Тематический развивающий коврик
«Познавайка»
Голубева Надежда Владимировна,
Олейник Оксана Александровна,
воспитатели МКДОУ д/с № 16,
г. Новосибирск
Определение потребности и краткая формулировка задачи
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.
Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка.
Для того, чтобы превратить упражнения по развитию мелкой моторики рук в весёлые и занимательные игры, мы сшили в группу развивающий коврик «Познавайка».
Пособие развивающий коврик «Познавайка» предусматривает применение специальных игр и заданий для стимуляции, активизации и развития мелкой моторики рук, внимания, памяти, развития речи. Данное пособие служит не только усилению активности ребёнка, но и способствует лучшему усвоению лексических тем, накоплению сенсорного опыта, повышению эмоционального тонуса, активизации положительных эмоций, возбуждению интересов. Благодаря играм, проводимым с использованием этого пособия, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация.
В создании коврика мы использовали различные материалы: хлопок, фетр, флис, ленты, пуговицы, резинки, бусины, молнии, липучки и др.
Он рассчитан на детей раннего возраста.
Такой коврик способствует развитию тактильного, зрительного и слухового восприятия, учит малыша координировать движения рук, играть самостоятельно.
Вывод: играя с развивающим ковриком, ребёнок не только будет учиться застегивать и расстегивать, складывать и доставать, узнавать различные предметы и т. д., но ещё слаженная и умелая работа пальчиков малыша поможет развиться речи и интеллекту, окажет положительное воздействие на весь организм в целом, подготовит непослушную ручку к письму. Кроме этого, упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.
Паспорт пособия
развивающий коврик «Познавайка»
Авторы: воспитатели Голубева Надежда Владимировна, Олейник Оксана Александровна.
Образовательная область: развитие речи
Возрастная категория: 1,5 — 3 года.
Актуальность: у маленьких детей, как правило, недостаточно развита мелкая моторика рук, мышление, память, внимание.
Развивающие коврики прекрасно справляются с задачей, направленной на то, чтобы пальчики детей становились более ловкими и умелыми.
Мы постарались в своём дидактическом пособии охватить многие аспекты развития детей. У нас получился своеобразный тренажер для развития речи, сенсорного восприятия, развития мелкой моторики, памяти.
Тематический развивающий коврик «Познавайка» даёт ребёнку знания о целостной картине мира, которую он сам создаёт по частям. Вместе с тем развивается усидчивость, внимательность, воображение, умение доводить начатое до конца. Ребёнок 1,5-3 лет активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривает яркие игрушки. Именно поэтому так важно предлагать ему различные игры, направленные на улучшение внимания, памяти, воображения, связной речи.
Извлечение из ФГОС ДО
Основные принципы дошкольного образования: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Цель: всестороннее развитие личности ребёнка.
Задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Развивать игровой опыт каждого ребёнка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.
2. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
2. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращённую речь с опорой на наглядность.
3. Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств, предметов (цвет, форма, размер, характер поверхности).
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.
2. Формировать обследовательские действия; учить детей выделять цвет, форму, величину, количество.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Обеспечить смену деятельности детей с учётом степени её эмоциональной насыщенности, особенностей двигательной и интеллектуальной активности детей.
2. Создать все условия для успешной адаптации каждого ребёнка к условиям детского сада.
3. Укреплять здоровье детей (развитие общей и мелкой моторики).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов.
2. Ассоциировать изображение с предметами окружающего мира.
3. Развивающие коврики способствуют формированию у детей множества качеств, таких как память, внимание, умение находить зависимости и закономерности и многие другие. Благодаря таким коврикам ребёнок получит возможность самостоятельной и свободной творческой игры.
Универсальность:
1. Используется на занятии и в самостоятельной деятельности.
2. Предусматривается фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
3. Формируются умения и знания детей во всех образовательных областях.
Дидактические игры-занятия с использованием развивающего коврика
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, речи.
Ход игры: детям предлагаем посмотреть внимательно на коврик,затем, закрыть глаза, меняем предметы на коврике местами, дети находят и говорят, что изменилось.
Игра «Составь рассказ по картинке».
Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.
Ход игры: детям предлагаем посмотреть внимательно на коврик, что на нём расположено и описать пейзаж.
Игра «Какого цвета?»
Цель: закрепление знания цвета, развитие внимательности.
Ход игры: детям предлагается ответить, какого цвета тот или иной предмет.
— «Какого цвета солнце? И т. д.»
Игра «Что пропало?»
Цель: формирование способности детей фиксировать внимание на предметах; развитие внимательности, наблюдательности.
Ход игры: показать детям коврик (они запоминают все детали, дети закрывают глаза, педагог убирает некоторые предметы, и дети уже называют предметы, которые исчезли).
Игра «Один — много»
Цель: формирование способности детей образовывать существительные множественного числа.
Ход игры: ребята я вам предлагаю быть волшебниками. «Мы волшебники немного, был один, а станет много». (яблоко-яблоки, гриб — грибочки)
Игра «Дождик»
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие речи.
Ход игры:
-«Перебирая пальчиками бусинки, ребёнок проговаривает «кап-кап-кап»».
-«Сколько капелек?» (много). Дождик сильный.
-«Какая погода?» (солнечно, пасмурно).
Игра «Рыбки»
Цели: знакомство с цветами предметов, количеством. Развитие наблюдательности, внимания. Развитие мелкой моторики рук.
Ход игры:
-«Какой рыбки не стало?» (цвета),
-«Найди домик» (соотнесение изображений по цвету),
— «Сколько рыбок» (один- много).
Игра «Цветочки»
Цель: развитие речи, мелкой моторики рук, внимательности. Закрепление знания основных цветов.
Ход игры:
-«Посади цветочек»,
-«Какого цветочка не стало?»,
-«Сколько цветочков?».
Игра «Домик»
Цель: знакомство с фигурами.
-«Построй домик»,
-«Какой формы крыша, кирпичики, окошко?»,
-«Сколько кирпичиков?».
Игра «Транспорт»
Цель: знакомство с транспортом (наземный, водный, воздушный, грузовой, легковой).
-«Почини машину(колёса)»,
-«Какие колёса?»,
-«Разгрузи машину».
Игра «Полянка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, дыхательные упражнения, закрепление названий цветов, количество.
— «Погода (ясно, облачно, дождик)».
-«Угости ёжика (яблоко, грибочки)»,
-«Собери урожай».
Играя с развивающими ковриками у детей развивается тактильное восприятие.