Растения и птицы нашего участка

Познавательно-исследовательский проект

экологической направленности  

«Растения и птицы нашего участка»

 Подгальская Жанна Валентиновна,

Черисова Ольга Николаевна,

воспитатели МАДОУ № 123,

Сергиенко Наталья Михайловна,

учитель-логопед МАДОУ №123,

г. Мурманск

Цель проекта:

Формировать у детей систему элементарных экологических знаний о деревьях, произрастающих на территории ДОУ и   птицах, которых можно увидеть на участках дошкольного учреждения.

Задачи:

-Формировать доброе и бережное отношение к деревьям и птицам.

-Познакомить детей с механизмами приспособления деревьев к суровым условиям жизни на Севере.

-Расширить представления  детей о птицах и деревьях родного края.

-Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

-Развивать наблюдательность, познавательную активность детей.

-Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

-Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, пользоваться речью-доказательством; способность устанавливать причинно-следственные связи на основе опыта, эксперимента и делать выводы. Совершенствовать связную речь. Активизировать и обогащать словарь.

-Способствовать накоплению детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Вид проекта: Долгосрочныйпознавательно – исследовательский проект экологической направленности.

Срок реализации проекта: 1 год

Состав участников: воспитатели, учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, в том числе дети с ОНР  (общим недоразвитием речи), родители (законные представители) воспитанников.

1 этап — Рождение проблемы

Идея создания проекта «Растения и птицы нашего участка» возникла не случайно. Во время прогулок выявилось, что у наших детей недостаточно развиты представления о птицах, и деревьях ближайшего окружения. Следовательно, мы решили разработать и реализовать экологический проект «Растения и птицы нашего участка».

 2 этап  —  практическая проектная деятельность, которая организуется с детьми, родителями, социальными партнерами.

Формы работы с детьми:

-Настольно-печатные, дидактические игры.

-Исследовательская и экспериментальная деятельность.

-Чтение научно-познавательной и художественной литературы писателей природоведов.

-Практическое занятие «Деревья на нашем участке».

— Проведение досугов «Синичкин день», «Всемирный день птиц».

— Беседа-диалог «А зачем Земле зеленое ожерелье?».

— Экологические экскурсии в природу (лес, парк т.д.).

— Наблюдения в природе.

— Просмотр видеофильмов, презентаций о растениях и птицах севера.

-Путешествие по экологической тропинке ДОУ «Неизведанное рядом».

— Акция «Елочка зеленая иголочка» — посадка елочек на участке.

  • Экологические плакаты

— «Покормите птиц зимой».

— «Не рубите елки».

— «Защитим лес от пожаров».

  • Экологический десант

— Ежедневная подкормка птиц на территории детского сада.

— «Экологическая тропинка».

— «Природа просит помощи».

  • Труд

— Заготовка ягод рябины в осенний период.

— Посадка и уход за деревьями.

  • Рукописные книги

— «Голубь – птица северная».

— «Зимою в самый трудный час спасенья птицы ждут от нас».

— «В лесу родилась ёлочка».

  • Экологические акции

— «Мусор на службе у природы» (изготовление кормушек из бросового материала).

— «В защиту елей» (изготовление плакатов).

— «Чем нам елку заменить, чтоб живую не рубить» (плакаты).

— «Продлевая жизнь старых книг, бережем лес».

Формы работы с родителями:

— Консультация для родителей «Наши пернатые друзья».

— Помощь родителей в изготовлении кормушек для размещения на «Аллеи птиц».

— Оказание помощи в подготовке к конкурсу плакатов «В защиту елей».

-Участие в городском конкурсе сбора макулатуры «Спасём дерево!». Организатор — Мурманская Областная Молодежная Общественная Экологическая Организация «Природа и молодежь».

-Создание мини-презентаций для работы в проекте (сотворчество детей и родителей).

Формы работы с социальными учреждениями:

  1. Библиотека-филиал № 17 «Яблочко» МБУК «ЦДБ города Мурманска». Филиал№17 (Библиотека – Центр экологического просвещения):

— Организация и проведение выставок»; экологических плакатов «В защиту елей», кормушек «Птичья столовая».

2. МБУК Центральная детская библиотека г. Мурманска:

— Организация и проведение Дня семейного отдыха «С Днем рождения Земля» (каждый воспитанник представил свой экологический проект о растениях и птицах нашего края).

3. Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области:

— Организация и проведение конкурса «Защитим лес от пожара», в котором принимали участие работы воспитанников.

4. Областная Олимпиада «Эколят – Молодых защитников Природы» ГАУДО МО «МОЦДО «Лапландия».

Итоговое мероприятие

Завершением познавательно – исследовательского проекта «Растения и птицы нашего участка» стал экологический квест «Загадки поздней осени».

Не просто было нашим ребятам, найти деревья и кусты, когда на них уже почти нет листьев и отгадать загадки про птиц, но они справились.

А также используя маршрут осеннего квеста, без труда нашли приготовленный для них сюрприз, благодаря которому теперь никогда не забудут их названия.

 Благодаря изысканиям наших воспитанников на территории дошкольного учреждения появились баннеры с изображениями птиц и растений нашего участка.

Работа в данном проекте позволила расширить и углубить представления детей о птицах и деревьях нашего края, послужила формированию бережного отношения к ним, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года, а также помогла сформировать познавательный интерес и доброе отношение к миру растений.

Список используемой литературы:

  1. Адлер В.Н, Черисова О.Н. Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников: Методические рекомендации / Под. Ред. Л.С.Вакуленко. — Санкт-Петербург:ООО «Развивающие игры Воскобовича»,2017.-80с.:ил.-(Серия «Сказочные лабиринты игры»).
  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом.- Спб.,2005.
  3. Выходит звонкая весна на берег Кольского залива!: учебно-методическое пособие / Мурманская областная детско-юношеская библиотека. Сост. Л.Н. Карпунина, И.А. Коровина. – Мурманск, 2013. – 66 с.: цв.ил.
  4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Сфера, 2005.
  5. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004г.
  6. От рождения до школы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред.  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  7. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт.-сост.: С.В. Машкова, Г.Н. Суздалева, Л.А. Егорова [и др.]. – 3-е изд., испр. – Волгоград: Учитель, 2015. – 183 с. – (В помощь педагогу ДОУ) (Соответствует ФГОС ДО).
  8. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005. – 192с.: ил.
  9.  Экологическое воспитание в системе дошкольного образования Мурманской области: методические рекомендации / Комитет по образованию Мурманской области, Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования. – Мурманск: Пазори, 2004. – 100 с.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.