Консультация для воспитателей
«Развитие словесного творчества дошкольников»
Неводничик Надежда Игнатьевна,
учитель-логопед МДОУ № 8.
г. Заполярный Печенгского района
Мурманской области
Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организация его поведения, формирование социальных связей. Все это – важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций.
Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
При нормальном развитии ребенок к трем годам осваивает все основные грамматические категории разговорной речи:
— изменяет слова;
— говорит короткими предложениями;
— предложения грамматически оформлены.
Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством.
В подготовительной и школе группе начинают складываться знания о нормах словообразования.
Учеными отмечается снижение интенсивности словотворчества к шести годам, словотворчество приходится на возраст от 2 до 5 лет.
Формирование связной диалогической и монологической речи во многом зависит от того, насколько они владеют грамматическим строем речи и словообразованием.
Способы образования слов.
I Морфологический
1. Аффиксация:
— префиксальный способ, (писать — переписывать),
— суффиксальный способ, (учить — учитель),
— префиксально-суффиксальный способ (застольный, разбежаться).
2. Безафиксальный способ;
3. Словосложение;
4. Аббравиация;
II Морфолого-синтаксический;
III Лексико-семантический;
IV Лексико-синтаксический.
В детском саду необходимы эффективные средства развития словообразовательных умений . Одним из них является дидактическая игра.
Дидактические игры – эффективный способ овладения детьми различных способов словообразования. Так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:
1. Учебное (познавательное);
2. Игровое (занимательное).
Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Обязательное требование к наглядному материалу:
— он должен быть знаком детям;
— оформлен эстетически;
— вызывать конкретные образы;
— будить мысль.
Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ними совершить.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм, и научиться им пользоваться.
Дидактические игры для словообразования
- Образование детенышей животных:
«Назови детеныша»
«Кто у кого»
«Кого не стало»
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных:
«Назови ласково»,
«Большие – маленькие»
- Образование предметов посуды:
«Что в чем» (сахар в сахарнице)
«Назови посуду» (конфетница, супница, солонка, перечница)
- Образование приставочных глаголов:
«Назови слова с разными приставками» (ехал – приехал, уехал)
«Наоборот» приехал – уехал, пришел – ушел
- Образование глаголов от звукоподражательных слов:
«Кто как голос подает»
-кря -кря –кря! Крякает!
-ква –ква –ква! Квакает!
-хрю –хрю –хрю! Хрюкает!
- Образование относительных прилагательных:
«Из чего что сделано»
«Какое варенье»
«Какой сок»
«Какая каша»
- Образование антонимов:
«Наоборот»
- Образование притяжательных прилагательных:
«Чей, чья, чье, чьи?» (собачий хвост, лисья голова)
- Образование глаголов совершенного вида:
«Делал – сделал» (писал – написал)
- Образование глаголов от существительных:
Звон – звонить
Жар – жарить
Лов — ловить
11. Образование существительных от глаголов:
кричать – крик
- Образование существительных, обозначающие самок животных:
«У кого какая мама».
слон – слониха
заяц – зайчиха
- Образование глаголов от названий профессий:
«Кто что делает» (строители – строят, повар — варит).
- Образование существительных, названий профессий от существительных и глаголов :
«Мы спортсмены» (катается на лыжах — лыжник; спортсменка, которая прыгает,— прыгунья)
«Кто служит в нашей армии?» (на ракете — ракетчик, в разведке -разведчик, на море — моряк и т. д.),
«Назови профессию» (чинит часы — часовщик, играет на скрипке — скрипач, строит — строитель, проверяет билеты — билетер, играет на пианино — пианист).
- Образование слов способом основосложения:
«Назови машину одним словом»
Картофель чистит— картофелечистка,
картофель сажает — картофелесажалка.
(кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка)
«Для чего нужна такая машина, почему ее так назвали?»
(Молоковоз, снегоочиститель, вездеход, луноход).
«Скажи одним словом»
с красными щеками — краснощекий
(овощехранилище, трудолюбивый, быстроходный)
- Подбор определений:
«Придумай красивые слова»
- Подбор синонимов
«Скажи по-другому»
«Скажи другим словом»
Метель – вьюга
Упал – шлепнулся
- Образование причастий
(девочка прыгает — прыгающая девочка; заяц бежит — бегущий заяц).
Словотворчество
Так как словарный запас ребенка невелик и, не находя нужного слова, он придумывает его сам. Ребенок играет со словами как с кубиками, создавая различные причудливые конструкции.
Это явление называется детским словотворчеством.
Самостоятельное словообразование
1. Прибавление к корню «чужого» окончания:
— пургинки (снежинки);
— рваность (дырка);
— светло (свет): «на полу кусочек светла»»
— помогание (помощь);
— правдун (говорящий правду);
— пахнота (запах);
— иметель (тот, кто имеет);
— страшность (страшное);
- Синтетические слова»
— ворунишка (вор и врунишка);
— бананас (банан и ананас);
— вкуски (вкусные куски);
— бабезьяна (бабушка обезьяны);
3. «Синтетические» глаголыи и прилагательные:
— ледоколить («ледокол, он ледледоколит»);
— почайпить («мы уже почайпили»);
— огромадный» (огромный и громадный — «дом такой большой, просто
огромадный!»),
— мапин («я — мапина дочка», т. е. я мамина и папина),
— всехлюдная («это не твоя воспитательница, она всехлюдная!» — т. е. общая).
Следовательно, можно сделать вывод о том, что овладение морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через словотворчество детей, через самостоятельное «искание» нужных форм слов.
Для развития словотворчества можно использовать и прием договаривания детьми слов при чтении знакомой им художественной литературы.
Так же необходимы игры творческого характера (придумать имя котенку, щенку, сказочному герою). Подобные задания в максимальной степени открывают свободу детскому речевому творчеству, способствуют воспитанию произвольности речи.