Конспект образовательной деятельности
«Скоро в школу!»
для детей подготовительной к школе группы
Малик Галина Анатольевна,
учитель-логопед
ГКДОУ №34 «Золотой петушок»
г. Невинномысск
Коррекционно-образовательные цели. Закрепить: навык составления предложения по опорным словам и схемы предложения по сюжетной картинке ; пространственные отношения, выраженные предлогами: в, на, под ,с , из, из-за, из-под, за, между, над и правильное использование предлогов в речи ; умение правильно образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные ; навык владения слоговым и звуко-буквенным анализом ; умение составлять предложения, правильно согласовывая при этом числительные, прилагательные и существительные в косвенных падежах умение грамматически правильно строить 4- 5 словные предложения; умение понимать главное в рассказе и составлять условие задачи по данному тексту.
Коррекционно -развивающие цели. Развивать речевую активность, зрительное и слуховое внимание и восприятие, наблюдательность, мышление.
Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Картинки с изображением героев мультфильма, сюжетные картинки для работы с предложением, карточки — символы предлогов, предметные картинки, фишки, буквы для звуко-буквенного анализа, карточки-символы для составления схемы предложения, цветные конверты, картинки с цифрами.
Предварительная работа. Чтение книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот».
Ход образовательной деятельности:
1.Оргмомент.
Логопед. Дети, вы любите мультфильмы? Я тоже их очень люблю. А какие вам больше всего нравятся? На какого героя вы бы хотели быть похожим? Почему? Сегодня я вас приглашаю на встречу с героями мультфильма, которые живут в деревне Простоквашино. Вы узнали их? (На доске выставляются картинки с изображением героев мультфильма). Кто же они? (Дети называют героев).
2.Введение в тему.
Логопед. Садитесь на стульчики, я вам расскажу про них маленькую историю.
Друг кота Матроскина и Шарика дядя Фёдор идёт в школу. Вот Шарик и Матроскин заспорили: что такое школа? Матроскин говорит: «Школа — это сплошное веселье и никаких забот». А Шарик вздохнул: «Нет, школа — это тяжёлый труд». Кто же прав? Как вы думаете, в школе легко учиться или трудно? (Ответы детей)
Логопед. Конечно, в школе учиться нелегко. Но если вы будете внимательными, сосредоточенными, будете думать, размышлять, внимательно слушать и выполнять всё, что говорит учитель, то вам будет учиться совсем не трудно, а очень интересно.
Но прежде, чем пойти в школу надо многое знать и уметь. Наши герои приготовили для вас задания, которые находятся в цветных конвертах. Попробуем их выполнить?
3. Работа по теме.
1) Работа с предложением.
Логопед. Света, возьми красный конверт.
В этом конверте задания, которые придумал для вас Матроскин:
А. Подумайте и составьте из слов предложения:
на, висят, ветках, яблоки
охотились, на, уток, диких, охотники
рыжая, спать, в, белка, дупло
варенье, спелая, из, варить, малина
Б. Достаньте из «Чудесного мешочка» картинку. Пожалуйста, придумайте по вашей картинке предложение и выложите с помощью карточек-символов его схему. (Дети выполняют задание. Логопед просит некоторых детей озвучить своё предложение.)
2) Работа с предлогами.
Логопед просит другого ребёнка взять синий конверт.
Логопед. Это задание от Галчонка. Он просит вас научить его пользоваться в речи предлогами. Поможем ему?
А. Поиграем в игру. Я в предложении пропускаю предлог, а вы вставьте тот, который подходит:
Папа приехал … Москвы.
Картина висит … диваном.
Гости вышли … стола.
И т.д.
Б. Говорят ли так? Если нет, скажите правильно:
Сок выпили со стакана.
Мальчик вышел из двери.
Книгу взяли от стола.
И т.д.
В. Придумайте предложение с этими предлогами ( логопед показывает карточки-символы предлогов «из-под», «по», «между».)
(Логопед хвалит детей за правильное выполнение задания.)
3) Работа с притяжательными прилагательными.
Логопед просит следующего ребёнка взять зелёный конверт.
Логопед. В этом конверте задание от Шарика. Ребята, Шарик не только любит снимать своим фоторужьём животных, но и рисовать их. Посмотрите, какое фантастическое животное он нарисовал. (Логопед показывает картинку, на которой нарисовано необычное животное с частями тела других животных)
Скажите, части тела каких животных вы в нём видите:
Чьё туловище?…(черепашье)
Чей хвост?…( крокодилий)
Чья шея?…(жирафья) и т.д.
Физкультминутка.
Логопед. Дети, а теперь давайте немного отдохнем и покачаемся на качелях. (Логоритмическое стихотворение.)
На качелях.
Кач-кач-кач — летят качели. (Ритмично покачивают руками внизу из стороны в сторону.)
Так захватывает дух! (Поднимают руки резко вверх.)
Все сильнее бьется сердце:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Ритмично постукивают кулачками.)
Вверх и вниз и снова к солнцу. (Поднимают руки вверх-вниз, сгибаются.)
Словно птица ты летишь. (Ритмично взмахивают руками.)
Выше, выше, выше, выше! —
Вновь товарищам кричишь. (Ритмично поднимают руки перед собой снизу вверх.)
4) Слоговой и звуко-буквенный анализ слов.
Логопед. Новое задание от почтальона Печкина. Получите посылку. (Логопед просит развязать её и посмотреть, что в ней лежит.)
В посылке письма для каждого из вас. На конвертах звуковая схема ваших имён. По звуковой схеме найдите каждый свой конверт и достаньте то, что в нем находится. (Дети находят по звуковой схеме конверт со своим именем и достают из него предметную картинку.)
Пожалуйста, выложите звуковую схему вашего слова, определяя гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, обозначьте колокольчиком каждый согласный звук, определяя его по звонкости-глухости, посчитайте количество слогов в слове, поставьте ударение и выложите слово буквами из волшебных кубиков.
(Дети выполняют задание. По мере выполнения — логопед проверяет и дает оценку.)
5) Работа над связной речью.
А. Логопед. Следующие задание вам приготовил Дядя Федор. Дядя Федор любит придумывать разные интересные истории, а потом рассказывать их своим друзьям. Сегодня он вам предлагает по рассказу, который он сочинил, составить задачу. Помните, что в задаче есть условие и вопрос.
(Логопед зачитывает 3-4 рассказа, а дети по ним составляют задачи:
1.Наступило лето. На лугу было много цветов. Над ними кружилось пять пчелок. Вот они сели на ромашку, чтобы собрать нектар. Тут же к ним подлетели еще две пчелки и опустились рядом. Пчелки собирали нектар и не жадничали.
(На ромашке сидели 5 пчелок. К ним прилетели еще 2 пчелки. Сколько всего стало пчелок?)
2. Маша с Витей ходили в лес за грибами. Оно набрали восемь грибов. В их корзинке было шесть сыроежек, а остальные- рыжики. Всю корзинку с грибами они отдали маме. Мама сварила вкусный грибной суп.
(Всего в корзинке было 8 грибов. Из них 6 сыроежек. Сколько рыжиков было в корзинке?)
3. Ежик готовился к зиме. Он перетаскивал яблоки к себе в норку. Нацепил на иголки десять яблок и пошел. Путь к норке был довольно долгим, ежик не выдержал и съел два яблочка. Когда ежик пришел домой, он аккуратно сложил яблоки в уголок.
(У ежика было 10 яблок. 2 яблока ежик съел. Сколько яблок осталось у ежика?)
Б. Логопед. Дети, вам нравятся наши герои? Я думаю, что вы им тоже понравились, так как очень старались и поэтому справились со всеми заданиями. Давайте нашим героям на память о нашей встрече подарим подарки. Подумайте и скажите, кому вы подарите, что и для чего.
(Дети выполняют задание.)
6) Согласование числительных с прилагательным и существительным в косвенных падежах.
Логопед. Ну, а первого сентября вы пойдете в школу также как и Дядя Федор и обязательно с цветами для своей первой учительнице. (Раздаются предметные картинки с изображением цветов и цифр.)
— Скажи, Света, из чего будет твой букет?
(-Мой букет будет из пяти красных роз.)
— Слава, с чем ты пойдешь в школу?
(- Я пойду в школу с семью голубыми колокольчиками.)
— Что, Катя, ты будешь держать в руке?
(- Я буду держать в руке девять фиолетовых астр.)
4. Заключительная часть.
Логопед. Дети, вы сегодня справились со всеми заданиями, которые вам предлагали наши герои и я думаю, что вы будете самыми лучшими учениками и в школе, вам будет учиться очень интересно. Счастливой дороги в мир знаний!
Список литературы:
1) Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Л.Н.Ефименкова — Москва «Просвещение» 1991 — С.81-82, 52-63.
2) Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения Е.А.Алябьева — Москва.:ТЦ Сфера, 2010. С.61.