Мастер-класс для родителей
«Развитие познавательных способностей
у детей среднего дошкольного возраста в игре»
Димакова Наталья Георгиевна,
педагог-психолог «МБДОУ № 6»,
г. Заполярный Мурманской обл.
Цель: Развитие родительских компетенций по формированию познавательных способностей у детей.
Задачи:
- Создавать условия для развития у родителей знаний и умений по формированию познавательных способностей у детей в игре.
- Развивать у детей любознательность, познавательную активность, восприятие, внимание, память, мышление, творческое воображение.
- Способствовать осознанию детьми собственных возможностей, формировать позитивный образ «Я».
- Гармонизировать детско-родительские отношения посредством совместной деятельности и позитивных эмоциональных переживаний.
Оборудование: Кукла двухсторонняя на руку (грустная – весёлая). Макеты двух деревьев. Избушка Бабы-Яги. Большая картина с «нелепицами». «Речка» из голубой ткани или обоев. 5-6 игрушечных животных. Деревянный мостик-дуга. Аудиозаписи.
Ход мероприятия:
I часть. (15 мин)
Мини-лекция о развитии познавательных способностей у детей.
Уровень способностей человека зависит от наличия задатков, т.е. природных предпосылок, особенностей функционирования клеток головного мозга и анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, тактильного). Задатки могут преобразовываться в способности только при определённых условиях. Назовём основные из этих условий.
Важно полноценно использовать чувствительные периоды развития. Например, для развития речи – это возраст от рождения до 7 лет. Ребёнок в этом возрасте должен не только слышать речь, но и сам активно общаться с помощью речи. Для развития интеллектуальных способностей – это возраст от 3 до 12 лет. Следовательно, именно с детьми этой возрастной группы нужно интенсивно заниматься.
Для развития способностей необходимо наличие у ребёнка стремления узнавать новое. Стимулировать это стремление должен взрослый, отвечая на бесконечные вопросы «почемучек», побуждая задавать всё новые и новые вопросы.
Для развития способностей нужна деятельность. Чтобы у ребёнка развивались художественные способности, надо рисовать. Для развития интеллектуальных способностей важно предлагать ребёнку соответствующие задания и упражнения, но следует подчеркнуть, что деятельность должна быть и эмоционально приятной. Из-под палки развивать способности нельзя.
Важен пример родителей. Если в семье читают, заботятся об интеллектуальном росте, то и способности ребёнка развиваются быстрее.
Нужна высокая самооценка. Именно высокая самооценка, делая ребёнка уверенным в себе, позволяет ему приступать всё к новым, более сложным играм, заданиям, упражнениям, что, в свою очередь, развивает способности.
Необходима ситуация успеха. Это условие тесным образом связано с предыдущим. Если для ребёнка создана подходящая ситуация, где он смог добиться успеха, если этот успех поддержан взрослым (активным вниманием, похвалой), то это ведёт и росту самооценки ребёнка.
Сегодня мы предлагаем ряд игр, упражнений, заданий, которые позволяют развить у ребёнка такие познавательные способности, как восприятие, внимание, память, мышление.
Основной познавательный процесс – это восприятие. Основу восприятия составляет работа наших органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Восприятие ребёнка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, замечать главные признаки. Взрослый учит ребёнка выделять в предметах цвет, форму, размеры, различные свойства: твёрдость, температуру, качество материала и пр. Для развития восприятия подходят игры: «Наложенные предметы», «Сложи разрезную картинку», «Волшебный мешочек», «Угадай, что звучит».
Другой важный познавательный процесс – внимание. Внимание дошкольника, в основном, непроизвольное, т.е. оно вызывается внешне привлекательными предметами, поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Дошкольники сосредоточивают внимание на привлекательных картинках обычно на 12-20 с. Сосредоточенно заниматься какой-либо привлекательной деятельность они могут 10-15 мин. С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание, которое требует волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что надо. Психологи считают, что чем лучше развита речь у ребёнка, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить рассуждать вслух. Для развития внимания подходят игры: «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия», «Съедобное – несъедобное».
Необходимое условие для развития интеллектуальных способностей – память. Различают такие виды памяти, как слуховая, зрительная, память на движения, запахи, чувства. Запоминание в дошкольном возрасте носит, в основном, непроизвольный характер, т.е. ребёнок не заботится о том, чтобы что-то специально запомнить, а делает это без волевых усилий. Дошкольник запоминает непроизвольно столько материала, сколько не сможет запомнить ни в каком другом возрасте. Постепенно развивается и произвольная память, и дошкольник в 5 лет уже способен приложить усилия, чтобы что-то запомнить специально. Помогая ребёнку развивать память, необходимо помнить: хорошо запоминается эмоционально насыщенный и хорошо понятый материал. Для развития внимания подходят игры: «Что изменилось?»; «Я достаю из сундука».
Мышление – ещё один познавательный процесс, о котором мы поговорим. Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Все виды мышления сохраняются на всю жизнь, но формируются в разное время. Так, для ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста характерно наглядно-действенное мышление. Они решают задачи практическим путём. Например, в ситуации, когда ребёнку предлагают завести машинку ключиком, который висит высоко на стене, малыш сначала пробует дотянуться до ключика рукой, затем пользуется стоящими поблизости стульями: маленьким и большим. Эту же задачу дошкольник способен решать в наглядно-образном плане, например, по картинке, представив ситуацию в своём воображении. Постепенно ребенок приобретает навыки словесно-логического мышления, обучаясь оперировать разными понятиями. Для развития наглядно-образного и словесно-логического мышления ребёнку предлагают составлять рассказы по картинкам, игры: «Что лишнее?», «Противоположности».
Нельзя забывать, что ведущей деятельностью для ребёнка дошкольного возраста является игра. Именно в игре он учится общаться, следовать правилам, познаёт свойства предметов; именно в игре совершенствуются умственные операции. Поэтому занятия с дошкольником не должны проводиться в ущерб его игровой деятельности. Сами занятия следует проводить в игровой форме, эмоционально заинтересовывая малыша.
II часть.
«В Стране Превращений» — открытое занятие с детьми с участием родителей
- Приветствие. Введение в занятие.
Участники стоят в кругу.
Ребята, сегодня к нам в гости пришли родители. Целый день вы не виделись! Обнимитесь с ними, а потом мы начнём наше занятие. (…)
Сегодня я получила одно важное послание от девочки Веселины. Её так назвали, потому что она очень любит играть и веселиться. Лесные птички рассказали мне, что с ней приключилась беда: её похитила коварная Баба-Яга и спрятала в Стране Превращений. Давайте спасём Веселину? (…) Чтобы попасть в Страну Превращений, нужно быть очень внимательными и смышлёными. Итак, отправляемся в путь!
Участники двигаются в хороводе под музыку.
- Мудрый Лес.
Садитесь на травку. Закройте глаза крепко-крепко!
Поставить 2 дерева:
- с листьями, на которых написаны загадки, а внутри – картинки-отгадки,
- с дуплом, внутри которого спрятаны ягоды, грибы, шишки, орешки, шарики.
Открывайте глаза. Мы оказались в Мудром Лесу. (Дети садятся рядом с родителями на ковёр полукругом) Он пропускает дальше только умных, смышленых детей!
Это дерево приготовило нам «Лесные загадки». Отгадаем их?
Психолог предлагает загадки про лес, лесных обитателей. Спрашивает, как дети догадались, про кого (что) загадка. Показывает картинку-отгадку.
- Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, а зовут тебя все… (солнце).
- Мягкое, а не пух. Пушистое, а не вата. Белое, а не снег. На небе, а не солнце. (облако)
- Льет повсюду проливной, по следам бежит за мной. От него не убежать, лучше где-то переждать. (дождь)
- Он коричневый, лохматый. Угадайте-ка, ребята, кто, построив теплый дом, спит всю зиму в доме том? (медведь)
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
- Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу. Пушистый рыжий хвост, все знаем мы… (лису)
Посмотрите, а кто живёт на этом дереве? (…) Верно, белочка. Как вы догадались? (…) Сейчас посмотрю, что в дупле. (Психолог достаёт предметы: ягоды, грибы, шишки, орешки, шарики) Что-то здесь не так… Ребята, что здесь лишнее? (…) Почему? (…)
Какие вы догадливые! Мудрый Лес пропускает нас дальше.
Участники двигаются в хороводе под музыку.
- Поляна Внимания.
Теперь мы с вами на Поляне Внимания. Садитесь удобнее. Продолжить путь дальше смогут только очень внимательные дети! На поляне можно услышать разные звуки. Прислушайтесь и запомните их.
Звучит запись со звуками природы: пение птиц, журчание ручейка, кваканье лягушек, шум дождя.
Назовите, какие звуки вы услышали. (…) Молодцы!
Психолог показывает картину с «нелепицами».
Баба-Яга побывала на этой полянке и всё перепутала! Попробуйте рассмотреть, что здесь не так. (…)
Вы очень внимательно слушали и отгадывали звуки, увидели всё, что напутала Баба-Яга на полянке. Мы справились и отправляемся дальше.
Участники двигаются в хороводе под музыку.
На полу расстелить «речку».
- Река Памяти.
Мы оказались на берегу Реки Памяти. Перебраться через неё могут только те, кто умеет хорошо запоминать. Садитесь на бережок.
Психолог расставляет вдоль «берега реки» 5-6 игрушечных животных.
На берегу реки любят собираться и играть лесные звери. Назовите их. (…) Хотите и вы с ними поиграть? Тогда запомните по порядку, как они стоят… А теперь закрывайте глаза… (Психолог убирает 1 игрушку) Откройте глаза. Что изменилось? (…) Маша, поставь, как было… (Игру повторить. На третий раз поменять 2 игрушки местами)
Закройте глазки последний раз… Открывайте… Разбежались наши звери кто куда по своим звериным делам. Давайте вспомним всех зверей. (…) Хорошая у вас память!
Звери незаметно принесли мостик для нас. Переходите через него.
Поставить игровой мостик. Родители помогают детям перейти по нему через «реку». Убрать оборудование.
- Страна Превращений.
Перейдя через мостик, мы наконец-то оказались в Стране Превращений. Здесь хозяйничает Баба-Яга. Как же нам от неё спрятаться? (Предложения детей.) А давайте, если она вдруг будет пролетать мимо, ребята превратятся в камушки: присядут на корточки, обхватят колени руками, опустят голову и не будут шевелиться. (Психолог показывает, дети повторяют) А родители тем временем встанут рядом и превратятся в большие могучие деревья, укрывая детей-камушки: вытянут руки вверх, пальцы-веточки растопырят, ногами, как корнями, упрутся в землю и замрут. (Психолог показывает, родители повторяют)
Итак, будьте внимательны, следите за звуками: не летит ли Баба-Яга! А пока птички поют – можно погулять.
Звучит фонограмма: звуки природы чередуются со звуками полёта и смеха Бабы-Яги.
Вот и пролетела Баба-Яга мимо! Вздохнём облегчённо: у-у-х-х… (Длинный выдох) Вы были терпеливыми и смелыми!
Ставится избушка Бабы-Яги.
Вот мы и добрались до избушки Бабы-Яги. Загляну-ка я туда, пока Баба-Яга улетела. (Психолог достаёт из домика куклу, поворачивая грустным лицом к детям.) Так и есть! Веселина всё это время ждала нас здесь. Только вот беда, она очень изменилась. Посмотрите, что не так? (Она стала грустная) Она совсем разучилась радоваться. Ребята, как же нам вернуть её улыбку? (…) Давайте попробуем её развеселить! (Дети прыгают, смеются, кружатся…) Получилось!
Психолог поворачивает куклу весёлым лицом к детям. Звучит смех девочки (фонограмма).
- Возвращение.
Ребята, из Страны Превращений нам пора возвращаться в детский сад. Раз – потянитесь! Два – покружитесь! Три – в садике очутитесь и с родителями обнимитесь!
Наше занятие закончилось. Сохраните радость, хорошее настроение на весь вечер! До свидания!