Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Удивительная соль | ДЕТСТВО-ГИД

Удивительная соль

Конспект занятия по познавательному развитию

 «Удивительная соль»

для детей старшей группы

Еронова Александра Владимировна,

воспитатель МБДОУ № 10 г. Апатиты

Цель: изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.

Задачи:

Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении

опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Материал и оборудование: посылка с солью, стаканы с водой и ложки, лупы, клей ПВА, картон, тарелки с солью для рисования.

Предварительная работа:

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»

• Просмотр иллюстраций «Где и как добывают соль»

• Творческая мастерская «Рисуем с помощью соли»

Ход занятия:

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Ребята, сегодня к нам пришли гости.

Если каждый улыбнётся, утро доброе начнётся! Давайте поздороваемся

Дети: Доброе утро!

Ребята, сегодня утром у нас в группе я обнаружила посылку и на посылке написано «Открыть только с ребятами группы «Любознайки». А вам интересно узнать, что там?

Давайте скорее откроем ее и посмотрим, что там лежит. А тут еще и письмо есть. Давайте его прочитаем. Дорогие ребята, я великий волшебник. Чтобы узнать, что я там спрятал, нужно отгадать мою загадку. А ещё вам предстоит стать великими исследователями. Я знаю, что вы все любите узнавать много нового и интересного. Желаю вам удачи!

Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в посылке?

Без неё, ребята, повар, просто как без рук,

И становится вся пища, несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну конечно, это … (соль)

«Сегодня всем вам предстоит немножко стать учёными. В лабораторию пойдёте, и чудо -опыт проведёте, с волшебным минералом –солью».

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам поближе подойти к доске, я вам немножко подробнее расскажу о соли.

А что же такое соль?

Соль – это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и

здоровья человека. Соль, один из важнейших минералов на земле. Вообще, источниками соли являются моря и океаны. Есть много видов соли. Она бывает каменная, морская и поваренная. Каменная соль добывается в соляных шахтах (на экран выводятся следующие картинки). Вся шахта покрыта солью, её бурят вот такими бурильными машинами, затем перевозят на завод и там она перерабатывается, упаковывается и уже попадает к нам на стол.

 Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. В жаркую погоду морская вода испарялась до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно было собрать.

Как вы думаете, для чего нужна соль? Где люди используют её?

 1. В приготовлении пищи.

 2. В консервировании овощей.

 3.Также соль используют в медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

  4. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью снежные дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дороге, не поскользнулся, не упал.

  5. Ещё соль полезна животным. Они её очень любят облизывать.

Таким образом, делаем вывод, можем сказать, что соль нам очень необходима. Но и большое количество соли тоже вредно для здоровья. Употребление соли составляет 1 чайная ложка в сутки.

Ну вот ребята, теперь мы с вами знаем, для чего нужна соль и как её добывают.

Воспитатель: Ребята, кто работает в лабораториях?

Дети: Учёные.

А хотите ли вы стать великими учёными и узнать, а какими ещё свойствами обладает соль?

Но для этого мы с вами сделаем зарядку, потому что все учёные должны быть терпеливыми, сильными и смелыми.

Физминутка «Раз, два, три»

Ребята, а сейчас нам нужно надеть фартуки и пройти в нашу научную лабораторию. (Спокойным шагом проходим, занимаем места.)

Давайте посмотрим, с каким оборудованием работают учёные в лабораториях:

Лупа – это прибор, предназначенный для увеличения и наблюдения мелких предметов.

Микроскоп – это прибор, предназначенный для увеличенных более мелких изображений.

Пробирка – используется для проведения химических опытов.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила безопасности при работе с солью:

1. Не трогать руками глаза

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала смотри, а потом повтори

5. Выполнили – положили на место.

Договорились? Замечательно! И так, внимание, мы начинаем!

Опыт №1 «Определение свойств соли»

Перед вами стаканы с солью. Давайте мы её рассмотрим.

Что вы можете сказать о ее внешнем виде? (соль похожа на порошок, белого цвета).

Давайте определим, есть ли у соли запах?

Понюхайте её. Есть ли у нее запах? (без запаха).

Как вы думаете какая она на вкус? (соленая).

Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали).

Значит соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая).

Ребята, соль состоит из кристаллов, как это узнать? (надо посмотреть на соль через лупу)

-Возьмите лупы и рассмотрите соль через лупы и скажите, из чего состоит соль? (из кристаллов)

Какой сделаем вывод из нашего опыта?

Соль похожа на порошок белого цвета, без запаха, рассыпчатая, состоит из кристаллов.

Опыт №2

Ребята, а теперь в стаканчик с солью добавьте ложку воды. Что

произошло? Куда делась вода? Соль впитала воду, значит соль впитывает воду. А теперь давайте сделаем наоборот, возьмем ложку соли и добавим в стакан с водой. Размешайте.

Что произошло с солью? Да, ребята, соль растворилась в воде.

Изменился ли цвет воды? (нет).

А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёный).

 Какой мы сделаем вывод?

Если в стакане с солью немного воды, то соль впитывает воду, а если добавить в стакан больше воды, то соль растворится в воде.

Молодцы.

А теперь ребята повторим, что мы узнали о соли из опытов. (Она белого цвета, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды, цвет воды не меняется).

Давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру на сообразительность. Если вы услышите правильный ответ вам нужно хлопнуть в ладоши. Договорились?

— Утром солнышко встаёт…

— Днём светит луна…

— По утрам нужно делать зарядку…

— По утрам нельзя умываться и чистить зубы…

— Лучше всего играть в футбол на проезжей части…

— Плавать на речке можно только со взрослыми…

— Незнакомому человеку дверь не открывать…

— В лесу нужно шуметь и кричать…

— Лето самоё тёплое время года…

— Яблоки растут на березе.

— Сейчас идет дождь.

— Коровы летают очень высоко.

— Акула – это птица.

— Кровать – домашнее животное.

— Друзья всегда помогают друг другу.

— У любого зайца есть два уха.

— У любого слона есть хобот.

— Собака мычит.

— Корова рычит.

— Цветы нужны людям, чтобы их есть.

— У коровы есть рога.

— У медведя 6 лап.

— Грибы и ягоды растут в лесу.

— Зимой медведь спит в берлоге.

— Дети катаются на лыжах зимой.

— Коза умеет хорошо петь.

— На деревьях растут овощи.

— На деревьях растут фрукты.

А сейчас я хочу пригласить вас обратно в лабораторию.

Скажите мне пожалуйста, вы знали, что соль можно использовать в творчестве? А рисовали ли вы когда-нибудь солью? (ответы детей).

Давайте с вами попробуем нарисовать вот такое солнышко, чтобы в нашей группе стало ещё светлее и веселее (показ образца).

Перед вами лежат рисунки (шаблоны). Берем клей и наносим толстым

слоем по контуру. Чем больше будет клея, тем лучше. Стараемся это делать

побыстрее, чтобы клей не успел высохнуть. Как только нанесли клей, берем

ложку, набираем немного соли и насыпаем на рисунок. Насыпаем толстым слоем,

не жалеем. Теперь надо дать соли приклеиться, высохнуть клею, после этого

только мы с вами наши рисунки покрасим.

Пока у нас высыхает клей мы попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду.

Опыт «Тонет – не тонет?».

В стакане под номером 1 — простая вода

В стакане под номером 2 – мы сделаем очень соленую воду.

Добавить 4 ложки соли, размешать до полного растворения;

Опускаем с помощью ложки в стаканы по одному яйцу.

Что произошло?

В стакане под номером 1 яйцо утонуло.

В стакане под номером 2 всплыло на поверхность.

Соленая вода плотнее и тяжелее, чем обычная пресная вода.

Вот она и держит яйцо на поверхности.

Вот так в соленом озере можно лежать на волнах, как на диване.

Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?

Вывод: В соленой воде предметы не тонут.

Молодцы, ребята!

А сейчас возвращайтесь в лабораторию и заканчиваем наши работы.

Давайте, покажем гостям, что у нас получилось. Молодцы!!!

А сейчас, я попрошу вас выйти на ковер, встать в круг.

Ребята, вот наше исследование соли закончилось. Вы были хорошими

исследователями!

Скажите мне пожалуйста, вам понравилось сегодняшнее занятие?

Вам понравилось быть маленькими учеными?

 Про что вы сегодня говорили на занятии?

Что нового узнали про соль? (Она белого цвета, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды, цвет воды не меняется).

А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем им до свидания,

до новых встреч!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.