Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР

План самообразования учителя-дефектолога

по теме «Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР»

 

Володина Елена Семеновна,

учитель-дефектолог МБДОУ № 323,

г. Нижний Новгород

 

Пояснительная записка

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического и речевого развития уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией  к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Значительная часть детей с ОВЗ, не справляется с содержанием программы  и оказывается неподготовленной к обучению в школе. Дети данной категории нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны их возможностям.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  1. Выявлять неблагоприятные варианты развития и определять трудности в формировании познавательных процессов у ребенка.
  2. Составлять индивидуальные комплексные программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМП(к).
  3. Динамическое изучение уровня познавательного и речевого развития детей и результатов коррекционного воздействия.
  4. Отслеживать соответствие выбранных методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
  5. Проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков.
  6. Консультировать педагогов и родителей.
  7. Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогике и психологии.

Источники самообразования: Методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары,  районные методические объединения, мастер-классы.

Предполагаемый результат: Повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога по данному направлению.

Направления самообразования

Проведение дефектологического обследования детей с ОВЗ (динамическое, повторное). Сентябрь — январь — май
Проведение коррекционно-развивающих занятий Сентябрь — май
Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ. Регулярно
Изучение методической литературы по проблеме. Регулярно
Посещение занятий учителей группы № 4.Обмен опытом. Февраль
Изучение опыта педагогов-дефектологов через интернет-ресурсы. Регулярно
Знакомится с новыми технологиями, методами и приемами коррекции. Регулярно
Составление серии занятий и апробация методов и приёмов. Октябрь — февраль
Выступление на родительских собраниях по проблемам в развитии. Оформление наглядной просветительской информации для родителей (консультации, открытые занятия, оформление стендов и т.п.). Регулярно
Консультирование педагогов группы по проблеме развития детей дошкольного возраста. По запросу

Литература

Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст// Альманах института коррекционной педагогики РАО. Книжное приложение № 4. – М.: ИКП РАО, 2001.

Зайцев Д.В. Интегрированое образование детей с ограниченными возможностями// Социологические исследования. – 2004.- № 7- с.127-132

Карабанова Л.Н. Волевая готовность детей к обучению в школе // Дипл.раб. /Научн. рук. Е. В. Карпова. Ярославль, 1996.

Карпова Е.В. Механизмы нарушения формирования представлений о времени детей класса коррекции // Познавательные процессы в норме и патологии, Ярославль, 1995.

 Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.

Котырло В.К. Развитие волевого поведения дошкольников. Киев, 1971.

 Психологические особенности 6-летних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития. Горький, 1988.

 Ульенкова У.В., Аксенова Е.Б. Формирование саморегуляции у шестилетних детей с задержкой психического развития на занятиях по развитию речи // Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н. Новг., 1993.

Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.