Эффективность влияния занятий флорболом на показатели физического развития дошкольников

Исследование

«Эффективность влияния занятий флорболом

 на показатели физического развития дошкольников»

 

                       Гумматова Шовгия Эйнулла кызы,

воспитатель   МБДОУ № 73,

г. Мурманск

 

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность — естественная потребность в движении.

Анализ литературы позволил определить возможности адаптации спортивной игры «флорбол» в систему физического воспитания старших дошкольников на основе единых подходов и пособий программы ДОУ.  Мяч — это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания.

Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку, формирует умение действовать с мячом, приучает рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивает выразительность движений.

Способность контролировать сразу несколько объектов – движение мяча, игроков противника и партнёров и быстро переключаться с одних на другие свидетельствуют о распределении и переключении внимания. Умение ориентироваться в обстановке тесно связано с процессом восприятия. Оно определяется периферическим и глубинным зрением, а также включает специфические виды восприятия: «чувство ворот», «чувство мяча», «чувство времени и пространства». Естественно, что ребёнок – дошкольник характеризуется неустойчивостью и незрелостью развития данных качеств. Развитие данных качеств старшего дошкольного возраста наиболее активно происходит во время игры, в том числе спортивной.

Флорбол развивается так интенсивно, как никакой из предшествовавших ему видов спорта. Минимальная затратность, зрелищность, оригинальность делают флорбол не только инвестиционно привлекательным, но и просто хорошим способом с пользой провести время.

Особенную актуальность развитие этой игры приобретает в условиях Кольского Заполярья. А азы этой увлекательной игры дети познают в детском саду. В этой связи достаточно актуальной представляется проблема поиска новых методических подходов к повышению качества обучения, изучения влияния занятий данным видом спорта на физическое развитие и физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста г. Мурманска.

Все вышеизложенное обусловило актуальность выбора темы и цели исследования.

Цель исследования – изучить теоретико-методические основы и экспериментальным путем определить эффективность влияния занятий флорболом на показатели физического развития и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста МБДОУ №73 г. Мурманска.

Для определения уровня нами был проведен сравнительный  эксперимент с целью определения экспериментальным путем эффективности влияния занятий флорболом на динамику показателей физического развития и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста МБДОУ №73 г. Мурманска, занимающихся флорболом.

На этом этапе были систематизированы и адаптированы методики определения уровня физического развития и физической подготовленности старших дошкольников.  Разработана программа дополнительных занятий по физическому воспитанию и обучению элементам флорбола.  Программа была адаптирована для старшего дошкольного возраста.

Проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению в воспитательно-образовательный процесс программы дополнительных занятий по физическому воспитанию и обучению элементам флорбола.

Занятия проводились 1 раз в неделю, длительность занятий составляла 30-35 минут. Элементы игры в флорбол включались в каждое занятие в процентном соотношении 25%, 50%, 100% от общего времени занятий.

Экспериментальная группа состояла из 10 детей  занимающихся 1 раз в неделю дополнительно, во второй половине дня, по программе «Чудо клюшка».

Контрольная группа состояла из 10 детей занимающихся 1 раз в неделю дополнительно, во второй половине дня,  по программе «Школа мяча».

При разработке программы занятий по флорболу нами за основу была взята и  адаптирована под условия нашего ДОУ структурно-функциональная модель обучения спортивным играм Волошиной Л.Н. [4], а также методика обучения и овладения элементам игры во флорбол детьми старшего дошкольного возраста Шульгиной Е.В. [5]

Для оценки физического развития детей были использованы методики антропометрических измерений: длины тела (см); массы тела (кг) и окружности грудной клетки (см). Определение гармоничности физического развития проводилось на основании центильных таблиц.

Оценивание величины систолического артериального давления (САД) детей данного возраста сравнивалось с таблицей  по справочнику педиатра.

Тестирование уровня физической подготовленности проводилось с использованием контрольных упражнений наиболее часто применяемых в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста (по М.А. Руновой): Быстрота — «Бег 30 метров», Ловкость — «Метание мешочка»,  Скоростно-силовая способность — «Прыжок в длину с места», Гибкость — «Наклон вперед из положения стоя на скамейке», Сила — «Подъём туловища в сед из положения лёжа»,  Координация — «Челночный бег 5 x 6 метров».

Оценивая и сопоставляя результаты детей и должные нормативы, был определен прирост  физических качеств в %.   Анализ результатов обследования, дал возможность выявить недостатки в развитии движений детей и наметить перспективы в работе.

Тестирование детей в начале эксперимента (октябрь 2014 года) не выявило достоверных различий по t-критерию Стьюдента в показателях физической подготовленности (р>0,05) и физических качеств  (р>0,05) у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп, что свидетельствовало об однородности выборок испытуемых.

Разработанная  система подводящих упражнений, помогала детям овладеть основными приемами спортивной игры флорбол. Во время подвижных игр и эстафет ребята закрепляли освоенную технику  ведения мяча и финтам.

Далее поэтапно продолжали формировать игровые умения и навыки в процессе дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий. Все упражнения были внесены в перспективное планирование.   Логично распределены по календарному плану занятий и включали  в себя: упражнения на развитие «чувства мяча»; упражнения, направленные на закрепление обучению ударов различными способами. Закрепление обучению передачам и остановкам мяча различными способами; упражнения, направленные на обучение ведению мяча различными способами; комбинированные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование элементов игры во флорбол.

На каждом этапе обучения осуществлялся анализ выполнения детьми двигательных действий, и определялись основные ошибки. Схема построения игровых физкультурных занятий была традиционна. Занятие состояло из трех частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные задачи решались путем соответствующего подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения чередования объема физических нагрузок.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

Внедрение и апробация в учебно-воспитательном процессе МБДОУ №73 г. Мурманска программы дополнительных занятий по физическому воспитанию на основе флорбола, позволило увеличить физическую подготовленность детей   экспериментальной группы на 15,7%, что является отличным результатом (по В.И Усаковой),  который говорит о приросте показателей физической подготовленности за счёт эффективного использования сил природы  и физических упражнений флорбола.

Тогда как в контрольной группе физическая  подготовленность  детей  увеличилась только на 11,7%, что составляет хороший результат,  достигнутый за счёт естественного роста и целенаправленной   системы физического воспитания.

Показатели  физического развития в обеих группах в целом выросли, что объясняется естественным возрастным приростом результатов, но различия в показателях экспериментальной и контрольной групп статистически не достоверны. Следовательно, можно утверждать, что как экспериментальная программа занятий флорболом «Чудо-клюшка», так и программа «Школа мяча»,  оказали эффективное воздействие на изменение показателей физического развития дошкольников.

Физические занятия по обеим программам в целом оказали развивающее воздействие на физическую подготовленность испытуемых.  Различия в показателях физической подготовленности испытуемых статистически не достоверны.

Список литературы

  1. 1.Байкова, Л.А. Технология игровой деятельности. [Текст] : Л.А. Байкова.- Рязань: РГПИ, 1994. — 108 с.
  2. Баженов, А.А. Флорбол. Правила и толкования. [Текст] : А.А. Баженов. — М.: СпортАкадемПресс, 2001.- 112с.
  3. Волошина, Л.Н. Программа и технология физического воспитания детей 5–7 лет.[Текст] : Л. Н. Волошина. — М.: АРКТИ, 2004.
  4. Волошина, Л.Н. Будь здоров расти большой. [Текст] : Л.Н. Волошина, Т. Курилова.// Главная страница газеты Дошкольное образование. — Белгород , 2006. — №5
  5. Шульгина, Е.В. Организация занятий флорболом в дошкольном образовательном учреждении. [Текст] : Е.В. Шульгина //Детский тренер. – 2007. — № 4. – С. 126-147.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.