План самообразования учителя-дефектолога
по теме «Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР»
Володина Елена Семеновна,
учитель-дефектолог МБДОУ № 323,
г. Нижний Новгород
Пояснительная записка
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического и речевого развития уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Значительная часть детей с ОВЗ, не справляется с содержанием программы и оказывается неподготовленной к обучению в школе. Дети данной категории нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны их возможностям.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Выявлять неблагоприятные варианты развития и определять трудности в формировании познавательных процессов у ребенка.
- Составлять индивидуальные комплексные программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМП(к).
- Динамическое изучение уровня познавательного и речевого развития детей и результатов коррекционного воздействия.
- Отслеживать соответствие выбранных методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
- Проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков.
- Консультировать педагогов и родителей.
- Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогике и психологии.
Источники самообразования: Методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, районные методические объединения, мастер-классы.
Предполагаемый результат: Повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога по данному направлению.
Направления самообразования
Проведение дефектологического обследования детей с ОВЗ (динамическое, повторное). | Сентябрь — январь — май |
Проведение коррекционно-развивающих занятий | Сентябрь — май |
Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ. | Регулярно |
Изучение методической литературы по проблеме. | Регулярно |
Посещение занятий учителей группы № 4.Обмен опытом. | Февраль |
Изучение опыта педагогов-дефектологов через интернет-ресурсы. | Регулярно |
Знакомится с новыми технологиями, методами и приемами коррекции. | Регулярно |
Составление серии занятий и апробация методов и приёмов. | Октябрь — февраль |
Выступление на родительских собраниях по проблемам в развитии. Оформление наглядной просветительской информации для родителей (консультации, открытые занятия, оформление стендов и т.п.). | Регулярно |
Консультирование педагогов группы по проблеме развития детей дошкольного возраста. | По запросу |
Литература
Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст// Альманах института коррекционной педагогики РАО. Книжное приложение № 4. – М.: ИКП РАО, 2001.
Зайцев Д.В. Интегрированое образование детей с ограниченными возможностями// Социологические исследования. – 2004.- № 7- с.127-132
Карабанова Л.Н. Волевая готовность детей к обучению в школе // Дипл.раб. /Научн. рук. Е. В. Карпова. Ярославль, 1996.
Карпова Е.В. Механизмы нарушения формирования представлений о времени детей класса коррекции // Познавательные процессы в норме и патологии, Ярославль, 1995.
Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
Котырло В.К. Развитие волевого поведения дошкольников. Киев, 1971.
Психологические особенности 6-летних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития. Горький, 1988.
Ульенкова У.В., Аксенова Е.Б. Формирование саморегуляции у шестилетних детей с задержкой психического развития на занятиях по развитию речи // Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н. Новг., 1993.
Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.