Современные типы и методы речевого взаимодействия при восприятии картины

картина

Для того, чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, которые бы побуждали дошкольников осознанно обращаться к слову, формировали потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемых воспитателем совместно с ребенком.

 В качестве модели развития речи мы рассмотрим искусство, в частности – пейзажную живопись.

Взаимодействие можно построить по двум типам:

  • произведение искусства – воспитатель – ребенок;
  • ребенок – произведение искусства – ребенок

Первый тип взаимодействия (произведение искусства – воспитатель – ребенок) – это диалог ребенка с искусством через посредника (взрослого), в котором последний выступает как эталон, образец речевой коммуникации и речевых клише.

Задачи данного типа взаимодействия:

— создать условия, которые бы развивали у ребенка способность направлять речевую активность на предмет общения и высказывать собственные суждения о нем;

— формировать умение слушать и слышать партнера, воспринимать его позицию по тому или иному вопросу;

— формировать умение признавать право партнера на собственную точку зрения и ее защиту.

Интересным методом этого взаимодействия могут быть вопросы воспитателя, обращенные к самому себе.

ЛевитанНапример: «Почему картина вызвала у меня такое грустное настроение?» (картина И.И. Левитана «Весна. Большая вода»). И тут же демонстрируется внутренний диалог (сомнения, суждения): «Мне кажется, что сочетание таких красок рождает грустное настроение. Кажется, что природа плачет. А вы как считаете?».

Задачи данного метода:

— способствовать сосредоточению внимания детей на предмете;

— формировать умение применять культурно-речевые эталоны, усвоенные ранее;

— стимулировать способы речевого общения дошкольников в процессе художественного восприятия (оценка, суждение, умозаключение).

В процессе общения воспитанники должны будут прислушиваться к мнению других, высказывать собственное, дополнять предыдущее. Кроме того, у них будут прослеживаться элементы сопричастности к ощущениям и переживаниям сверстника и взрослого, а это, безусловно, оказывает позитивное влияние на установление партнерских отношений.

Можно использовать метод, который носит стимулирующий и побуждающий характер и несет в себе элемент соревнования.

Например, воспитатель говорит: «Кто быстрее назовет слова, определяющие состояние природы, ее настроение?» или «Кто произнесет добрые, нежные слова по поводу картины?».

Задачи метода:

— формировать умение дошкольников выделять из речевой конструкции наиболее яркие, образные слова, эпитеты, сравнения;

— стимулировать к переводу новых слов в свой активный словарь.

Необходимо развивать диалог не только между взрослым и ребенком, но и между детьми о произведении искусства. В этом нам поможет второй тип взаимодействия (ребенок – произведение искусства – ребенок).

В отличие от первого типа взаимодействия, где роль воспитателя носила организующий, ведущий и направляющий характер, в данном случае предполагается активность и инициативность  самого ребенка.  

В этом случае подойдут активизирующие методы:

— метод импровизации: «Придумай, о чем могут говорить лодочка и дерево на этой картине. Почему ты так решил?»;

— метод побуждающих вопросов: «Спроси своего друга о чем-либо, что изображено на этой картине»;

— метод ассоциативного образа: ребенок от имени персонажа литературного (сказочного) произведения задает вопрос сверстнику, тем самым, побуждая его к речевому взаимодействию.

— метод драматизации: ребенок берет на себя роль персонажа или образа из произведения и ведет диалог с другими образами. Усложняя задание можно предложить ему изменить взятый на себя образ (например, превратиться из большой березы в маленькую березку) и вести диалог уже с этой позиции;

— метод «Вопрос — символ»: дети задают друг другу вопросы при помощи карточек-символов.

Применение этих методов объединяют следующие задачи:

—  развивать инициативность в установлении речевых контактов;

— развивать самостоятельность в выборе партнера по общению;

— развивать способность к совместному обсуждению проблемы;

— формировать умение взглянуть на предмет общения с позиции партнера.

В результате воспитанники будут переносить усвоенные ранее культурно-речевые эталоны в новую речевую ситуацию, а также строить на их основе самостоятельные, творческие, оригинальные конструкции речи.

 Таким образом, приведенная выше система методов способствует дальнейшему развитию у ребенка потребности в речевых коммуникациях, самостоятельности выбора в общении, активному вступлению в речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

 Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

3 комментариев к записи “Современные типы и методы речевого взаимодействия при восприятии картины”

  1. Эльмира:

    Добрый вечер, Бэла Геннадьевна!Мне очень понравилась ваша статья «Современные типы и методы речевого взаимодействия при восприятии картины». Я выбрала эту тему для выступления на методобьединении. Напишите пожалуйста, где я могу поглубже изучить эту тему, как мне лучше раскрыть эту тему, чтобы другим педагогам было интересно? Заранее спасибо!

    • admin:

      Эльмира, эти методы я брала из научных исследований, поэтому именно такой книжки нет. Но есть неплохая книга, которая называется «Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий». Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. Там есть конспекты занятий по рассматриванию картин, думаю, что и теоретический материал, и какие-нибудь приёмчики найдёте.

  2. Эльмира:

    Спасибо большое!!!