий».

Понятие внимания в своей книге «О теории и воспитании внимания» подробно исследовал Добрынин Н.Ф. По его мнению: «Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания есть выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту».

В соответствии с рисунком 3 по активности человека в организации внимания психологи выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное».

Непроизвольное внимание, которое формируется в отсутствие намерено установленной цели, как правило, превалирует у младших дошкольников.

Но к окончанию дошкольного этапа у ребёнка начинает формироваться произвольное, деятельное внимание, которое связанно с осознанно назначенной целью, усилием его воли. В соответствии с рисунком 4 его формирование обуславливает развитие лобных долей коры головного мозга.

С формированием и развитием произвольного внимания дети старшего дошкольного возраста приобретают важнейший потенциал точно обращать свое сознание на необходимые объекты и явления, сохранять его на протяжении какого-то времени.

О том, какой уровень развития внимания сформировался у детей старшего дошкольного возраста будет свидетельствовать развитость его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения.

Таким образом, внимание у детей развивается как естественным путем, так и поддается тренировочным занятиям. В основном в дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание, которое пробуждается и поддерживается интересом ребенка.

Задачей педагогов является активизация и увеличение у детей старшего дошкольного возраста удельного веса внимания произвольного, целенаправленного. Чтобы дошкольник активизировал своё внимание в нужный момент и смотрел, слушал, запоминал, говорил, размышлял – то есть, сосредоточивался на определенных объектах, темах и задачах. На этом строится жизнедеятельность взрослого человека, на произвольность опирается обучение в школе, поэтому старший дошкольник в значительной степени должен научиться управлять своим вниманием.

В своей книге «Внимание и память» российский психолог Лурия А.Р. отмечает, что: «У старших дошкольников трансформации касаются всех видов и свойств внимания. Поднимается его объем: ребенок уже сможет функционировать с 2-3 объектами. Внимание становится более устойчивым. Четкость ослабления длительности отвлечения можно заметить у детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет».

Вместе с тем, необходимо отметить, что маленькие дети имеют свои преимущества в развитии познавательных процессов. В то время как они вольны обращать внимание, воспринимать, запоминать только то, что их заинтересовало, от старших дошкольников уже ожидают определенных результатов.

По достижении пятилетнего возраста дети все чаще сталкиваются с требованием взрослых быть к чему-либо внимательным, что-то запомнить, что-то воспроизвести. Другими словами, взрослые ставят перед ребенком задачи, требующие волевых усилий в управлении вниманием, восприятием, воображением. В то же время и возросшая самостоятельность ребенка побуждает ребенка активизировать познавательную активность и внимание.

Диапазон объектов внимания шестилетнего ребенка значительно расширяется. Различные игровые и конструктивные наборы, с которыми любят заниматься дети, усложняются и включают как большее количество деталей, так и значительно больше вариантов их использования.

Старшего дошкольника интересует содержание книг. В этом возрасте дети с пристальным вниманием рассматривают страницы всевозможных энциклопедий, где каждый научный факт представлен иллюстрацией и соответствующими пояснениями.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.