Конспект занятия по развитию речи
«Составление рассказа по сюжетной картине с помощью мнемотехники»
Малик Галина Анатольевна,
учитель-логопед ГКДОУ №34 «Золотой петушок»
города Невинномысска Ставропольского края
Коррекционно-образовательные цели. Продолжать формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине с помощью мнемотехники (мнемотаблицы). Закрепить умение детей самостоятельно формулировать и задавать вопросы (пресс — конференция), совершенствовать умение грамматически правильно строить 4- 5 словные предложения. Обогатить и активизировать словарный запас детей через построение синонимичных рядов и подбор нескольких признаков к одному предмету. Формировать умение логично, связно, последовательно строить речевые высказывания. Развивать творческие способности дошкольника, побуждая их придумывать различные варианты событий не изображенные на картине. Формировать умение находить связь между предметами, определять причинно-следственные отношения.
Коррекционно — развивающие цели. Развивать речевую активность, зрительное и слуховое внимание и восприятие, наблюдательность, мышление.
Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Сюжетная картина по теме «Рыбы», мнемотаблица, карточки — символы вопросов, микрофон, фломастер, предметная картинка с изображением золотой рыбки ,шкатулка с шоколадными монетками, карточки со словами, обозначающие обобщающие понятия.
Предварительная работа. Объяснение значения слова пресс- конференция.
Ход занятия:
- Оргмомент.
Логопед. Дети, у нас сегодня необычное занятие. Я предлагаю вам посетить выставку картин.
Вход на выставку по билетам. Выбирайте. Пожалуйста, прочитайте, что написано на вашем билете и назовите по три предмета или представителя вашей категории. (Детям раздаются карточки с написанными словами, обозначающие обобщающие понятия « Овощи», «Ягоды» и так далее). Дети называют предметы или представителей каждый своей категории. (Логопед приглашает детей пройти на свои места).
Логопед. Еще я хочу вас познакомить с необычной гостьей, которая находится на нашей выставке. Это гостья сказочная и волшебная и она может исполнять любые желания. Догадались кто это. (Показывается картинка с изображением золотой рыбки). По секрету вам скажу, что она приготовила для вас сюрприз.
II.Работа по теме.
- Рассматривание картины.
Логопед. Наш знакомый художник приготовил для вас новую картину. И мы с вами составим по ней интересные рассказы. (Выставляется сюжетная картина).
Логопед. Рассмотрите внимательно эту картину. (Дети рассматривают картину).
2)Разбор содержания картины. (Пресс-конференция).
Логопед. А сейчас мы с вами устроим пресс-конференцию. Вы журналисты и будете мне задавать вопросы по картине, а я отвечать на них.(На отдельной доске расположены карточки, на которых символами изображены вопросы).
Используя микрофон, дети задают вопросы по картине. Логопед отвечает на них.
(Примерные вопросы.
-Скажите, пожалуйста, какое время года на картине?
-Кто нарисован на картине?
-Я хочу уточнить, куда приехали дети?
-Скажите, пожалуйста, куда пошли дети?
-Кто пошел вместе с ними?
И так далее.)
Логопед. Пресс-конференция окончена. Всем спасибо. Молодцы. Я вижу, что вы научились задавать интересные вопросы.
3)Активизация и обогащение словаря признаков.
Логопед. Дети, на картине нарисованы щука и сом. Пожалуйста, подберите как можно больше признаков к этим словам. (Какая щука? Какой сом?)
4) Активизация и обогащение предикативного словаря.
Логопед. Ребята, скажите, как можно назвать слово-действие « ловить» другими словами. Дети взяли удочку, значит, они пошли (что делать?) — удить. Дети пошли на речку за рыбой, значит, они пошли (что делать?) — рыбачить.
Логопед. Вот сколько новых слов мы смогли подобрать к одному и тому же действию.
5) Развитие зрительного восприятия и наблюдательности. Логопед. А теперь поиграем и посмотрим кто самый внимательный.
-Еще раз посмотрите на картину и постарайтесь запомнить все детали .
(Картина переворачивается). Задаются вопросы с заведомо неправильными деталями сюжетной картины. Дети отвечают на них.
(Примерные вопросы
-Дети пошли на озеро?
-Наступила весна?
-Мальчик ловит рыбу сетью?
-Девочка кладет сома в сумку?
-У мальчика на ногах кроссовки?
-Дети приехали в город?
-Собака спокойно лежит на травке?
-Мальчик поймал карася?
И другие вопросы.)
Логопед. Молодцы, вы оказались очень внимательными.
6)Установление причинно-следственных отношений между предметами. Логопед. Пожалуйста, назовите два любых предмета на картине и объясните связь между ними. Например, дети — река. Дети пошли на реку. (Дети самостоятельно находят такие предметы и объясняют связь между ними.)
7)Физкультминутка. (Координация речи с движением, развитие подражательности.)
Рыбка плавает в водице ,
Рыбке весело играть( дети покачивают сложенными вместе ладошками из стороны в сторону ).
Рыбка, рыбка, озорница ( грозят пальчиком),
Мы хотим тебя поймать ( медленно сближают ладони).
Рыбка спинку изогнула ( медленно наклоняют вперёд сложенные ладони),
Крошку хлебную взяла (делают хватательное движение обеими руками ).
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла ( покачивают сложенными вместе ладонями вправо-влево ).
М. Клокова
8) Составление рассказа по сюжетной картине.
— составление плана рассказа с заполнением клеток мнемотаблицы
Логопед. Ребята, чтобы нам с вами легче было придумать рассказ, мы составим его план и заполним клеточки этой таблицы. (Предлагается мнемотаблица с незаполненными клетками.) Вы будете говорить, а я рисовать.
-Итак, если действие происходит на улице, значит, мы начинаем свой рассказ с названия …. (времени года). Я рисую букву «л». Почему?
-Дальше мы будем говорить о ком?….. (девочке и мальчике). Я рисую девочку и мальчика.
-Потом мы скажем, что дети приехали куда? ….. (в деревню). Я рисую небольшой домик и много деревьев.
-В следующем пункте плана мы расскажем, куда они пошли. Я нарисую, а вы расскажите, о чем этот рисунок. (Дети пошли на речку ловить рыбу.)
Затем мы расскажем про кого? …. (мальчика) и о том кого он поймал.
Потом будем говорить про кого?…. (девочку), что она делает.
И дальше про кого?… (собаку).
А теперь последняя клеточка. Смотрите, я рисую много точек и знак вопроса.
Скажите, что было дальше? Придумайте, чем закончилось история.
-Рассказы детей.
9)Заключительная часть. (Оценка работы детей)
Логопед. Молодцы, у всех были очень интересные и необычные рассказы!
А теперь вспомните
— Чем мы занимались на занятии?
— В какие игры играли?
— Что вам больше понравилось делать на занятии? (Ответы детей).
Логопед. Ну а сейчас сюрприз от золотой рыбки. Эту шкатулку — она достала с морского дна. Ей очень понравились ваши замечательные рассказы. Она благодарит вас и предлагает открыть шкатулку. (Дети открывают шкатулку и находят в ней золотые шоколадные монетки, логопед раздает угощение.)
Логопед. Занятие закончено.
Список используемой литературы:
1)Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет/авт.-сост. Л.М. Граб – Волгоград: Учитель,2010.- С.7-9
2)Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.-М.: ТЦ Сфера,2005-2008; С137