Конспект образовательной деятельности
« Рыбки в аквариуме»
Сидорова Татьяна Николаевна,
воспитатель ЧДОУ № 117 ОАО « РЖД»,
г. Пенза
Интеграция областей: «познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
- Закрепить знания детей об особенностях внешнего вида рыб, образа их жизни и правила ухода за ними. Дать информацию о новом обитателе (скалярии).
- Развивать речь, внимание, логическое мышление, творческое воображение.
- Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к живой природе.
Оборудование: аквариум с рыбками; банка со скалярией; сачок; цветные карандаши; альбомный лист с силуэтом рыбок без глаз, рта, плавников.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Дети играют в группе. Раздается стук в дверь, заходит Буратино. В руках у него банка с рыбкой, прикрытой салфеткой.
Буратино: Здравствуйте! Я к вам в гости пришел! Вы меня узнали?
Дети: Да!
Буратино: Как меня зовут?
Дети: Буратино!
Буратино: У меня есть подружка – Мальвина. Очень любознательная девочка. Вся такая маленькая и благоразумненькая. Она сказала мне, что у вас в детском саду живет рыбка – Красная шапочка. Смешная девчонка. Ну, как рыбка может жить в детском саду?! Здесь ведь нет ни речки, ни озер, банок и то нет. Где же ей жить-то?
Воспитатель: Буратино, я вынуждена тебя огорчить. Мальвина была права. Действительно, у нас в группе есть красивая рыбка – она называется Красная шапочка. А вот где она живет, ты узнаешь, отгадав загадку.
Посмотрите: дом стоит.
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы. (Аквариум).
Буратино (недоумевая):
Что за дом такой?
До краев водой налит.
И нет окошек.
Зачем он такой нужен?
Да еще прозрачный.
А жильцы – пловцы.
Вот беда, никак не пойму.
Где же живет рыбка?
(почесывает затылок)
Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Дети: Это аквариум.
Воспитатель: Стеклянный дом,
А в доме том
Во все концы
Снуют жильцы.
Рыбка живет в аквариуме. Как вы думаете, стеклянный аквариум — это хорошо?
Ответы детей: Да. Через стекло видим, как плавает рыбка, как она играет. Видим, какая чистая вода в нем. В аквариуме много места. Там тепло. В нем светло. Стекло пропускает свет.
Воспитатель: Но стеклянный аквариум это и плохо. Что плохого в том, что аквариум стеклянный?
Ответы детей: Он может разбиться. Его нельзя перемещать, потому что он тяжелый. Из аквариума может вылиться вода. Без воды умрут наши рыбки.)
Воспитатель: Правильно.
Буратино: Ребята, какая красивая у вас рыбка. Кто ее мне опишет.
Ответы детей: Эта рыбка. Зовут ее Красная шапочка. Тело у нее овальной формы, покрыто чешуей.Чешуя похожа на прозрачные монетки. На голове у рыбки красный нарост, поэтому и называют рыбку Красной шапочкой.Она любит плавать.
Буратино: Расскажите, как вы ухаживаете за Красной шапочкой.
(Доливаем в аквариум воды)
Буратино: Да это же просто.Взял, открыл кран и налил воды из-под крана.
Ответы детей: Нет. Воду надо отстоять в течении двух суток, чтобы все вредные газы улетучились и , чтобы вода стала комнатной температуры.
Буратино: А еще как ухаживаете?
Ответы детей: Протираем стекло. Кормим ее.
Буратино: А чем вы ее кормите?
Воспитатель: Сухим кормом.
Буратино: Это же просто. Взял корма, насыпал целую кормушку и рыбка сыта.
Воспитатель: А много корма в кормушке – это хорошо или плохо?
Ответы детей: Плохо. Рыб нельзя перекармливать, рыбка может умереть. Вода в аквариуме может помутнеть, стать грязной. Рыбке будет плохо жить в таком аквариуме. Еще мы сажаем водоросли.
Воспитатель: Водоросли в аквариуме – это хорошо?
Ответы детей: Да. Они дают кислород рыбкам для дыхания. Рыбки за ним могут спрятаться. Они служат им кормом.
Буратино: Здорово, посадил раз водоросли и корм готов.
Воспитатель: Что плохого, что водоросли в аквариуме?
Ответы детей: Рыбки могут запутаться в них. Водоросли затемняют аквариум. Становится тесно рыбкам. Им негде плавать.
Буратино: Ребята, не так просто содержать рыб.
Воспитатель: Да, Буратино, это сложное, но интересное занятие. Надо много знать о рыбах. А теперь давайте немножко поиграем. Представьте, что наша группа – большой чистый пруд. А вы – рыбки.
Физкульт минутка
«Рыбка плавала в пруду»
Рыбка плавала в пруду, (ладошки вместе, движение рыбки)
Хвостиком виляла
Корм глотала на ходу (мизинцем изображаем открывание рта)
Ротик открывала
Лягушонок мимо плыл (руки в стороны,
Щеки раздувая. показать округлые формы щек)
Ножкой дрыгал влево – вправо (откинуть левую ногу влево, правую —
Устали не зная вправо)
Уж шуршал по камышам (собрать пальцы в щепотку, сделать
волнообразное движение рукой)
Камыши шумели (руки поднять вверх, покачать ими)
И над всеми в небесах (указательным пальцем показать вверх)
Птицы звонко пели (взмахнуть руками).
Воспитатель: Буратино, а что у тебя в руках? Что ты прячешь под салфеткой?
Буратино: Это моя любимая рыбка. Мне ее недавно подарили. Я с ней не расстаюсь, ношу ее в банке.
Воспитатель: Дети, хорошо ли рыбке в банке?
Ответы детей: Нет. Рыбке плохо. Места мало, Воды быстро испаряется, Воздуха мало, Ей скучно одной.
Буратино: Теперь я понял, почему у меня рыбка грустная. Подарю-ка я ее вам.
(В это время в кармане зазвонил телефон. Буратино достал его)
Буратино: Ой, ребята, оказывается мне пора. Урок у меня начинается скоро: Мальвина не любит, когда я опаздываю. Надеюсь, что рыбке будет у вас хорошо. Я к вам непременно приду. Навещу свою рыбку. До свидания.
Ответы детей: До свидания.
Воспитатель: Представьте, что вы рыбки. Быть рыбкой хорошо или плохо?
Ответы детей: Хорошо. Можно купаться в воде долго. Прятаться за водорослями. Человек рыб покормит.
Воспитатель: Рыбкой быть плохо?
Ответы детей: Да. Может остаться без корма. Зависит от человека. Может запутаться в водорослях. Ее может съесть большая рыба. Рыбак может поймать рыбку.
Воспитатель: А теперь все рыбки поплыли между камушками и спрятались за ними.
И вот мы снова ребята. Каждый возьмите свой стульчик и аккуратно поставьте его к аквариуму.
Воспитатель: Ребята, Буратино подарил нам рыбку. Посмотрим на нее: нравится ли она вам?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Рыбка очень красивая. Она называется Скалярия.
Воспитатель: Давайте рассмотрим скалярию и сравним ее с Красной шапочкой.
Воспитатель: Посмотрите на рыбок. Чем еще похожи рыбки. Обе они живут в воде. И у Красной шапочки и у скалярии тело покрыто чешуей.
Ответы детей: У них есть глаза, рот. Есть плавники на спине, живот, хвост.
Воспитатель: Чем эти две рыбки отличаются друг от друга? Какой формы тело у Красной шапочки?
Дети: Овальное.
Воспитатель: А у скалярии?
Дети: Треугольное.
Воспитатель: Тело у скалярии треугольной формы. Какого цвета чешуя у Красной шапочки?
Дети: Белого.
Воспитатель: Какого цвета чешуя у скалярии?
Дети: Белого и черного.
Воспитатель: Окраска у рыб разная – одноцветная у Красной шапочки и двухцветная у скалярии. Какой плавник на хвосте у Красной шапочки?
Дети: Длинный.
Воспитатель: Правильно, плавник у него не такой, как у скалярии. Он так и называется свисающий. Плавник у скалярии треугольной формы. Чем не похожи рыбки?
Ответы детей: Они разной величины. Тело у них разной формы. Чешуя разного цвета. Хвосты разной величины.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась рыбка?
Ответы детей: Да. Она красивая, шустрая.
Воспитатель: И мне она тоже очень понравилась. Так и хочется взять ее в руки. Можно рыбок брать в руки?
Ответы детей: Нет. Может испугаться. Может умереть. Без воды не может жить.
Воспитатель: Ей скучно и одиноко в банке. Посмотрите, какими грустными глазками она смотрит на нас. Как ей помочь? Перельем из банки в аквариум.
Ответы детей: Нельзя. Рыбка может испугаться.
Воспитатель: Под давлением она может действительно умереть.
Что же нам делать?
Ответы детей: Рыбку нужно поймать сачком. И отпустить в аквариум.
Воспитатель: Я поднесу банку ближе к аквариуму, сачком поймаю скалярию. Осторожно отпущу ее в воду (аквариум). Пусть рыбка привыкает к нашему аквариуму. Давайте не будем ей мешать. Я приготовила для вас сюрприз. Подойдите к этому столу и сядьте на стульчики.
А теперь переверните все свои листочки, которые лежать перед вами. Кого вы видите?
Дети: Рыбку.
Воспитатель: Рисуйте. А вечером вы покажите свои рисунки родителям и расскажите о новой рыбке, которая поселилась в нашем аквариуме.
Дети садятся за стол и дорисовывают детали.