Конспект образовательной деятельности
«Тётушка Матильда приглашает в гости»
для детей средней группы
Бацылева Ольга Владимировна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 17,
г. Кстово Нижегородской обл.
Цель: Формировать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
- Уметь передавать в движении характер музыки.
- Усваивать певческие навыки.
- Вырабатывать устойчивое слуховое внимание.
- Активизировать словарь.
- Формировать уверенность в себе, в своих творческих способностях, развивать тембровый и динамический слух.
- Различать характер и настрение, переданные в музыке.
Оборудование. Столик, домик, корзина с цветами, кукла – тётушка Матильда, проектор, ноутбук, презентация для распевания — «Жучок», для слушания «Котик», кукла-перчатка «кошка».
На вводно-организационном этапе в группе появляется жучок (божья коровка спускается, с помощью взрослого с другой стороны двери, на леске по входной двери в группу) с письмом. В данном письме некая тётушка Матильда приглашает к себе в гости, чтобы показать прекрасные розы, которые распустились у нее в саду.
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в зал под спокойную музыку, встают в круг.
Приветствие
Музыкальный руководитель:
В небе солнышко горит.
Здравствуй – громко говорит.
(Дети громко произносят слово «здравствуй»)
Ветер в веточках шуршит,
Здравствуй – тихо говорит.
(Дети тихо произносят слово «здравствуй»)
На суку сидит сова
Печально здоровается она.
Дети печально произносят слово «здравствуй»)
Мышка в норочке сидит.
Шепотком нам говорит –
(Дети шепотом произносят слово «здравствуй»)
Здравствуйте, мои друзья!
Рада видеть вас и я!
(Дети здороваются с музыкальный руководителем)
Поплясать вас приглашаю,
Здесь мы устали не знаем!
Мы захлопаем в ладошки,
Станет веселей немножко!
Музыкально-ритмические движения
«Полли». Английская народная мелодия
(Воспитатель выполняет движения вместе с детьми).
Воспитатель сообщает, что в гости детей пригласила тетушка Матильда. Не знает ли музыкальный руководитель где она живет?
Музыкальный руководитель:
Знаю тётушку такую,
Веселушку озорную.
Вон — тропинка впереди,
Нужно вам по ней пойти.
Но идти уж очень скучно.
Побежать наверно нужно!
Вы тихонечко бегите,
Под ножки глазками смотрите!
«Легкий бег». Латвийская «Полька», муз. А.Жилинского
(Дети двигаются легким бегом за воспитателем по импровизированной тропинке (полотно ткани разложенное «змейкой» на полу)).
Дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель водит куклу, говорит за нее.
Тётушка Матильда: Здравствуйте, ребятки! Вы получили моё письмо? Я очень рада. Меня зовут тётушка Матильда, а вас как? (Дети пытаются одновременно назвать свое имя). Ничего я не пойму, наверное я плохо стала слышать…. Я так ждала вас в гости, мне очень хочется с вами познакомиться! Что же делать? Я знаю. У меня есть дружок- маленький жучок. Он вам поможет. Посмотрите – вон он летит.
Распевание. «Куда летит жучок?» Слайд на экране. На слайде жучок двигается в разных направлениях (вверх-вниз, прямо), дети жужжат соответственно движению жучка. По окончанию упражнения жучок незаметно оказывается в руках воспитателя.
Тётушка Матильда: Вы знаете, как называется этот жучок?
Дети: Божья коровка.
Тётушка Матильда: А сейчас мой дружок-жучок вам поможет спеть свое имя.
Воспитатель (говорит за жучка):
К кому в руки попаду,
Того громко петь я научу.
Песенное творчество. «Как тебя зовут?»
(Дети передают жучка друг другу. У кого в руках оказывается жучок, то произвольно пропевает свое имя).
Тётушка Матильда: А теперь, давайте споем про моего жучка-помощника.
Распевание. «Жук». Музыка Н.Потоловского
Тётушка Матильда: Вот теперь всё понятно, теперь я знаю как вас зовут, очень приятно!
Кис-кис-кис, моя ты киска,
Выйди к деткам покажись.
Молока тебе дам миску.
Ну-ка, киска, появись!
Ребята, не идет к нам киска, не знаю куда она подевалась… А вы не видели ее?
Дети: Нет, не видели.
Тётушка Матильда: А вы знаете песенку про киску? Может споете, она и появится?
Пение. «Кошечка». Музыка А.Витлина
Тётушка Матильда: Ой, как вы хорошо пели, ребятки. Я тоже очень петь люблю.
Очень петь люблю, ребятки,
Начинаю день с зарядки!
Физкульминутка
Наши чудные цветки
Распускают лепестки
(Дети сидят на корточках)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
Наши чудные цветки
закрывают лепестки.
(Начинают медленно вставать,
раскрывают руки над головой, раскачиваются).
Головой качают
Тихо засыпают
(раскачиваются
и медленно принимают исходное положение).
Музыкальный руководитель: Я слышу чей-то плач. Что случилось? Вы пока садитесь на стульчики, а я пойду посмотрю, кто там плачет.
(Дети садятся на стульчики, воспитатель выносит игрушку-котика)
Слушание
Воспитатель надевает на руку куклу-перчатку — кошечку, водит её.
Тётушка Матильда: Ребята, с кошечкой случилось несчастье. Она заболела, у неё носик совсем тёплый. Сейчас вы послушаете музыку, слов в ней не будет — вам все расскажет музыка. Для того, чтобы понять о чем говориться в музыке нужно внимательно вслушаться в нее.
Исполняется «Котик заболел» А. Гречанинова
Музыкальный руководитель: Скажите, пожалуйста, когда вы слушали эту музыку, настроение у вас было весёлое или грустное?
Дети: Грустное.
Музыкальный руководитель: А почему грустное? Как звучала музыка?
Дети: Печально, жалобно (варианты ответов детей)
Музыкальный руководитель: А почему музыка звучала печально?
Дети: Потому что кошечка заболела.
Музыкальный руководитель: Мне совсем не хочется, чтобы у нас у всех было грустное настроение. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы кошечка выздоровела?
Дети: Дать лекарство.
Музыкальный руководитель «даёт» кошечке «лекарство». Звучит весёлая музыка.
«Котик выздоровел» А. Гречанинова
Музыкальный руководитель: Я вижу, вы стали улыбаться, глазки у вас заблестели, настроение у вас поднялось. А почему?
Дети: Потому что кошечка выздоровела, она уже не болеет.
Музыкальный руководитель: И музыка как звучала?
Дети: Весело (радостно, громко)
Тётушка Матильда: И эта весёлая музыка подняла нам настроение, а теперь давайте потанцуем! Я ведь не зря вас приглашала, посмотрите, какие розы выросли в моем саду!
Игровое упражнение. «Упражнение с цветами». «Вальс» А. Жилина
Дети садятся на стульчики.
Тётушка Матильда:
А еще в саду цветы
Очень странной красоты!
Непонятные какие…
Я такие не растила! (показывает детям музыкальные инструменты)
Дети: Да это же дудочка и барабан!
Музыкально-дидактическая игра «Узнай свой инструмент».
Музыкальный руководитель: А сейчас я вас, ребята, приглашаю танцевать.
Как на танец мы умеем приглашать,
Можем мы тётушке Матильде показать!
Пляска. «Приглашение». Украинская народная мелодия. Обработка Г. Теплицкого
Игра. «Кто скорей возьмет игрушку»
(в игре используются игрушки по теме занятия: цветок, жучок, игрушка-кошка)
Тётушка Матильда:
Пришла пора прощаться нам.
Я очень благодарна вам.
Розы в группу забирайте,
И меня вы вспоминайте! (передает корзину с розами воспитателю)
Итог НОД
Музыкальный руководитель:
Ну что, ребята, где вы сегодня побывали?
Как звали тетушку?
Что растет в ее саду?
Кого мы еще встретили?
Кто вам больше всего понравился? Почему?
Что случилось с котиком? Как мы ему помогли?
Рефлексия. Сюрпризный момент. Если вам понравилось наше занятие, тогда на память о возьмите вот этих жучков (раскраски) и раскрасьте их в группе. А сейчас я с вами прощаюсь.
Прощание. Спеть сверху-вниз (соль-фа-ми-ре-до) «до-сви-да-ни-я».