Познавательно-исследовательский проект
экологической направленности
«Растения и птицы нашего участка»
Подгальская Жанна Валентиновна,
Черисова Ольга Николаевна,
воспитатели МАДОУ № 123,
Сергиенко Наталья Михайловна,
учитель-логопед МАДОУ №123,
г. Мурманск
Цель проекта:
Формировать у детей систему элементарных экологических знаний о деревьях, произрастающих на территории ДОУ и птицах, которых можно увидеть на участках дошкольного учреждения.
Задачи:
-Формировать доброе и бережное отношение к деревьям и птицам.
-Познакомить детей с механизмами приспособления деревьев к суровым условиям жизни на Севере.
-Расширить представления детей о птицах и деревьях родного края.
-Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
-Развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
-Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
-Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, пользоваться речью-доказательством; способность устанавливать причинно-следственные связи на основе опыта, эксперимента и делать выводы. Совершенствовать связную речь. Активизировать и обогащать словарь.
-Способствовать накоплению детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Вид проекта: Долгосрочныйпознавательно – исследовательский проект экологической направленности.
Срок реализации проекта: 1 год
Состав участников: воспитатели, учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, в том числе дети с ОНР (общим недоразвитием речи), родители (законные представители) воспитанников.
1 этап — Рождение проблемы
Идея создания проекта «Растения и птицы нашего участка» возникла не случайно. Во время прогулок выявилось, что у наших детей недостаточно развиты представления о птицах, и деревьях ближайшего окружения. Следовательно, мы решили разработать и реализовать экологический проект «Растения и птицы нашего участка».
2 этап — практическая проектная деятельность, которая организуется с детьми, родителями, социальными партнерами.
Формы работы с детьми:
-Настольно-печатные, дидактические игры.
-Исследовательская и экспериментальная деятельность.
-Чтение научно-познавательной и художественной литературы писателей природоведов.
-Практическое занятие «Деревья на нашем участке».
— Проведение досугов «Синичкин день», «Всемирный день птиц».
— Беседа-диалог «А зачем Земле зеленое ожерелье?».
— Экологические экскурсии в природу (лес, парк т.д.).
— Наблюдения в природе.
— Просмотр видеофильмов, презентаций о растениях и птицах севера.
-Путешествие по экологической тропинке ДОУ «Неизведанное рядом».
— Акция «Елочка зеленая иголочка» — посадка елочек на участке.
- Экологические плакаты
— «Покормите птиц зимой».
— «Не рубите елки».
— «Защитим лес от пожаров».
- Экологический десант
— Ежедневная подкормка птиц на территории детского сада.
— «Экологическая тропинка».
— «Природа просит помощи».
- Труд
— Заготовка ягод рябины в осенний период.
— Посадка и уход за деревьями.
- Рукописные книги
— «Голубь – птица северная».
— «Зимою в самый трудный час спасенья птицы ждут от нас».
— «В лесу родилась ёлочка».
- Экологические акции
— «Мусор на службе у природы» (изготовление кормушек из бросового материала).
— «В защиту елей» (изготовление плакатов).
— «Чем нам елку заменить, чтоб живую не рубить» (плакаты).
— «Продлевая жизнь старых книг, бережем лес».
Формы работы с родителями:
— Консультация для родителей «Наши пернатые друзья».
— Помощь родителей в изготовлении кормушек для размещения на «Аллеи птиц».
— Оказание помощи в подготовке к конкурсу плакатов «В защиту елей».
-Участие в городском конкурсе сбора макулатуры «Спасём дерево!». Организатор — Мурманская Областная Молодежная Общественная Экологическая Организация «Природа и молодежь».
-Создание мини-презентаций для работы в проекте (сотворчество детей и родителей).
Формы работы с социальными учреждениями:
- Библиотека-филиал № 17 «Яблочко» МБУК «ЦДБ города Мурманска». Филиал№17 (Библиотека – Центр экологического просвещения):
— Организация и проведение выставок»; экологических плакатов «В защиту елей», кормушек «Птичья столовая».
2. МБУК Центральная детская библиотека г. Мурманска:
— Организация и проведение Дня семейного отдыха «С Днем рождения Земля» (каждый воспитанник представил свой экологический проект о растениях и птицах нашего края).
3. Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области:
— Организация и проведение конкурса «Защитим лес от пожара», в котором принимали участие работы воспитанников.
4. Областная Олимпиада «Эколят – Молодых защитников Природы» ГАУДО МО «МОЦДО «Лапландия».
Итоговое мероприятие
Завершением познавательно – исследовательского проекта «Растения и птицы нашего участка» стал экологический квест «Загадки поздней осени».
Не просто было нашим ребятам, найти деревья и кусты, когда на них уже почти нет листьев и отгадать загадки про птиц, но они справились.
А также используя маршрут осеннего квеста, без труда нашли приготовленный для них сюрприз, благодаря которому теперь никогда не забудут их названия.
Благодаря изысканиям наших воспитанников на территории дошкольного учреждения появились баннеры с изображениями птиц и растений нашего участка.
Работа в данном проекте позволила расширить и углубить представления детей о птицах и деревьях нашего края, послужила формированию бережного отношения к ним, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года, а также помогла сформировать познавательный интерес и доброе отношение к миру растений.
Список используемой литературы:
- Адлер В.Н, Черисова О.Н. Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников: Методические рекомендации / Под. Ред. Л.С.Вакуленко. — Санкт-Петербург:ООО «Развивающие игры Воскобовича»,2017.-80с.:ил.-(Серия «Сказочные лабиринты игры»).
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом.- Спб.,2005.
- Выходит звонкая весна на берег Кольского залива!: учебно-методическое пособие / Мурманская областная детско-юношеская библиотека. Сост. Л.Н. Карпунина, И.А. Коровина. – Мурманск, 2013. – 66 с.: цв.ил.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Сфера, 2005.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004г.
- От рождения до школы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт.-сост.: С.В. Машкова, Г.Н. Суздалева, Л.А. Егорова [и др.]. – 3-е изд., испр. – Волгоград: Учитель, 2015. – 183 с. – (В помощь педагогу ДОУ) (Соответствует ФГОС ДО).
- Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005. – 192с.: ил.
- Экологическое воспитание в системе дошкольного образования Мурманской области: методические рекомендации / Комитет по образованию Мурманской области, Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования. – Мурманск: Пазори, 2004. – 100 с.