Конспект образовательной деятельности
«Огонь – друг, огонь – враг»
для детей подготовительной к школе группы
Тихомирова Светлана Витальевна,
воспитатель МБДОУ № 61,
г. Апатиты Мурманской обл.
Программное содержание:
— научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;
— знакомить детей с огнем и его свойствам;
— расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
— закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
— воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
— развивать любознательность, память, логическое мышление.
Ход образовательной деятельности:
Педагог: Ребята, вы, наверное, и не догадываетесь, о чем мы сегодня поговорим. Послушайте загадки, отгадайте их и я думаю, что вы догадаетесь о теме нашего разговора:
Если дым валит клубами,
Пламя бьется языками,
И огонь везде, и жар.
Это бедствие….(пожар).
Он красив и ярко красен,
Но он жгуч, горяч, опасен! (огонь)
Шипит и злится,
Воды боится. (огонь)
Маленький конек,
Вместо гривы- огонек. (спички)
Мчится кран со стрелой
На большой машине,
Чтоб смогла пожар любой
Погасить дружина. (пожарная команда)
Педагог: Правильно, сегодня мы поговорим об огне, о том, какой бывает огонь и о причинах возникновения пожаров.
Педагог: Сейчас я вам расскажу сказку про огонь «Огонь — друг, огонь — враг».
Жил-был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь где хотел по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему?
Дети: Он сжигал все подряд.
Педагог: И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем. Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
Педагог: Скажите, для чего человеку нужен огонь?
Дети: Для того чтобы приготовить еду, согреться, может осветить, зажечь свечу и т.д.
Было такое время, что люди не умели зажигать огонь, боялись его. Как вы думаете огонь – друг или враг? (ответы детей)
Педагог: Посмотрите презентацию «Огонь и друг, и враг»
Пальчиковая гимнастика «Огонек»
В зажигалке или спичке – огонечек-невеличка (соединяем поочередно кончики пальцев)
просит: «поиграй со мной, я ведь робкий и ручной», (соединяем руки в замок)
но плохая он игрушка: (сжимаем и разжимаем кулачки)
подожжет диван, подушку, (загибаем поочередно пальцы)
книжки, стол, ковер, обои
и большой пожар устроит (руки в замок, пальцы все вверх)
Что запомнить мы должны? (сжимаем, разжимаем кулачки)
Спички детям не нужны! (машем указательным пальцем)
Педагог: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Скажи ласково» с мячом.
Слова: огонь, спичка, розетка, свеча, пожар, дым, дом, вода, костер, песок.
Педагог: Перечислите, что может стать причиной пожара. Что делать, если начался пожар?
Ответы детей:
Если огонь небольшой, можно затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылить кастрюлю воды.
Если огонь сразу не погас, нужно немедленно уйти из дома в безопасное место и обязательно сообщить о случившимся взрослым.
Если не можешь убежать, нужно открыть окно в не горящем помещении и позвать на помощь соседей или прохожих.
При пожаре никогда нельзя садиться в лифт. Он может отключиться, и человек, находящийся в лифте, задохнётся.
Когда приедут пожарные, их необходимо слушаться и ни в коем случае не прятаться.
Педагог: Если, ребята, мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беда. Я предлагаю вам закрепить правила безопасного поведения с огнем. Мы поиграем с мячом.
Игра называется «Лови – бросай, сразу отвечай»
— Можно спичками играть?
— А петарды поджигать?
— При пожаре прятаться под кровать?
— Не затушенный костер в лесу бросать?
— Траву сухую поджигать?
— Газ без взрослых зажигать?
— Электроприборы включать?
— При пожаре пожарных вызывать?
Педагог: Молодцы! Так держать! Правила пожарные не надо забывать! Как называют людей, которые борются с пожаром?
С огнем бороться мы должны —
Мы очень людям всем нужны,
С водою мы напарники, так кто же мы? (пожарные)
— Почему работу пожарного называют опасной?
— Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?
— Посмотрите на картинку. Что надето на пожарном? (Показ иллюстрации)
— Посмотрите, пожалуйста, что необходимо пожарному. (Картинка)
-Чем отличается пожарная машина от обычной? (показ иллюстрации)
— Если в доме случился пожар, каким образом можно вызвать пожарных?
Вызывать пожарную охрану следует из безопасного места: например, из соседней квартиры, с сотового телефона. Набери 01 (показать картинку) и сообщи следующие сведения:
Адрес, где обнаружено загорание или пожар.
Объект, где происходит пожар (во дворе, в квартире, в школе и.т.д.)
Что горит (телевизор, мебель, автомобиль…)
Если диспетчер попросит, то уточни: номер дома, подъезд, номер квартиры, на каком этаже горит, сколько этажей в здании, откуда удобнее подъехать, код для входа в подъезд, есть ли опасность для людей и.т.д.
Назови свою фамилию и телефон.
Говори по телефону четко и спокойно, не торопись. Знай, что пока ты сообщаешь сведения о пожаре, пожарная команда уже поднята по тревоге и выезжает (все, что надо бойцам передадут по рации).
Выйдя из дома, встречай пожарную машину, показывай самый быстрый и удобный проезд к месту возникшего пожара.
— Послушайте, пожалуйста, песню, которая называется «Пожарные» (Дети встают и маршируют).
Педагог: Я предлагаю поиграть в игру «Опасная ситуация»: я буду называть опасную ситуацию, а вы будете показывать номер службы спасения которую нужно вызвать в данной ситуации.
Возьмите карточки.
- В доме загорелся утюг ( 01)
- Если ребёнок потерялся на улице (02)
- У вас заболела бабушка ( 03)
- В дом пытаются проникнуть грабители (02)
- В квартире пахнет газом (04)
- Ребёнок случайно проглотил пуговицу
- От телевизора пошел дым
- Прохожий на улице подвернул ногу, упал, кричит «Больно»
Молодцы! Все эти службы очень заняты, у них много работы, и к ним можно обращаться только когда очень необходимо в экстренных случаях.
Педагог: Заканчивая наше занятие,
Я хочу вам пожелать
Бед пожарных и несчастий
В вашей жизни избежать.
Помните, что шалость с огнем
Обернется пожаром и злом.
И правила должны всегда соблюдать,
И с огнем никогда не играть!
Рефлексия: Понравилось вам наше занятие? Что нового вы узнали?