Рыбки в аквариуме

Конспект образовательной деятельности

« Рыбки в аквариуме»

 

                                    Сидорова Татьяна Николаевна,

                              воспитатель ЧДОУ № 117 ОАО « РЖД»,

                          г. Пенза

 

Интеграция областей: «познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

  1. Закрепить знания детей об особенностях внешнего вида рыб, образа их жизни и правила ухода за ними. Дать информацию о новом обитателе (скалярии).
  2. Развивать речь, внимание, логическое мышление, творческое воображение.
  3. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к живой природе.

Оборудование: аквариум с рыбками; банка со скалярией; сачок; цветные карандаши; альбомный лист с силуэтом рыбок без глаз, рта, плавников.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Дети играют в группе. Раздается стук в дверь, заходит Буратино. В руках у него банка с рыбкой, прикрытой салфеткой.

Буратино: Здравствуйте! Я к вам в гости пришел! Вы меня узнали?

Дети: Да!

Буратино: Как меня зовут?

Дети: Буратино!

Буратино: У меня есть подружка – Мальвина. Очень любознательная девочка. Вся такая маленькая и благоразумненькая.  Она сказала мне, что у вас в детском саду живет рыбка – Красная шапочка.  Смешная девчонка.  Ну, как рыбка может жить в детском саду?! Здесь ведь нет ни речки, ни озер, банок и то нет. Где же ей жить-то?

Воспитатель: Буратино, я вынуждена тебя огорчить. Мальвина была права. Действительно, у нас в группе есть красивая рыбка – она называется Красная шапочка. А вот где она живет, ты узнаешь, отгадав загадку.
Посмотрите: дом стоит.

До краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы. (Аквариум).

Буратино (недоумевая):
Что за дом такой?
До краев водой налит.
И нет окошек.
Зачем он такой нужен?
Да еще прозрачный.
А жильцы – пловцы.
Вот беда, никак не пойму.
Где же живет рыбка?
(почесывает затылок)
Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Дети: Это аквариум.

Воспитатель: Стеклянный дом,
А в доме том
Во все концы
Снуют жильцы.
Рыбка живет в аквариуме. Как вы думаете, стеклянный аквариум — это хорошо?

Ответы детей: Да. Через стекло видим, как плавает рыбка, как она играет. Видим, какая чистая вода в нем. В аквариуме много места. Там тепло. В нем светло. Стекло пропускает свет.

Воспитатель: Но стеклянный аквариум это и плохо. Что плохого в том, что аквариум стеклянный?

Ответы детей: Он может разбиться. Его нельзя перемещать, потому что он тяжелый. Из аквариума может вылиться вода. Без воды умрут наши рыбки.)

Воспитатель: Правильно.

Буратино: Ребята, какая красивая у вас рыбка. Кто ее мне опишет.

Ответы детей: Эта рыбка. Зовут ее Красная шапочка. Тело у нее овальной формы, покрыто чешуей.Чешуя похожа на прозрачные монетки. На голове у рыбки красный нарост, поэтому и называют рыбку  Красной шапочкой.Она любит плавать.

Буратино: Расскажите, как вы ухаживаете за Красной шапочкой.
(Доливаем в аквариум воды)

Буратино: Да это же просто.Взял, открыл кран и налил воды из-под крана.

Ответы детей: Нет. Воду надо отстоять в течении двух суток, чтобы все вредные газы улетучились и , чтобы вода стала комнатной температуры.

Буратино: А еще как ухаживаете?

Ответы детей: Протираем стекло. Кормим ее.

Буратино: А чем вы ее кормите?

Воспитатель: Сухим кормом.

Буратино: Это же просто. Взял корма, насыпал целую кормушку и рыбка сыта.

Воспитатель: А много корма в кормушке – это хорошо или плохо?

Ответы детей: Плохо. Рыб нельзя перекармливать, рыбка может умереть. Вода в аквариуме может помутнеть, стать грязной.  Рыбке будет плохо жить в таком аквариуме. Еще мы сажаем водоросли.

Воспитатель: Водоросли в аквариуме – это хорошо?

Ответы детей: Да. Они дают кислород рыбкам для дыхания. Рыбки за ним могут спрятаться. Они служат им кормом.

Буратино: Здорово, посадил раз водоросли и корм готов.

Воспитатель: Что плохого, что водоросли в аквариуме?
Ответы детей: Рыбки могут запутаться в них. Водоросли затемняют аквариум. Становится тесно рыбкам. Им негде плавать.

Буратино: Ребята, не так просто содержать рыб.

Воспитатель: Да, Буратино, это сложное, но интересное занятие. Надо много знать о рыбах. А теперь давайте немножко поиграем. Представьте, что наша группа – большой чистый пруд. А вы – рыбки.

Физкульт минутка

«Рыбка плавала в пруду»

Рыбка плавала в пруду,           (ладошки вместе, движение рыбки)
Хвостиком виляла

Корм глотала на ходу         (мизинцем изображаем открывание рта)
Ротик открывала

Лягушонок мимо плыл                         (руки в стороны,
Щеки раздувая.                                     показать округлые формы    щек)

Ножкой дрыгал влево – вправо   (откинуть левую ногу влево, правую —
Устали не зная                                            вправо)

Уж шуршал по камышам     (собрать пальцы в щепотку, сделать
волнообразное движение рукой)

Камыши шумели                 (руки поднять вверх, покачать ими)
И над всеми в небесах       (указательным пальцем показать вверх)

Птицы звонко пели            (взмахнуть руками).

Воспитатель: Буратино, а что у тебя в руках? Что ты прячешь под салфеткой?

Буратино: Это моя любимая рыбка. Мне ее недавно подарили. Я с ней не расстаюсь, ношу ее в банке.

Воспитатель: Дети, хорошо ли рыбке в банке?

Ответы детей: Нет. Рыбке плохо. Места мало, Воды быстро испаряется, Воздуха мало, Ей скучно одной.

Буратино: Теперь я понял, почему у меня рыбка грустная. Подарю-ка я ее вам.

(В это время в кармане зазвонил телефон. Буратино достал его)

Буратино: Ой, ребята, оказывается мне пора. Урок у меня начинается скоро: Мальвина не любит, когда я опаздываю. Надеюсь, что рыбке будет у вас хорошо. Я к вам непременно приду. Навещу свою рыбку. До свидания.

Ответы детей: До свидания.

Воспитатель: Представьте, что вы рыбки. Быть рыбкой хорошо или плохо?
Ответы детей: Хорошо. Можно купаться в воде долго. Прятаться за водорослями. Человек рыб покормит.

Воспитатель: Рыбкой быть плохо?

Ответы детей: Да. Может остаться без корма.  Зависит от человека. Может запутаться в водорослях. Ее может съесть большая рыба. Рыбак может поймать рыбку.

Воспитатель: А теперь все рыбки поплыли между камушками и спрятались за ними.
И вот мы снова ребята. Каждый возьмите свой стульчик и аккуратно поставьте его к аквариуму.

Воспитатель: Ребята, Буратино подарил нам рыбку. Посмотрим на нее: нравится ли она вам?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Рыбка очень красивая. Она называется Скалярия.

Воспитатель: Давайте рассмотрим скалярию и сравним ее с Красной шапочкой.

Воспитатель: Посмотрите на рыбок. Чем еще похожи рыбки. Обе они живут в воде. И у Красной шапочки и у скалярии тело покрыто чешуей.

Ответы детей: У них есть глаза, рот. Есть плавники на спине, живот, хвост.

Воспитатель: Чем эти две рыбки отличаются друг от друга? Какой формы тело у Красной шапочки?

Дети:  Овальное.

Воспитатель: А у скалярии?

Дети:  Треугольное.

Воспитатель: Тело у скалярии треугольной формы. Какого цвета чешуя у Красной шапочки?

Дети:  Белого.

Воспитатель:  Какого цвета чешуя у скалярии?

Дети:  Белого и черного.

Воспитатель: Окраска у рыб разная – одноцветная у Красной шапочки и двухцветная у скалярии. Какой плавник на хвосте у Красной шапочки?

Дети:  Длинный.

Воспитатель: Правильно, плавник у него не такой, как у скалярии. Он так и называется свисающий. Плавник у скалярии треугольной формы. Чем не похожи рыбки?

Ответы детей: Они разной величины. Тело у них разной формы. Чешуя разного цвета. Хвосты разной величины.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась рыбка?

Ответы детей: Да. Она красивая, шустрая.

Воспитатель: И мне она тоже очень понравилась. Так и хочется взять ее в руки. Можно рыбок брать в руки?

Ответы детей: Нет. Может испугаться. Может умереть. Без воды не может жить.

Воспитатель: Ей скучно и одиноко в банке. Посмотрите, какими грустными глазками она смотрит на нас. Как ей помочь?  Перельем из банки в аквариум.
Ответы детей: Нельзя. Рыбка может испугаться.

Воспитатель: Под давлением она может действительно умереть.
Что же нам делать?

Ответы детей: Рыбку нужно поймать сачком. И отпустить в аквариум.

Воспитатель: Я поднесу банку ближе к аквариуму, сачком поймаю скалярию.  Осторожно отпущу ее в воду (аквариум). Пусть рыбка привыкает к нашему аквариуму. Давайте не будем ей мешать. Я приготовила для вас сюрприз. Подойдите к этому столу и сядьте на стульчики.
А теперь переверните все свои листочки, которые лежать перед вами. Кого вы видите?

Дети: Рыбку.

Воспитатель: Рисуйте. А вечером вы покажите свои рисунки родителям и расскажите о новой рыбке, которая поселилась в нашем аквариуме.

Дети садятся за стол и дорисовывают детали.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.