«Опыт организации и проведения Акции «Стань заметным на дороге»
в дошкольном образовательном учреждении»
Струнникова Ольга Александровна,
воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 57
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма — проблема всего общества. В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) одна из задач педагога в области формирования безопасного поведения – формировать у дошкольника представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Дошкольники – непосредственные участники дорожного движения. Основное количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит в темное время суток. Стать заметным на дороге могут помочь световозвращающие элементы (фликеры) как самостоятельные изделия, так и нашивки на одежде детей.
Опыт распространения фликеров показывает, что через некоторое время дети теряют интерес к ним, поэтому актуально привлечение родителей детей к проблеме постоянного ношения световозвращающих элементов как на одежде, так и других атрибутах экипировки ребёнка (как зимней, так и летней).
Инновационной формой, позволяющей максимально приблизить родителей к раскрытию роли и значения фликеров в обеспечении безопасности пешеходов в тёмное время суток может являться Акция.
В формате Акции педагог поддерживает интерес детей к вопросам безопасного поведения на дороге, поощряет вопросы, отвечает, привлекая к обсуждению всех детей. Рассматривает картинки, социальные ролики на тему, где раскрывается связь между неосторожными действиями человека и опасными последствиями разрешения ситуации (в темноте переходит дорогу по пешеходному переходу, не используя световозвращающих элементов). Инициирует проблемными вопросами желание детей рассказать о том, как можно было избежать опасной ситуации, какие советы дети могли бы дать героям, представленным на картинках. Использует прием показа «Сказки о светлячке Фликере» (Е.М.Сироткина); приемы упражнения, напоминания, личного примера для закрепления формируемых представлений.
В методической разработке «Акция «Стань заметным на дороге» представлены: план-конспект проведения познавательного занятия, разработка положения о фотовыставке с участием родителей.
Цель Акции: внедрение практики использования дошкольниками световозвращающих приспособлений для снижения детского дорожно-транспортного травматизма и повышения безопасности дорожного движения.
Задачи Акции:
- Дать представление детям и родителям о назначении и применении светоотовозвращающих элементов, о правилах поведения пешеходов в тёмное время года.
- Привлечь к участию в организации, подготовке и проведении мероприятия всех участников образовательного процесса.
Акция «Стань заметным на дороге», является социальной и профилактической. Направлена на консолидацию усилий педагогов и родителей по формированию у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности. Предполагает рассмотрение такой проблемы как использование световозвращающих элементов на одежде ребёнка. Акция проводилась в течение недели (среднесрочная). Девиз акции — «Стань заметным на дороге», имела наглядную агитацию.
При проведении акции учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Педагоги донесли до детей цель, смысл мероприятия и конечный результат.
Был составлен план проведения Акции.
С воспитанниками 2-4 лет предполагалось проведение следующих мероприятий: рассматривание фликеров, светоотражающих полосок на одежде, проведение беседы о необходимости ношения фликеров.
С воспитанниками 4-6 лет предполагалось проведение следующих мероприятий: рассматривание фликеров, светоотражающих полосок на одежде, проведение беседы о необходимости ношения фликеров «Светоотражатель – зачем ты нам», занятие по аппликации «Световозвращающий значок», показ видеоролика «Сказка о светлячке Фликере» Сиротки
С воспитанниками 4-6 лет предполагалось проведение следующих мероприятий: рассматривание фликеров, светоотражающих полосок на одежде, рассматривание фликеров, светоотражающих полосок на одежде, познавательное занятие «Стань заметным на дороге», проведение мастер-класса по изготовлению фликеров, показ видеоролика «Сказка о светлячке Фликере» Сироткиной Е.М., показ социального ролика с обсуждением, парад чтецов «Четверостишие о фликере».
С родителями воспитанников предполагалось: участие в фотовыставке «Стань заметней на дороге!», распространение Памятки «Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители!», предоставление ссылок на социальные ролики по теме «Световозвращатели для детей», информация о мероприятиях Акции на сайте МБДОУ и в группе «В контакте».
Ожидаемые результаты акции: у детей — сформированное представление о нормах безопасного поведения на дорогах; у родителей — активизация и систематизация знаний о предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма; у педагогов — создание единого воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации акции. Итог Акции: дети, родители и педагоги активно участвовали в Акции «Стань заметным на дороге!».
По итогам Акции на сайте учреждения была опубликована информация «Об итогах городской профилактической акции «Безопасность детей — обязанность взрослых. Светоотражатель сохраняет жизнь».
В социальной сети VK также были представлены видеоотчёты о проведённых мероприятиях.
Ниже представлены методические разработки, которые включались в план реализации мероприятий Акции.
План – конспект познавательного занятия для воспитанников 6-7 лет
«Стань заметней на дороге!»
Задачи:
обучающие: познакомить со световозвращающими элементами;
развивающие: способствовать формированию основ безопасного поведения на дороге; продолжить формирование умения принимать правильное решение в различных ситуациях и делать выводы;
воспитательные: формировать у детей культуру поведения на дороге; воспитывать у детей наблюдательность, осторожность, самостоятельность и уверенность в себе.
Оборудование: ростовая кукла Лягушка, картинка с изображением светящегося в темноте сверчка и картинки фликеров, световозвращающие элементы: значки, браслеты, подвески, наклейки, детская одежда со световозвращающими элементами.
Организационная часть: Актуализация знаний | Воспитатель собирает детей, читает краткое четверостишие о правилах дорожного движения. Задает вопросы: — О чем стихотворение? — Кто такие пешеходы? — Кто такие водители? — Какие дорожные знаки вы знаете? — Что случается, когда водители и пешеходы нарушают правила дорожного движения? |
Основная часть: Объяснение необходимости использования световозвращающих элементов | Воспитатель включает в занятие персонаж ростовой куклы Лягушки. Лягушка рассказывает о том, что на болоте встречала много светящихся огоньков в темноте. А когда шла в гости к ребятам, увидела множество огоньков на улицах в темноте. Она очень удивлена, что в городе есть тоже болото. Воспитатель напоминает детям о «Сказке про светлячка Фликере». Показывает картинку с его изображением (светится в темноте) и изображением световозвращающих элементов. Предлагает детям объяснить Лягушке, что это было и для чего нужны световозвращающие элементы. Дети высказывают свои предположения, после чего воспитатель обобщает высказывания детей. Воспитатель рассказывает детям о фликерах: их назначении, из чего сделаны, какую пользу приносят, куда их можно крепить. |
Физминутка | Игра «Едем, летим, плывем» Воспитатель: Я называю транспорт, а вы изображаете его. |
Игровые задания, беседа-рассуждение, просмотр эпизодов фотовыставки «Стань заметней в темноте». Выступление подготовленных детей – чтение стихов о фликерах. | Рассматривание световозвращающих элементов: значки, браслеты, подвески, наклейки. Игровое задание: мальчики крепят фликеры на одежду для мальчиков, девочки – на одежду для девочек. Правила игры: закрепить светоотражающие элементы так, чтобы они были видны со всех сторон. Выигрывает та команда, игроки которой наиболее правильно и быстро справятся с заданием. Показ некоторых видов одежды со световозвращающими элементами). Воспитатель подытоживает: «Ваши родители позаботились о вашей безопасности и украсили одежду светоотражающими элементами». Показ фотографий одежды со световозвращающими элементами, представленные родителями для фотовыставки. Воспитатель обращается к Лягушке об увиденном и узнанном. Лягушка подтверждает, что благодаря детям она знает теперь много о светлячках-фликерах: об их назначении и пользе. Воспитатель предлагает подготовленным детям прочитать стихи о фликерах для Лягушки. |
Заключительная часть; рефлексия | Вопросы к детям: О чем сегодня узнали на занятии? О чём хотели бы рассказать родителям? Что расскажете малышам на прогулке? Воспитатель подытоживает: «Ребята, я надеюсь, вы поняли, что световозвращающие элементы просто жизненно необходимы. И все вы будете их обязательно носить». |
Положение о проведении фотовыставки «Стань заметней в темноте!»
1.Общие положения
Фотовыставка по декорированию верхней одежды или аксессуаров к ней световозвращающими материалами проводится среди воспитателей, воспитанников и родителей МБДОУ 57 г. Мурманска.
2.Цели и задачи
— акцентирование внимания педагогов и родителей на необходимость ношения световозвращающих элементов на детской одежде для повышения безопасности в темноте в осеннее-зимнее время;
— повышение популярности ношения этих элементов;
— воспитание законопослушных участников дорожного движения;
— повышение эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
3.Участники
Участниками фотовыставки являются воспитатели, воспитанники всех возрастных групп и их родители.
4. Условия проведения фотовыставки.
Фотовыставка одежды оформляется в виде презентации (видеоролика) и демонстрируется всем участникам образовательных отношений через социальную сеть «В контакте».
Родители принимают участие в декорировании моделей верхней детской одежды или аксессуаров к ней (перчатки, шарф, шапка, рюкзак, сумка и т.д.) светоотражающими материалами. При этом могут быть использованы как готовые световозвращающие элементы, так и аппликации, созданные из световозвращающей ткани, тесьмы, шнура, наклеек.
Далее родители фотографируют ребёнка в одежде и предоставляют фотографию педагогу в электронном виде для дальнейшего оформления фотовыставки.
Участие в фотовыставке только добровольное и осознанное.