Сценарий трудовой акции
«Самая чистая группа»
для детей младшего дошкольного возраста
Струнникова Ольга Александровна,
Крук Наталья Михайловна,
Мельникова Вера Григорьевна,
воспитатели МБДОУ № 57,
г. Мурманск
Цель проведения — формирование у детей младшего дошкольного возраста желания участвовать в посильном труде, умения преодолевать небольшие трудности.
Акция проводится с участием воспитанников младшегодошкольного возраста, родителей, педагогов
Акция проводится в несколько этапов:
— организационный (подготовительный) этап
— практический этап
— подведение итогов, награждение
Условиями проведения Акции являются следующие положения:
— необходимо учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. Дети выполняют только посильную работу. Проводится труд рядом;
— обеспечивать четкий и грамотный показ детям приемов работы;
— воспитатель подчеркивает значимость результата: «Мы все вместе убирали игрушки, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло, уютно и красиво!»;
— воспитатель обязательно оценивает трудовые усилия детей: «Спасибо, вы мне здорово помогли. Вы так быстро справились с работой. Значит, работали дружно и слаженно».
— в содержание трудовой деятельности будет входить выполнение поручений: расстановка игрушек, раскладывание книг и другого игрового оборудования, находящегося в группе. В совместной с воспитателем деятельности детипосле показа взрослым будут убирать «мусор» с ковра с помощью щёток-швабр, совочков и игрушки-пылесоса. Данные поручения будут даваться небольшой группе детей (4-5 человек)
Этапы подготовки и проведения трудовой акции
«Самая чистая группа»
I этап – организационный (подготовительный)
Дата, форма проведения, задачи:
В течение 5 дней, предшествующих началу Акции – подготовка к Открытию Акции:
— создать условия для возникновения у воспитанников и родителей мотивации включения в деятельность трудовой акции;
— оказывать психолого-педагогическую поддержку семье в решении вопросов по трудовому воспитанию детей.
Деятельность педагогов:
— изучение методической литературы («Трудовое воспитание в детском саду» Л.В. Куцакова, с. 39-44, 51–52);
— оповещение участников о начале проведения трудовой акции;
— ознакомление родителей с содержанием труда в детском саду и семье, использование разнообразных форм педагогического просвещения (информация на стендах, папках-передвижках по трудовому воспитанию детей, например, «Убираем вместе», «Как научить убираю игрушки» и др.);
— организация и проведение образовательных ситуаций;
— внесение щёток-швабр, совочков, новой игрушки пылесос, рассматривание, показ воспитателя действий с ним.
Деятельность детей (совместная со взрослым, самостоятельная):
— наблюдение за трудом младшего воспитателя;
— дидактические игры «Что хочет делать Маша?»: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, оборудовании, необходимых для работы ( Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014., с. 106).
-проведение образовательных ситуаций по темам «Уборка игрушек» работы (Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014., с.77-78);
— слушание (повтор за воспитателем) четверостиший «Ну, теперь за дело дружно – Убирать игрушки нужно, Убирать и не ломать, Завтра будем вновь играть»; «Мы с игрушками играли, Их на место убирали. Кто любит трудиться – работы не боится».
— Рассматривание щёток-швабр, совочков, игрушечного пылесоса, самостоятельная деятельность с оборудованием.
Деятельность родителей:
— ознакомление с консультативными материалами по теме Акции.
— Родители организуют дома элементарные трудовые поручения, привлекая своих детей (убирают игрушки, книги, расставляя в предназначенное в семье место (короб, шкаф, корзина, полка…), протирают влажной тряпкой стол, полку…, убирают мусор в корзину для мусора, переодевают кукол, отбирают по просьбе родителей определённые игрушки, книги для дальнейшей игры (другой деятельности) с ними.
— Родители фотографируют (видеосъёмка по желанию) организованную деятельность, готовясь к оформлению фото (видео) отчётов.
II этап – практический
Дата, форма проведения, задачи:
Первый день – Открытие Акции «Добро пожаловать к нам в гости, Снеговичок!» и проведение первого дня «День уборки игрушек»
Второй день – Проведение второго дня «День чистки ковра».
— стимулировать детей к выполнению поручений по уборке группового помещения;
— учить выполнять порученное дело до конца, соблюдать порядок, трудиться совместно, рядом, общаться в процессе деятельности, действовать в соответствии с заданием, помогая взрослым и сказочному герою.
-воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться.
Деятельность педагогов:
— проведение мероприятия в соответствии с кратким содержанием (смотри ниже);
— формирование фото- и видеоотчетов о проделанной работе.
Деятельность детей (совместная со взрослым, самостоятельная):
— выполнение заданий от Снеговичка в соответствии с планом трудовой деятельности в течение двух дней.
Деятельность родителей:
— формирование фото- и видеоотчетов о проделанной работе.
— предоставление семейных фото на тему «Наш ребёнок – наш помощник».
Краткое содержание «Дня уборки игрушек»:
Появление сказочного героя – Снеговичка. Снеговичок призывает детей подготовить группу к Новому году, так как вскоре Дед Мороз придёт к детям самой чистой группы в детском саду. Воспитатель поддерживает Снеговичка, говорит о том, что дети очень любят свою группу и хотят, чтобы она была самой чистой к встрече Нового года и Деда Мороза.
В группе звучит музыка вьюги. Воспитатель вместе с детьми входит в группу и обращает внимание детей на то, что в группе побывала Вьюга (залетела в открытое окошко) и перепутала местами игрушки. Но все дети и взрослые любят порядок и знают, где они стоят: «Давайте расставим все на места. Соня уберет посуду на кухню, Алина отнесет конструктор на полку, Миша расставит книги в книжном уголке и т.д.».
В заключении Снеговичок эмоционально поощряет детей: «Вы все вместе убирали игрушки, навели порядок в группе. Как у вас стало красиво, все игрушки и книги стоят на своих местах! Я очень хочу у вас ещё гостить и играть с вами, готовится к новогодней ёлке!».
Воспитатель обращается к детям: «Снеговику очень понравился порядок в нашей группе и он хочет с нами станцевать».
Танец «Пяточка, носочек …».
Благодарит детей и уходит, обещая прийти завтра.
Краткое содержание «День чистки ковра»:
Под веселую музыку в группу входит Снеговичок, здоровается с детьми. Воспитатель вместе с детьми приветствуют его и обращает внимание всех присутствующих на то, что в группе опять побывала Вьюга и запорошила снежными комками и снежинками ковёр. Рассматривание «непорядка».
Снеговичок включается в рассматривание, «журит» Вьюгу: «Ах Вьюга, ах, проказница. Навела непорядок ребятишкам в группе: засыпала снегом красивый ковёр. Что же делать?».
Ответы детей.
Воспитатель: как же нам почистить ковер? Посмотрите, что у нас есть!
Рассматривают щётки-швабры, совочки. Воспитатель проводит показ действий с данным инвентарём. Даёт указания, что убирать с помощью щёток-швабр и совка возможно только крупный мусор.
Вместе с детьми проводит «уборку», помогая им.
Воспитатель обращает внимание на оставшийся мелкий мусор.
Обращается к детям: Ребята, как вы думаете, какой электрический прибор из дома поможет убрать мелкий мусор с ковра?
Ответы детей.
Дети по очереди чистят ковёр при помощи игрушечного пылесоса.
В процессе трудовой деятельности воспитатель постоянно поощряет детей, организует поочерёдное выполнение трудовых действий.
По окончании уборки Снеговичок обращается к детям: «Как чисто стало в группе. Игрушки все по местам, кругом порядок, на ковре чисто. Ай, да ребятишки, ай, да молодцы! Дед Мороз будет доволен.»
III этап – итоговый
Дата, форма проведения, задача:
Второй день – Закрытие Акции, подведение итогов, осмысление:
Формировать у детей рефлексию к проделанной трудовой деятельности.
Воспитатель обращается к детям:
— Как приятно, когда вокруг порядок. Мы с игрушками играли, Их на место убирали. Кто любит трудиться – Работы не боится.
(Примерные вопросы для рефлексии детей):
— Понравилось вам трудиться?
— Наша группа какая стала? (самая чистая…)
— Понравится наша чистая группа Деду Морозу?
Далее вступает Снеговичок, хвалит детей, их желание трудиться помогать взрослым, Снеговичку, друг другу.
Говорит о том, что родители детей прислали ему фотографии, как дети трудятся, помогают родителям дома. Хотите посмотреть, вспомнить?
Рассматривают фотографии.
В заключении Снеговик дарит снежинки для украшения группы к празднованию Нового года.
Танец «Пяточка, носочек …».