Конспект по развитию связной речи для детей с ТНР
«Снежинки для Дюймовочки»
в старшей логопедической группе
Афанасьева Валерия Андреевна,
учитель-логопед МБДОУ г. Мурманска № 73
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
- Расширить, уточнить и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по сюжетным картинкам.
- Развить интерес, произвольное внимание, зрительную и словесно – логическую память, логическое мышление.
- Стимулировать мыслительную и речевую активность, упражнять в выборе правильных вариантов ответов.
Оборудование: Снежинка, вырезанная из фланели, серия сюжетных картин по тексту, мяч, стакан с водой, карточки (главное слово, слово-действие)
Ход занятия:
Организационный момент
-Ребята, добрый день, сейчас предлагаю вам подойти к своим стульчикам, мы начинаем занятие. И сейчас, кто выполнит очень интересное задание, слушайте.
Задание 1 «Назови ласково»
-Сядет на свой стульчик тот, кто назовет ласково:
Снег- снежок;
Зима- зимушка;
Сугроб-сугробик;
Елка- ёлочка;
И пр.
-Какие вы молодцы, так хорошо справились с заданием.
Объявление темы занятия
В Новый год приходит сказка,
В Новый год нас чудо ждет.
Не шуми, метель, напрасно,
Праздник всё равно придет!
-Дети, а какой праздник к нам скоро придет?
-Новый год!
-Правильно, Новый год – это самый чудесный, сказочный праздник. Это праздник доброты, радости и в то же время, таинственности и сказочности.
И в Новый год происходят чудеса – все получают подарки. И вот наша девочка Дюймовочка, тоже будет получать подарок от своего друга Незнайки.
На доску вывешиваются картинки
-А сейчас я вам расскажу интересную историю.
Чтение рассказа наизусть
Это было зимой. Приближался праздник Новый Год. Все дарили друг другу подарки. Незнайка тоже решил подарить Дюймовочке подарок. Незнайка вышел на улицу. С неба падали крупные, красивые снежинки.
1 картинка: Незнайка снял шляпу и долго-долго стоял на морозе. Незнайка набрал много красивых снежинок.
2 картинка: Он понес их Дюймовочке домой. Дюймовочка стояла около ёлки и ждала подарка от Незнайки.
3 картинка: Радостный Незнайка перевернул шляпу. Но вместо снежинок из шляпы полилась вода. Забыл Незнайка, что снежинки в комнате тают.
Работа по тексту (добиваемся полных ответов)
1.Ребята, а кто главный герой в рассказе?
-Незнайка, он на каждой картинке
2. А когда эта история произошла?
Зимой или летом?
-Зимой. (а докажи, что зимой?)
3.Какой подарок решил сделать Незнайка Дюймовочке?
-Снежинки.
4.А во что он собирает снежинки?
В кепку? В шапку? В шляпу?
5.А где Дюймовочка ждала Незнайку?
-Она была дома и ждала его около ёлки.
6.Откуда взялась вода в шляпе?
-Снежинки растаяли. А почему они растаяли?
7. Почему Незнайка расстроился?
-У Незнайки не получилось подарка.
Физминутка
Кружатся снежинки- дети кружатся вокруг себя;
В воздухе морозном – медленно приседают;
Падают на землю,
Кружевные звезды – сверху вниз опускаем руки;
Вот она упала –
На мою ладошку – показываем ладошку;
Ой, не тай снежинка,
Подожди немножко.
Работа со словарем
Угадайте загадку:
-Что за звездочка такая на пальто и на платке, вся сквозная, вырезная, а возьмёшь –вода в руке.
-А какая снежинка?
На доску вешаем снежинку.
Пушистая, серебряная, красивая, снежная, зимняя, ледяная, хрупкая, холодная, легкая и пр.
А давайте сейчас вспомним все-все слова-действия?
Покажем и проговорим их:
1.Незнайка на улицу (что сделал?)
-Вышел;
2.Шляпу с головы (что сделал?)
-Снял;
3.Снежинки с неба (что делают?)
-Кружат и падают;
4.Дюймовочка у ёлки (что делала?)
-Стояла и ждала.
А давайте подберем слова-действия?
Показывай: Незнайка (перевернул) шляпу и вода (полилась)
Еще раз рассказываем историю
-А теперь ребята, ваша очередь рассказать мне ее, я вам обязательно помогу.
Спасибо большое вам за занятие, вы большие молодцы!