Консультация для воспитателей
«Защита прав и законных интересов воспитанников в ДОУ»
Бондаренко Оксана Борисовна,
социальный педагог МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Уважаемые коллеги! Сегодня хотелось бы затронуть актуальную проблему, связанную с защитой прав и законных интересов маленького ребенка.
Очень часто в последнее время извещают об очередном факте нарушения прав ребенка на улице, в семье и в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека, нужно знать, уважать и не нарушать.
Дошкольное детство — период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав, поэтому проблеме охраны детства нужно уделять первостепенное внимание.
В мире создан детский фонд по защите прав детей – ЮНИСЕФ.
Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесткого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает:
— обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
— защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
— обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
— признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
— защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
— защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
— меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:
— за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);
— за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
— право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
— право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
— меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
— немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).
Закон РФ «Об образовании» утверждает:
— право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5);
— предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).
В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с Уставом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает права каждого ребенка в сфере образования и воспитания.
Проблема охраны детства рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.
Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка. Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий для ребенка в семье и образовательном учреждении.
Реализация прав ребенка включает:
— защиту его от всех форм жестокого обращения,
— права на охрану здоровья,
— защиту его прав на образование,
— права на игру,
— права на сохранение своей индивидуальности.
Особое внимание хочется обратить на то, что многие взрослые, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость.
И сейчас мне хотелось обратить особое внимание это на форму жестокого обращения с детьми. Нарушение прав ребенка проявляются чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.
Под жестоким отношением к детям понимаются все виды физического, сексуального, психического насилия над ребенком и отсутствие заботы. Признаками физического насилия являются синяки, царапины, рубцы, ожоги, ссадины, раны, переломы, а также грубое обращение, которое может привести к увечьям. Одна из основных причин жестокого обращения с ребенком — народная «традиция» — «Нас наказывали и ничего плохого в этом нет».
Другая причина – высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал, и по мнению взрослого, проблема решена.
Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье.
По мнению психологов, ребенок, который испытал на себе сексуальное насилие, иначе воспринимает понятие доброты и ласки.
- 1. Ребенок думает, что если взрослые показывают ласку, то они хотят секс.
- Ты не можешь получить то, что хочешь, если ты не ведешь себя сексуально.
- Взрослые причиняют тебе боль.
- Родители тебя не защищают.
- Твои чувства в расчет не принимаются.
- У тебя есть странная сила, которая заставляет взрослых терять контроль.
- Мир это ужасное место.
Психическое насилие одно из самых разрушительных видов. Психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки. Утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально – волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы.
К признакам отсутствия заботы относится постоянное непосещение ребёнком детского сада и школы, попрошайничество, кражи ребёнком денег или еды, грязная кожа или одежда, отсутствие сезонной одежды.
Практика показывает, что некоторые педагоги используют в своей работе методы психического воздействия на ребенка, носящие антипедагогический характер, унижающих, человеческое достоинство, это:
— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— замечания в оскорбительной форме;
— угрозы в адрес ребенка в открытой форме; иногда воспитатели пугают детей «Пойдешь в ясли», «Не доешь — вылью в карман» и т.д.
Это чревато административным наказанием по закону «Об образовании». А для детей могут быть более плачевные последствия: неспособность добиться успехов в жизни.
Уважаемые коллеги! Педагог играет большую роль в жизни ребенка. От его личной позиции, культуры, и понимания зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении. Педагоги ДОУ выполняют социальный заказ: воспитывают подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому, система прав ребёнка и система образования должны объединиться в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка.
Спасибо за внимание.