Методическая разработка
«Сравнительный анализ результатов комплексной оценки физического развития детей дошкольного возраста»
Бокина Светлана Анатольевна,
воспитатель МАДОУ № 30,
г. Мончегорск Мурманской обл.
В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности.
К сожалению, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается (публичный доклад о состоянии здоровья детей Мурманской обл. за 2017г). В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.
Многочисленные научно-практические исследования таких авторов как Амарян Р.И., Бальсевич В.К. Каштанова Г.В., Кожухов Н.Н., Т.С. Яковлевой и другие, выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка. Поэтому необходимо осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей. Следовательно, тема нашей работы актуальна.
Цель работы: провести комплексную оценку физического развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Раскрыть понятие о физическом развитии и факторы, влияющие на него.
- Дать характеристику физического развития детей дошкольного возраста (с 3 до 6 лет).
- Провести антропометрию и диагностику физических качеств детей дошкольного возраста, и определить уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста (с 3 до 6 лет).
Объект работы: физическое развитие дошкольников
Предмет работы: сравнительная оценка физического развития детей дошкольного возраста
Тип работы: опытно-практическая
Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.
Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.
Неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие во внутриутробном периоде и в раннем детском возрасте, способны нарушить последовательность развития организма, иногда вызывая необратимые изменения. Таким образом, факторы внешней среды (условия питания, воспитания, социальные, наличие заболеваний и другие) в период интенсивного роста и развития ребёнка могут оказать большее влияние на рост, чем генетические либо другие биологические факторы.
Пропорции тела ребенка в первые годы жизни существенно отличаются от взрослых сравнительно большей длиной головы и более короткими конечностями.
Прирост массы тела отстает от скорости увеличения длины тела. Несмотря на повышение абсолютной мышечной силы в возрасте 4-5 лет, относительная сила практически не изменяется, так как растет и масса тела ребенка. Лишь с возраста 6- 7лет прирост силы оказывается больше прироста массы тела, и начинает нарастать относительная сила мышц. При этом увеличиваются прыгучесть и скоростно-силовые возможности детей. Сердце детей первых лет жизни отличается малыми размерами и шаровидной формой. Рост его объема следует за ростом массы тела. При этом в дошкольном и младшем школьном возрасте это нарастание имеет постепенный характер. По мере роста и развития ребенка совершенствуется его дыхательный аппарат. Дыхание у детей частое и поверхностное.
Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.
Организация исследования
Наше исследование проходило в МБДОУ № 20, г. Мончегорск в сентябрь-октябрь 2017 года и марте – апреле 2018 ода. В нём приняло участие 25 девочек в возрасте от 3 до 6 лет и мальчиков 39 в возрасте от 3 до 6 лет.
На первом этапе была изучена методическая литература по проблеме исследования и подобраны методы исследования морфофункциональных показателей девочек и мальчиков, на втором этапе проведены антропометрические измерения и тестирование, на третьем – проведен теоретический анализ полученных данных.
Методы исследования
1. Анализ литературных источников
2. Соматометрия
3. Тестирование физических качеств
4. Математическая обработка данных
Проведя антропометрию мальчиков и девочек, мы получили результаты представленные на слайде
Мы установили, что средний рост у исследуемых детей 3 — 4 летнего возраста у мальчиков составил 97,7 см, масса – 15,9 кг, у девочек средний рост составил 95, 5 см, масса 14,9 кг.
Проведя сравнительный анализ вес-ростовых данных со средними величинами можно сделать следующие выводы: рост у девочек и мальчиков – ниже средних величин, масса – соответствует средним показателям.
На окончание исследования произошло увеличение роста мальчиков произошло на 1, 55 см, а девочек на 1 см. Увеличение массы тела у мальчиков — незначительно, а у девочек увеличилось на 200 грамм.
Анатропометрия детей 4-5 лет представлена на слайде
Проведя сравнительный анализ вес-ростовых данных со средними величинами можно сделать следующие выводы: рост и масса у мальчиков и девочек – в пределах средних величин
Проведя антропометрию дошкольников в конце учебного года установили что у мальчиков, и у девочек в течение года рост увеличился на 1см, вес у мальчиков увеличился не значительно а у девочек на 1 кг.
Анатропометрия детей 5 – 6 лет представлена на слайде
Данные показатели соответствует норме для данного возраста. У исследуемых детей 5-6 летнего возраста на конец года прослеживается у мальчиков увеличение роста на 1см, а увеличение веса на 1 кг, у девочек – увеличение роста на 1см, а увеличение веса — на 1,8 кг.
Проведя тестирование физических качеств детей дошкольного возраста мы составили диагностическую карту физической подготовленности, которая представлена на слайде.
Необходимо отметить, что низкий уровень 100% составило тестирования координационных способностей (тест – метание в цель). В тестах «прыжок в длину» — низкий уровень составил всего 10%, а в тесте «бросок набивного мяча» — 5%.
Проведя анализ физической подготовленности на конец учебного года, мы установили, что у мальчиков высокий уровень составил 40%, средний — 60% и 0% — низкий уровень. Необходимо отметить, что в течение года была проведена систематическая работа с детьми , что показало хорошие результаты.
у девочек составил высокий уровень –40, средний уровень – 60 % низкий уровень – 00 %. Отмечаем, что в течение года была проведена большая работа по обучению детей подбрасывания и ловля мяча и метание вдаль.
Диагностическая карта физической подготовленности детей 4-5 лет представлена на слайде
Отмечаем, что низкий уровень 95% составило отбивание мяча на месте. В тестах «прыжок в длину» — низкий уровень составил всего 10%, и в тесте «бросок набивного мяча» — 10%, тест « метание вдаль» показал низкий уровень всего -5%
На окончание учебного года у мальчиков В — 40%, С-60%. Н – нет.
На окончание учебного года у девочек В — 40 % С-60% Н – нет.
В течение года проводилась работа с воспитанниками по отбиванию мяча и прыжкам в длину.
Диагностическая карта физической подготовленности детей 5 – 6 лет представлена на слайде
Отмечаем, что низкий уровень 35% составило отбивание мяча на месте. В тестах «прыжок в длину» — низкий уровень составил 25%, и в тесте «бросок набивного мяча» — 30%, тест « метание вдаль» показал низкий уровень всего -10%
На окончание учебного года у мальчиков средний уровень -60%, высокий уровень -40 % низкого уровня – нет.
на окончание учебного года у девочек средний уровень — 60%, высокий уровень -40% , низкого уровня – нет.
В течение года проводилась работа с воспитанниками по метанию и отбиванию мяча.
Таким образом, мы провели комплексную оценку физического развития детей дошкольного возраста, которая позволила проследить за физическим развитием воспитанников.
Литература:
Программа «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред./ Н.Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 из., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-368 с.Кожухов Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст]: Учеб. Пособие / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Самодурова/ Под