Конспект занятия по речевому развитию
«Рассказываем зайке про осень»
для детей средней группы
Костромина Анна Юрьевна,
воспитатель МБДОУ №38,
г. Заполярный, Печенгский район, Мурманская обл.
Цель: Закрепление знания о характерных приметах осени.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
• Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
• Упражнять в подборе действий к предметам;
• Учить составлять описательные рассказы по мнемотаблице.
Развивающие:
• Развитие артикуляционного аппарата и дыхательной системы;
• Развивать речь, внимание, память, сообразительность;
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать стремление прийти на помощь.
Материалы и оборудование: игрушка зайчик; аудиозапись плача; мяч; мешочек; листья деревьев; картинки, на которых изображено жилище животного; картинки, на которых изображены животные; мнемотаблица «Осень»; кленовые листья красного цвета; кленовые листья зелёного цвета.
Предварительная работа:
- Проведена беседа на тему «Осень».
- Рассматривание на прогулке деревьев с листочками, наблюдение за изменением погоды.
Ход занятия:
- Приветствие.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. На нашем занятии будут присутствовать гости. Давайте встанем в круг, поприветствуем друг друга и подарим нашим гостям свою улыбку.
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришёл в гости один лесной зверёк. А что за гость, мы с вами узнаем, отгадав загадку.
Загадка:
Растут на макушке
Длинненькие ушки.
Он хоть и мальчишка,
А какой трусишка!
Ну – ка угадай –ка,
Как зовётся? (Зайка)
Появляется игрушка зайчик, и звучит плач.
Воспитатель: Правильно. Это зайка. Ребята, зайка что – то плачет. Он расстроен тем, что пришёл на полянку, чтобы весело провести своё время. Но совсем не узнал свою полянку. На полянке больше не было зелёной травки, деревья и кусты стояли без листвы. Вся полянка укрыта жёлтыми и оранжевыми листочками. Зайка думает, что он заблудился. Давайте поможем ему объяснить, почему он не узнал свою полянку? (Да) - Основная часть.
Воспитатель: Зайка предлагает нам выполнить зарядку для язычка и губ, так как сегодня на занятии нам придётся много говорить.
Артикуляционная гимнастика:
«Зайчик грызёт морковку» — Поднимаем верхнюю губу, показывая зубы.
«Белка кладёт орешки за щеку» — Упираемся язычком в щёки по очереди.
«Сердитый волк» — Прикусываем нижнюю губу верхними зубами.
«Бодрая и усталая лошадка»- Цокаем языком быстро и медленно.
«Крутится юла» — Кончиком языка облизать губы по кругу.
«Самолет» — Прикусить язык и произнести продолжительно звук ы-ы-ы-ы-ы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему на полянке появились жёлтые и оранжевые листочки и пропала зелёная травка? Какое время года наступило? (Наступила осень)
Воспитатель: Давайте вспомним и назовём осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: Молодцы! Наступило прекрасное время года, хотя не совсем хочется расставаться с летом. Осень украшает природу самыми яркими красками. Как вы думаете, какого цвета осень? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, осень у нас разноцветная. А сейчас мы с вами поиграем и расскажем зайке о приметах осени.
Игра «Действие называй»:
Воспитатель: У меня есть мячик волшебный. Сейчас я буду вам его кидать и вопросы задавать. Вы называете, что происходит с природой осенью.
Осенью травка (что делает?) – желтеет…
Листья осенью (что делают?) – желтеют, опадают…
Деревья осенью (что делают?) – роняют листья…
Птицы осенью (что делают?) – улетают …
Урожай осенью (что делает?) — созревает, убирают, собирают…
Цветы осенью (что делают?) – отцветают, высыхают…
Дождь осенью (что делает?) — идёт, моросит…
Ветер осенью (что делает?) – дует, кружит листья…
Воспитатель: Ребята, осенью часто идут холодные дожди и дует сильный ветер. Давайте покажем зайке, как дует сильный осенний ветер.
Дыхательное упражнение «Ветерок»:
Воспитатель: Ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф (2-3 раза)
Воспитатель: Но и бывает хорошая погода, когда светит солнышко и дует лёгкий, спокойный ветерок, который шелестит опавшими листочками.
Воспитатель: Ш — ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш (2-3 раза)
Воспитатель: Что – то повеяло осенней прохладой. Давайте, чтобы не грустить, поиграем с зайкой в игру «Ласковое словечко».
Игра «Ласковое словечко»:
Воспитатель: Сейчас я буду говорить слова, а вы будете называть их ласковыми словами.
Дождь – дождик
Солнце – солнышко
Туча – тучка
Ветер – ветерок
Лужи – лужицы
Зонт – зонтик
Сапоги – сапожки
Куст — кустик
Дерево – деревце
Лес –лесок
Яблоко – яблочко
Заяц – зайчик
Воспитатель: Вот и стало всем тепло от ласковых слов. Зайчик повеселел и понял, почему полянка изменилась. Ребята, давайте зайчику расскажем о листьях на полянке. С каких они деревьев улетели и легли на полянку.
Игра «С какого дерева листок?»:
Воспитатель: Сейчас я буду подходить к вам с мешочком. В нём лежат листья, которые мы с зайкой собрали. Вы должны достать листок и сказать, с какого дерева он упал.
Дубовый – упал с дуба;
Берёзовый – упал с берёзы;
Кленовый – упал с клёна;
Осиновый – упал с осины;
Рябиновый – упал с рябины.
Воспитатель: А сейчас зайка предлагает вам немного отдохнуть. Повторяйте движения.
Физкультминутка «Зайка».
Быстро встали, улыбнулись.
Выше – выше потянулись.
Ну –ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Воспитатель: Не только природа осенью меняется, но и животные. У многих животных меняется шубка. У волка, у лисы, у тебя, зайка, тоже. Скоро шубка поменяет свой цвет. Кто знает, какого цвета шубка станет у зайчика? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Сейчас у тебя серенького цвета шубка, а скоро станет беленького цвета. А зачем зайчику шубка беленького цвета? (Чтобы прятаться от волка и лисы)
Воспитатель: Молодцы! Некоторые животные заготавливают запасы, чтобы было что зимой покушать. Например, белочка заготавливает шишки, жёлуди. А ёжик и медведь вообще ложатся спать. Давайте поиграем в игру «Чьё жилище?»
Игра «Чьё жилище?»:
Воспитатель: У меня на доске картинки, на которых изображено жилище животного и сами животные. Вам необходимо сказать, где живёт каждое животное, и поместить картинку с животным около его жилища.
Белка живёт в дупле;
Ёжик живёт в норе;
Лиса живёт в норе;
Птица живёт в гнезде.
Заяц живёт под кустом.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, зайчику пора возвращаться домой. Он благодарит вас за то, что вы рассказали ему всё про осень. Он поделится новой информацией со своими родными. Давайте попрощаемся с ним. (До свидания)
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вот и подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, кто к нам приходил сегодня в гости? (Зайчик)
Воспитатель: О каком времени года мы ему рассказывали? (Об осени)
Воспитатель: Какое задание вам понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Какое задание у вас вызвало трудности? (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас выберите кленовый листочек нужного цвета. С помощью этих листочков вы оцените настроение после занятия. Красного цвета кленовый лист – отличное. Если зелёного цвета кленовый лист — грустное. До свидания!
Список используемой литературы. - Воробьёва, Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / авторы – составители: Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук – СПб.: Издательский дом «Литера», 2004. – 64с.