Развитие словесного творчества дошкольников

Консультация для воспитателей

«Развитие словесного творчества дошкольников»

Неводничик Надежда Игнатьевна,

учитель-логопед МДОУ № 8.

г. Заполярный Печенгского района

Мурманской области

        Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организация его поведения, формирование социальных связей. Все это – важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций. 

        Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

        При нормальном развитии ребенок к трем годам осваивает все основные грамматические категории разговорной речи:

— изменяет слова;

— говорит короткими предложениями;

— предложения грамматически оформлены.

        Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством.

        В подготовительной и школе группе начинают складываться знания о нормах словообразования.

        Учеными отмечается снижение интенсивности словотворчества к шести годам, словотворчество приходится на возраст от 2 до 5 лет.

        Формирование связной диалогической и монологической речи во многом зависит от того, насколько они владеют грамматическим строем речи и словообразованием.

Способы  образования слов.

I Морфологический

1. Аффиксация:

— префиксальный способ, (писать — переписывать),

— суффиксальный способ, (учить — учитель),

— префиксально-суффиксальный способ (застольный, разбежаться).

2. Безафиксальный способ;

3. Словосложение;

4. Аббравиация;

II Морфолого-синтаксический;

III Лексико-семантический;

IV Лексико-синтаксический.

      В детском саду необходимы эффективные средства развития словообразовательных умений . Одним из них является дидактическая игра.

        Дидактические игры – эффективный способ овладения детьми различных способов словообразования. Так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

       Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:

1. Учебное (познавательное);

2. Игровое (занимательное).

        Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

        Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

        Обязательное требование к наглядному материалу:

— он должен быть знаком детям;

— оформлен эстетически;

— вызывать конкретные образы;

— будить мысль.

        Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ними совершить.

        В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм, и научиться им пользоваться.

Дидактические игры для словообразования

  1. Образование детенышей животных:          

«Назови детеныша»

 «Кто у кого»

«Кого не стало»

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных:             

«Назови ласково»,

 «Большие – маленькие»

  • Образование предметов посуды:

«Что в чем» (сахар в сахарнице)

«Назови посуду» (конфетница, супница, солонка, перечница)

  • Образование приставочных глаголов:

       «Назови слова с разными приставками» (ехал – приехал, уехал)

       «Наоборот»  приехал – уехал, пришел – ушел

  • Образование глаголов от звукоподражательных слов: 

  «Кто как голос подает»

            -кря -кря –кря! Крякает!

             -ква –ква –ква! Квакает!

              -хрю –хрю –хрю!  Хрюкает!

  • Образование относительных прилагательных:

«Из чего что сделано»

«Какое варенье»

«Какой сок»

  «Какая каша»

  • Образование антонимов:

 «Наоборот»

  •  Образование притяжательных прилагательных:

«Чей, чья, чье, чьи?» (собачий хвост, лисья голова)

  • Образование глаголов совершенного вида:

«Делал – сделал» (писал – написал)

  1. Образование глаголов от существительных:

Звон – звонить

Жар – жарить

Лов — ловить

      11. Образование существительных от глаголов:

          кричать – крик

  1.     Образование существительных, обозначающие самок животных:

«У кого какая мама».

слон – слониха

заяц – зайчиха

  1.  Образование глаголов от названий профессий:

«Кто что делает» (строители – строят, повар — варит).

  1.  Образование существительных, названий профессий от существительных и глаголов :

           «Мы спортсмены» (катается на лыжах — лыжник; спортсменка, которая    прыгает,— прыгунья)

          «Кто служит в нашей армии?» (на ракете — ракетчик, в разведке -разведчик, на море — моряк и т. д.),

          «Назови профессию» (чинит часы — часовщик, играет на скрипке — скрипач, строит — строитель, проверяет билеты — билетер, играет на пианино — пианист).

  1. Образование слов способом основосложения:

«Назови машину одним словом» 

                Картофель чистит— картофелечистка,

                картофель сажает — картофелесажалка.

           (кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка)

            «Для чего нужна такая машина, почему ее так назвали?»             

               (Молоковоз, снегоочиститель,   вездеход, луноход).

              «Скажи одним словом»

                с красными щеками — краснощекий

                (овощехранилище, трудолюбивый, быстроходный)

  1.  Подбор определений:

«Придумай красивые слова»

  1. Подбор синонимов

 «Скажи по-другому»

«Скажи другим словом»

Метель – вьюга

Упал – шлепнулся

  1. Образование причастий

(девочка прыгает — прыгающая девочка; заяц бежит — бегущий заяц).

Словотворчество

        Так как словарный запас ребенка невелик и, не находя нужного слова, он придумывает его сам. Ребенок играет со словами как с кубиками, создавая различные причудливые конструкции.

        Это явление называется детским словотворчеством.

Самостоятельное словообразование

   1. Прибавление к корню «чужого» окончания:

— пургинки (снежинки);

— рваность (дырка);

— светло (свет): «на полу кусочек светла»»

—  помогание (помощь);

— правдун (говорящий правду);

— пахнота (запах);

— иметель (тот, кто имеет);

— страшность (страшное);

  • Синтетические слова»

ворунишка (вор и врунишка);

          — бананас (банан и ананас);

          — вкуски  (вкусные куски);

          — бабезьяна  (бабушка обезьяны);

     3. «Синтетические» глаголыи и прилагательные:

ледоколить («ледокол, он ледледоколит»);

почайпить («мы уже почайпили»);

огромадный» (огромный и громадный — «дом такой большой, просто 

                                                                                                     огромадный!»),

          — мапин («я — мапина дочка», т. е. я мамина и папина),

          — всехлюдная («это не твоя воспитательница, она всехлюдная!» — т. е. общая).

        Следовательно, можно сделать вывод о том, что овладение морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через словотворчество детей, через самостоятельное «искание» нужных форм слов.

        Для развития словотворчества можно использовать и прием договаривания детьми слов при чтении знакомой им художественной литературы.

        Так же необходимы игры творческого характера (придумать имя котенку, щенку, сказочному герою). Подобные задания в максимальной степени открывают свободу детскому речевому творчеству, способствуют воспитанию произвольности речи.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.