Конспект коррекционно-образовательной деятельности
«Моя семья»
(с детьми 5-6 лет с ОНР, III уровня речевого развития)
Чепурухина Анастасия Евгеньевна,
учитель-логопед МБДОУ №38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Задачи:
Коррекционно – образовательные задачи: расширение, уточнение словаря по теме «Семья». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Закреплять у детей умение подбирать антонимы.
Коррекционно – развивающие задачи: развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений. Закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
Оборудование: CD – проигрыватель, сюжетные картинки по теме, солёное тесто, бросовый материал (бусинки, ленточки и т.д.).
Предварительная работа: просмотр и обсуждение мультфильма «Мама для мамонтёнка» (автор Дина Непомнящая).
Ход занятия:
- Организационный момент.
Слушание отрывка из песни «Мама для мамонтёнка».
Логопед приглашает детей к столу, на котором перед каждым ребёнком лежат картинки с изображением одно из членов семьи.
Логопед: Как назвать одним словом этих людей: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка? (Ответы детей.) Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
- Вводная беседа.
Семья.
Слово «семья» связано с числом «семь» и личного местоимения «Я». То есть семья – это «семь членов семьи и я – как глава семейства». Семьи бывают разные: большие и маленькие. Если в семье только мама, папа и ребенок – это маленькая семья, а если есть еще сестра, брат, бабушка и дедушка, то это уже семья большая. Бывает так, что дедушка и бабушка есть, но они живут отдельно, своей семьей. У каждого из вас есть своя семья.
Логопед: Ребята обратите внимание на картинки, которые находятся перед вами. И подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т.д.
- Игра «Подбери признаки».
Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная…
Папа (какой?) – строгий, умный, сильный…
Бабушка (какая?) – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая…
Дедушка (какой?) – старый, мудрый, седой…
Сестра (какая?) – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая…
Брат (какой?) – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный…
Логопед: Скажите, пожалуйста, как вас ласково называют ваши близкие люди? (Ответы детей.) Как вы думаете, если называть своих близких ласковыми словами, они будут рады? (Ответы детей.) Давайте попробуем это сделать.
- Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
Мама – мамочка, мамуля, мамочка.
Дед – дедушка, дедуля, дедулечка.
Папа – папочка, папуля, папулечка. И т.д.
- Физкультминутка «Моя семья».
Раз, два, три, четыре!
Кто живёт в моей квартире?
(Хлопки на счёт.)
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех могу пересчитать:
(Хлопки на счёт.)
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!
(Поочерёдное поглаживание (массаж) всех десяти пальчиков.)
Логопед: Как вы считаете, семья нужна каждому человеку? (Ответы детей.) Почему вы так думаете? (Ответы детей.) Семья нужна человеку, пожалуй, больше, чем другим живым существам, потому что новорожденный малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть защищен. А семье сделать это намного легче.
Ребята, знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
- Игра «Кем приходятся?» Пополнение словаря.
Мальчик для папы и мамы кто? (Сын.)
Мальчик для дедушке и бабушке кто? (Внук.)
Девочка для папы и мамы кто? (Дочь.)
Девочка для дедушке и бабушке кто? (Внучка.)
Папа для дедушке и бабушке кто? (Сын.)
Мама для дедушке и бабушке кто? (Дочь.)
Мальчик для девочки в семье кто? (Брат.)
Девочка для мальчика в семье кто? (Сестра.)
Логопед: Давайте, теперь подберем слова, противоположные по смыслу.
- Игра «Наоборот». Подбор антонимов.
Старший – младший. Молодой – старый. Большой – маленький. Высокий – низкий. Старше – моложе.
Логопед: Сейчас, я предлагаю сделать вам подарки своим родным.
- Работа над мелкой моторикой пальцев. Лепка из солёного теста «Подковка на счастье».
- Итог занятия.
Логопед: О ком мы сегодня говорили на занятии? Как нужно относиться к членам своей семьи? Почему семья – это самое главное в жизни человека?