Организация оздоровительных процедур для укрепления физического здоровья дошкольников

Из опыта работы
«Организация оздоровительных процедур
для укрепления физического здоровья дошкольников»

Миннулина Ирина Петровна,
воспитатель МБДОУ № 7,
г. Апатиты Мурманской обл.

В настоящее время существует проблема общей ослабленности здоровья детей, поступающих в детский сад. Это связано с высоким уровнем соматических заболеваний у детей со сниженным иммунитетом. Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных задач дошкольного образования. Необходимо формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии станет потребностью, привычкой, элементарным навыком.

В целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач проводятся мероприятия:
— укрепление здоровья детей, проведение профилактики простудных заболеваний;
— воспитание потребности в здоровом образе жизни;
— развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня двигательной активности в течение дня в соответствии с возможностями и состоянием ребенка;
— оказание помощи родителям в воспитании часто болеющих детей.

В октябре месяце проводим мониторинг здоровья детей, составляем план оздоровительных мероприятий, разрабатываем систему закаливания, которая специально подбирается под каждого ребенка.
Списочный состав группы 17 человек. 14 детей имеют — 2 группу здоровья, 3 ребенка – 3 группу здоровья.
Решая задачи по сохранению и укреплению здоровья и физического развития детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, используются различные формы организации физкультурно-оздоровительной работы:
1. Физкультурные занятия.
2. Утренняя и бодрящие гимнастики.
3. Закаливающие мероприятия.
4. Посещение бассейна.
5. Подвижные игры в течение дня.
6. Прогулки.
7. Физминутки.
8. Самомассаж.
9. Пальчиковая гимнастика.
10. Оздоровительная ходьба и бег на прогулке.
11. Дыхательная гимнастика.
12. Хождение босиком и пр.

Для этого в группе создана спортивно-игровая среда: имеется картотека физминуток, самомассажа, различные предметы для выполнения упражнений — кегли, гимнастические ленты, мячи разной величины, скакалки, обручи, кубики, флажки. Совместно с родителями изготовлены атрибуты для спортивных игр: разного вида коврики для профилактики плоскостопия, для укрепления мышц пальцев ног, «сухой бассейн» с галькой и другим мелким бросовым материалом (футляры из-под «киндеров», фломастеров, теннисные мячики и др.)

Одним из важнейших средств оздоровления детей является воздух. Только тогда, когда воздух будет чистым и не сухим, он будет оказывать общее благоприятное действие на организм ребенка. Этого достигаем сквозным проветриванием в отсутствии детей, которое проводим:
— утром перед приходом детей,
— перед занятием,
— перед возвращением детей с прогулки,
— во время дневного сна,
— после полдника.
Воздух помещений обрабатывается бактерицидной лампой не реже 2-х раз в день. Сухой воздух негативно влияет на самочувствие и здоровье человека, при недостатке влаги страдают все слизистые оболочки, ослабевает иммунитет. Поэтому, по общему решению на родительском собрании, приобрели в группу увлажнитель воздуха, что тоже помогает в профилактике простудных заболеваний.

Закаливание — общеоздоровительная мера, увеличивающая защитные силы организма, а следовательно, помогающая ему в нелегкой борьбе с микробами. В процессе закаливания происходит тренировка терморегуляции механизмов приспособления. Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего труда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит тепло и холод. С этой целью проводится гимнастика после сна.
Первая часть гимнастики — упражнения в постели. Вторая часть — корригирующие упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Дети ходят по ребристым дорожкам, дорожке с пуговицами и т.д. Третья часть — «босохождение», где дети под музыку выполняют веселые телодвижения. Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению.
Систематичность закаливания способствует оздоровлению детского организма, поднимает его настроение, повышает жизненный тонус и «витамин положительных эмоций». Все люди и дети, в том числе, болеют реже, когда они на высоком эмоциональном подъеме!

Все мы знаем, что дыхание – основа жизни. Для того, чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески развивать и укреплять их. У наших детей дыхательные мышцы еще слабые, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения. Для этого используем некоторые игры на развитие дыхания индивидуально и подгруппами: «Надуй шарик» — индивидуально; «Кто быстрее надует шарик» — парами, подгруппами в форме соревнования; «Чья машина быстрее придет к финишу». В этом упражнении развивается не только дыхание, но и мышцы спины. Для часто и длительно болеющих детей предусмотрена дыхательная гимнастика, закаливающая носовое дыхание («Носик гуляет», «Носик балуется», «Носик поёт песенку». Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям, недостатку кислорода.

Оздоровительная ходьба и бег на прогулке, применяемые при допустимой температуре, благотворно влияют на организм, повышают тонус нервной системы, увеличивают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» — процесс дыхания ароматов. Для профилактики респираторных заболеваний мы используем эфирные масла душицы, мяты перечной, шалфея, чайного дерева, эвкалипта, т.к. они эффективны при заболеваниях верхних дыхательных путей.

В период повышенной заболеваемости применяются профилактические средства, позволяющие удержать здоровье ребенка в нормальном состоянии. Их можно назвать средствами быстрого реагирования:
1. Смазывание носа оксалиновой мазью.
2. Полоскание рта настоями трав, морской солью.
3. Оздоровительные коктейли и соки.
4. Чеснок.
5.Натирание пяточек массажным бальзамом « Барсучок».
Хороший закаливающий эффект дает процедура, выполняемая в системе: полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры, затем настоями трав – ромашкой, шалфеем).

Здоровье — одна из главных ценностей в жизни. « В здоровом теле – здоровый дух». Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно использую «Гимнастику маленьких волшебников» (Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки). Данная игра является фрагментом авторского комплекса «Гимнастика маленьких волшебников», включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомассажем. Дети здесь не просто «работают» — они играют, лепят, разглаживают свое тело. Делая массаж ушей, живота, шеи, головы и рук ребенок воздействует на весь организм в целом. Все это вызывает позитивное целостное отношение к собственному телу.

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщения детей к здоровому стилю жизни провели анкетный опрос. Анализ полученных данных позволил установить следующее:
— здоровье ребёнка зависит от окружающего его микросоциума и, в первую
очередь, от родителей;
— знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями.

Эти обстоятельства заставили нас поставить следующую цель: повысить грамотность родителей в данном вопросе, приобщать их к здоровому образу жизни при условии реализации преемственности работы детского сада и семьи. С каждым из родителей часто болеющих детей были проведены беседы и опросы с целью выяснения их отношения к нашим планам, обмена мнениями, пожеланиями. Родители показали свою заинтересованность и помогли приобрести предметы для массажа, закаливания, подготовить пособия для индивидуальных занятий, оформить наглядные консультации в родительский уголок «Гимнастика маленьких волшебников». Дети с удовольствием в игровой увлекательной форме осваивают способы оздоровления, делятся впечатлениями с родителями, сверстниками.

В конце декабря проводим сравнительный анализ заболеваемости. Пропуски по болезни в среднем составили:
2014г. — 432 детодня;
2015г. – 280 детодней.

Таким образом, использование оздоровительных мероприятий в процессе воспитания детей будет способствовать укреплению и сохранению здоровья подрастающего поколения.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.