Путешествие к саамам

Конспект образовательной деятельности

«Путешествие к саамам»

для детей старшего дошкольного возраста

Тубасова Светлана Константиновна,

воспитатель, МАДОУ № 25

г.Мончегорск

Цель: формировать представления воспитанников о жизни северных народов – саамах и приобщать детей к их уникальной культуре, к их традициям и обычаям.

Задачи:

Образовательные:

— Расширить и уточнить знания детей о нашем крае, коренных жителях севера саамах.

— Продолжать знакомить с особенностями национальной одежды народов севера.

Развивающие:

— Развивать познавательный интерес детей к национальным традициям саамов, национальному творчеству и быту;

— Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

Воспитательные:

— Воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

Используемый материал: иллюстративный материал по тексту рассказа или презентация, кольца и «рожки», полоски бумаги красного цвета и набор геометрических фигур (голубого, жёлтого, белого цвета), «Разрезные картинки» (северные ягоды).

Ход образовательной деятельности:

— Ребята, как называется город, область, в которой мы с вами живём?

— Мончегорск, Мурманская область

— Где находится наш город, область? – на Кольском полуострове.

— На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие.

Но издавна здесь живут саамы. Саамы – коренные жители Кольского полуострова.

Саамы — меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по тундре? Тогда приготовились и пойдём.

Физкультминутка + зрительная гимнастика:

Солнце глянуло в окошко (руки вверх, в стороны перед собой, глаза вверх)

Осветило нам дорожку (движения глаз вправо – влево)

А мы малицы надели (глаза вниз)

Не боимся мы метели (руки скрестить перед грудью, моргание глаз)

Пимы теплые не хуже (зажмурились, широко открыли)

Не боимся зимней стужи (руки вверх, в стороны перед собой, глаза вверх)

Мы оленя догоняли (семенящий шаг)

Наши ножки не устали (высоко поднимаем ноги)

Ведь олени быстро мчатся (широкий шаг)

С ними трудно состязаться (руки вверх, вниз)

Мы оленя не догнали (семенящий шаг)

И в большой сугроб упали (присели)

— Ребята, посмотрите куда мы с вами пришли, это в село Ловозеро, здесь живут, саами – коренные жители Кольского полуострова. (Иллюстрации)Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные; действует Саамский национальный культурный центр. Международный день саамов отмечается 6 февраля. У саамов есть свой флаг. В флаге четыре цвета, которые, символизируют объединение саамов четырех стран: России, Норвегии, Финляндии, Швеции, состоит из 4 цветов синий, красный, желтый, зелёный. Круг отражает форму саамского бубна и символизирует солнце и луну. (Иллюстрация)

Путешествовать по Ловозеру сегодня мы будем с девочкойТаней из Москвы, давайте с вами узнаем, как она побывала в гостях у саамской девочки – Трефилки. (дети сели)

«В далекой северной Лапландии, в деревне Ловозеро, жила девочка саамка – Трефилка. (иллюстрация) Саамов ещё называют лопарями, что в переводе — жители окраиной земли, и на самом деле жила она за Полярным кругом, где зима длится почти 8 месяцев, а летом солнце не заходит за горизонт, и поэтому светло даже ночью. Основное занятие саамов – оленеводство, они меткие стрелки, а одежду и обувь шили — и сейчас шьют — из шкур оленя. Всю жизнь кочевал пастух – оленевод за своим стадом: куда олени, туда и он со всей семьёй. «Олень возит, олень кормит, олень одевает», — говорили саамы. (Иллюстрации

Немного отдохнём давайте поиграем в национальную игру саамов «Метание аркана на хорей» Каждый из вас будет пастухом – оленеводом.  Посмотрим, сможете ли вы накинуть веревку на рог оленя. Вместо веревки будут колечки (Участники набрасывают кольца – «арканы» на хорей, имитирующие оленя, попробуйте накинуть их на «рожки». Подсчитывается число попаданий).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, вы очень ловкие и быстрые, вы все смогли накинуть колечко. Ну, что продолжим наше путешествие.

«И вот однажды принес ей почтальон телеграмму:

«Здравствуй, дорогая Трефилка!

Приезжаю к тебе в гости на каникулы.

Встречай на станции Оленегорск,

поезд №1 «Москва — Мурманск»,

вагон 3, 17 июля в 16.00. Твоя подруга, Таня»

Стала собираться маленькая Трефилка на железнодорожную станцию. Встретила Таню и вместе они добрались до жилища саамки. Она жила с родителями на берегу реки Вилмаи озера Ловозеро в Веже. (Иллюстрация)

Таня никогда раньше не видела, как живут саамы. Трефилка ей рассказала, что вежа — традиционное жилище саамов. Она имеет форму пирамиды. Собирают её из брёвен. Крышу покрывают шкурами оленей, оставляя отверстие для выхода дыма.  В центре вежи очаг, на полу оленьи шкуры. Трефилка накормила Таню национальным саамским блюдом – ухой из семги, напоила травяным чаем с черничным пирогом. Всё было очень вкусно!

Таня заинтересовалась нарядом Трефилки. На девочке была расшитая бисером серая рубаха – Юпа с плетеным поясом, вышивка бисером была в виде круга, овала, треугольника и квадрата. Бисер был трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого цвета. Трефилка рассказала Тане, что означают цвета бисера — голубой цвет — вода, небо, озеро, море, реки, желтый цвет – морошка, солнце, белый цвет – снег, лепестки ромашки. На ногах кожаные туфельки с загнутыми носами – Каньги. (иллюстрации)

— Какая у тебя красивая одежда! А что ты носишь зимой? Ведь зимой у вас на севере холодно! – поинтересовалась Таня.

Трефилка улыбнулась и достала из сундука зимнюю одежду. (Иллюстрации)

Малица — зимняя одежда с капюшоном, немного расширяющаяся книзу.

Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха.»

Сейчас, Вам предлагаю, послушать стихотворение саамской поэтессы Эльвиры Галкиной:

Бусинка к бусинке ровненько ляжет

Чётким узором на ярком сукне.

Каждый узор подробно расскажет

О мастерстве на снегу при луне:

Четыре цвета – шамшура готова,

Красный цвет жизни и очага,

На нём крупинки голубого,

Это озёра, реки – вода.

Жёлтый ласкает и радует глаз –

Это луч солнца просунулся в щель.

Дополняет узор белый, как слюда снег,

Засыпаны им берёзы и ели….

Шамшура, это женский саамский головной убор, украшенный бисером (Иллюстрация)

Предлагаю вам составить саммский узор на полосках бумаги, используя геометрические фигуры. Давайте вспомним в виде каких геометрических фигур саамы украшали одежду?

 Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие вместе с Таней и Трефилкой.

«— А хочешь, я покажу тебе наше хозяйство? — спросила Трефилка и повела Таню во двор, там, в конуре жили сабаки хаски, в огорождении бегали кролики.  Недалеко от вежи жевали ягель олени. Маленькие оленята играли возле взрослого оленя. Трефилка рассказала, что это олень Важенка, т.е. воспитатель. Он следит за малышами. Таня погладила одного олененка: мех у него был жесткий и теплый, рожки бархатистые. Возле жилища стояли сани. Девочка саамка объяснила, что это упряжка Кережа. Зимой, а отчасти осенью и весной, в нее впрягают оленя и едут в тундру. (Иллюстрации)

Девочки пошли погулять в тундру. Таня увидела карликовые березы (иллюстрация), на полянке росла черника, а в низине морошка. Трефилка сказала, что эти ягоды уже можно есть, а брусника поспеет только осенью. Возле пенька девочки нашли красивый подосиновик.  Трефилка рассказала Тане, что основные продукты питания у саамов, это дары леса (грибы и ягоды), рек и озер (рыба) и оленина.

Тане пора было возвращаться домой, эта поездка к своей подруге Трефилке, оказалась очень интересной и познавательной, она узнала много о жизни и быте малочисленного населения в северной Лапландии — саамах.  Трефилка вместе с родителями проводили Таню на станцию, посадили в поезд. Девочке дали гостинцы для родных: вяленую рыбу, сушеные грибы, целое ведерко черники и морошки. Трефилка обещала писать Тане письма и на следующий год приехать в гости, в Москву.»

Вам понравилось ребята, наше путешествие вместе с Таней к Трефилке?

— Ребята, а давайте вспомним из чего шили одежду саамы? Из оленьего меха.

— Как называлась шубка с капюшоном – малица, сапожки длинные — яры, коротенькие – каньги.

— Из чего украшали одежду: мех, лоскутки, бисер – а какие цвета бисера?

Голубой цвет — вода, небо, озеро, море, реки.

Желтый цвет – морошка, солнце.

Белый цвет – снег, лепестки ромашки.

— Давайте и мы с вами соберем, северные ягоды. Посмотрите, какие здесь ягоды мы видим и брусника, вороника, черника, морошка.(Иллюстрации). Дети собирают северные ягоды.(Разрезные картинки)

Рефлексия: «Поверие» + снятие зрительного напряжения.

У саамов есть такая игра — поверие, если повернуться лицом к солнцу, закрыть глаза, загадать заветное желание, хлопнуть в ладоши, то желание обязательно исполниться!

Давайте мы с вами повернемся лицом к солнцу, закроем наши глазки и ваше желание исполнится.

Возможно, кто — то из вас, загадал побывать в саамском селе Ловозеро, я уверена ваше желание обязательно исполнится.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.